
16-18 мая 2019 года
«Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора принял участие в работе II Международного симпозиума «Образование и город: практики соучаствующего проектирования», 16 - 18 мая 2019 г. на базе
|
|
|
Московского городского университета (МГПУ) |
|
|||
Соорганизаторами симпозиума выступили |
|||
|
|
|
Дублинский городской университет (Ирландия) |
|
|
|
|
|
|
|
Тайбейский городской университет (Тайвань) |
«Повседневная образовательная миграция детского населения как феномен современного мегаполиса»- тема, ставшая предметом дискуссии участников.
Принятое несколько лет назад решение о создании в г. Москве образовательных комплексов призвано было решить проблему непопулярных школ и обеспечить равные возможности семей на получение качественных образовательных услуг по месту проживания, минимизировать ажиотаж вокруг школ с высоким репутационным рейтингом и создать комфортные и безопасные условия для обучения и развития.В современных условиях интенсивного развития городской среды и образовательного пространства, разнообразия предлагаемых возможностей и тонкой настройки запросов семей на качественные уникальные образовательные услуги вопрос повседневной образовательной миграции детей дошкольного и школьного возраста вновь приобретает свою актуальность.
В формате дискуссионной площадки прошло совместное обсуждение феномена повседневных образовательных перемещений детей в городе представителями педагогического сообщества, экспертной родительской общественности, управления и бизнеса.
Какова реальная инфраструктура доступности образовательных услуг сегодня в г.Москве? Как связаны пространственная структура города и образовательные услуги? Является ли фактор транспортного развития мегаполиса фактором роста повседневной образовательной миграции? Как можно классифицировать повседневные перемещения детей в городе с целью получения образовательных услуг, и когда они оправданы, а когда чрезмерны? Как можно использовать ресурсы города для социализации ребенка во время его повседневных передвижений? Эти и другие вопросы обсудили эксперты.
Модератором сессии выступила Заведующая лабораторией развития личности и здоровьесбережения МГПУ, кандидат педагогических наук Нехорошева Елена Владимировна (Россия)
Спикеры
Галузина Ольга Алексеевна (Россия)Заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОНМ
Володин Эдуард Игоревич (Россия)Заместитель директора по УВР (содержание образования) ГБОУ «Школа № 64»
Панкова Ольга Борисовна (Россия)Заместитель директора по оценке качества образования ГБОУ «Школа Глория»
Бокова Екатерина Александровна (Россия)Заведующая организационно-методическим отделом ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора
Мартынова Елизавета Александровна (Россия)Управляющий партнер образовательной платформы «Школа девелопера», руководитель направления альтернативного развития объектов и территорий инвестиционной компании KEY CAPITAL
Демьяненко Ирина Витальевна (Россия)Тренер, соавтор-методолог развивающих программ для учебных заведений и специалистов работающих с подростками, Smart Course
Для мегаполиса характерен феномен повседневной образовательной миграции детей школьного возраста (внутри МРСД, внутри и между округами, Москва-Подмосковье). Время, проведенное ребенком в дороге, в полной мере не используется ни в рекреационных, ни в образовательных целях, а также сопряжено с рисками для безопасности, здоровья, личностного развития, повышает напряженность и тревожные переживания родителей и временные затраты на дорогу.
В своем сообщении «Пассивный транспорт от дома до школы. Риски рутинной практики» Бокова Екатерина Александровна, руководитель организационно-методического отдела Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора тезисно осветила существующие проблемы и пути их преодоления с точки зрения рисков для здоровья и возможностей их профилактики:
Как и на что влияют эволюция искусственной среды городских и пригородных пространств и изменение родительских приоритетов при выборе образовательных услуг происходящие последние десятилетия?
В пространстве мегаполиса ежедневная практика индивидуальных и семейных пассивных передвижений стала нормой для большинства собственников личного автотранспорта.
Независимая мобильность детей и подростков при этом стремится к нулю.
Однако, вопрос отдаленных последствий сложившейся ситуации все еще остается недостаточно изученным.
ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛЕГКОВОГО ТРАНСПОРТА
- Воздействие факторов внутреннего пространства автомобиля.
Регулярное пребывание в экологически неблагоприятном пространстве внутренней среды автомобиля делает в отдаленной перспективе иммунную систему ребенка более уязвимой, поскольку нарушает выработку иммуноглобулина. Риски дебюта либо усугубления аллергических реакций и вероятность развития астмы увеличивается.
Проблемы
- Высокая концентрация загрязняющих веществ выхлопных газов микроокружающей транспортной среды. Диоксид азота и угарный газ: последствия-снижение концентрации, скорости реакции.
- ЗИМНИЙ ПЕРИОД - токсическое воздействие летучих соединений стеклоомывающей жидкости.
- ЛЕТНИЙ ПЕРИОД - воздействие бактериальных биопленок системы кондиционирования и паров неочищенной воды, используемой в системе стеклоомывания.
- Режим рециркуляции увеличивает концентрацию потенциальных аллергенов в внутреннем пространстве (пыльца, пылевые клещи, слюна и перхоть животных).
- Повышенная вероятность реализации перекрестного инфицирования пассажиров за счет роста вирусной нагрузки.
Решения
Максимальные требования к техническим характеристикам личного транспорта.
Соблюдение режимов очищения поверхностей салона и оборудования.
- Последствия активностей, осуществляемых во время передвижения.
- Еда (до двух основных приемов пищи реализуются в пространстве автомобиля). Отсутствие условий для полноценного приема пищи приводит к более вероятному выбору энергоёмких, продуктов, снеков.
Отсутствие условий для соблюдения должной гигиены рук перед приемом пищи увеличивает риски развития ОКИ.
- Использование гаджетов:
Неконтролируемая зрительная нагрузка- спазм аккомодации.
Излишняя звуковая нагрузка ( при движении повышают звук в наушниках до максимума) – нарушения слуха.
Ремни безопасности- часты случаи не использования, тяжелые повреждения в случае аварии.
- Сокращение времени ежедневной двигательной активности.
Отсутствие вклада пешей нагрузки маршрута дом-школа-дом в гигиенический минимум ежедневной физической активности.
ОДНАКО, ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПАССИВНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ
1. Риск травмирования среди учащихся начальной школы в обычные часы передвижения между домом и школой выше при ходьбе и езде на велосипеде, чем при поездке на автомобиле, и велосипедисты подвергаются большему риску травмы, чем пешеходы.
Chronic Dis Inj Can. 2014 Nov;34(4):195-202.Active and safe transportation of elementary-school students: comparative analysis of the risks of injury associated with children travelling by car, walking and cycling between home and school.
2. Пассажиры общественного транспорта, пешеходы и велосипедисты часто подвергаются большему риску воздействия загрязнённого воздуха и шума, чем пользователи частных автомобилей.
Environ Res. 2017 Apr;154:181-189. Particulates and noise exposure during bicycle, bus and car commuting: A study in three European cities.
3. Общественный транспорт (автобус и рельсовый транспорт) подвергает пассажиров в четыре раза большему воздействию летучих загрязняющих веществ по сравнению с пассажирами автомобилей , передвигающихся с закрытыми окнами.
Published online 2017 Nov 9. Personal exposure to fine particulate air pollution while commuting: An examination of six transport modes on an urban arterial roadway
Городской дизайн, характеризующийся чрезмерной зависимостью от автомобильного транспорта, и существующие предпочтения родителей в выборе транспортных решений напрямую связаны с неблагоприятными последствиями для здоровья. Необходимы дальнейшие исследования и поиски решений.