Забытые традиции: как постились на Руси

«Во время поста и пища проста»

поговорка


Соблюдение постов составляло неотъемлемую часть жизни православного человека. Пост – время обращения к Богу, покаянной молитвы. В этот особый период жизни полагалось вести себя благочинно: соблюдать порядок, спокойствие и послушание.

Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говения, придающая ему нравственную ценность. В старину считали: «Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их».

Николай Иванович Творожников «Нищие возле церкви» 1889 г.

В течение всего поста обстановкой и характером богослужения Церковь напоминает верующим, что в кающихся душах должно быть место не для веселья, а для смирения и сокрушения в грехах. Люди говорили: «Не смотри на себя – соблазнишься, не смотри на людей – усомнишься. Смотри на Христа – укрепишься».

Сергей Дмитриевич Милорадович «У исповедника» 1915 г.

По уставу Русской Православной Церкви во время поста следует воздерживаться от употребления скоромного. В те времена никому и в голову не могло прийти нарушить пост. Людей, которые не соблюдали пост- не принимали в обществе.

В народе говорили: «Одно спасенье - пост да молитва», «Придет пост, притянет редьку за хвост», «Постись духом, а не брюхом», «Хлеб да вода – здоровая еда», «Никто с поста не умирает», «На масленицу блины со сметаной, а в Великий пост – и сухариком сыт». В русских пословицах и поговорках присутствовала самоирония, например: «Все посты постимся, а никуда не годимся».

 

Елена Валерьевна Шумакова «Дыханьем деревенским наполнена изба...» 2013 г.

В старинной русской кухне четко разделялись постные и скоромные блюда. В Великий пост обедали только в четверг, субботу и воскресенье, в остальные дни даже царь мог довольствоваться черным хлебом с солью, солеными грибами и огурцами, стаканом кваса. В богатых семьях в пост готовили до тридцати и более блюд к одной трапезе, в небогатых – по два, три. Говорили тогда: «Год хлебородный – пост не голодный».Меню в Великий пост было следующим: борщ из свеклы, капустные щи, щи с грибами, гороховый суп без мяса, лапша из гороховой муки, солянка, зеленый горошек, заготовленный на зиму в бочках, рис с капустой, каша гороховая и бобовая, фаршированная репа, овсянка с черносливом и, конечно же хлеб. По свидетельству Владимира Даля меню Великого поста у северных крестьян было такое: редька пластами с постным маслом, вареные волнухи, горох, пироги ни с чем, в прихлебку с суслом, пирог с заварной капустой или грибами, ломтевой картофель с уксусом, похлебка с груздями, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша; печеная картошка, соленые огурцы, грузди и капуста, сусло с вишней, черемухой , костяникой, бояркой, брусникой; пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле и кисели пшеничный, овсяный, гороховый; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою, блины постные, шанежки, брусника и клюква с медом, пирог из малины или морковник из меда. На закуску: орехи, пряники, изюм, травник.

Сергей и Алексей Ткачевы «В баню» 1986 г.

В первый день поста нужно было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души. В понедельник пищу обычно не готовили, ели оставшийся с воскресенья хлеб.

Народ с большой любовью нес подвиг поста. Такое строгое его соблюдение вытекало из внутренней потребности глубоко верующего русского сердца. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней жизни, стремления очистить себя от всякой нечистоты и достигнуть единения с Богом.

Николай Петрович Богданов-Бельский «В церкви» 1939 г.