Советские рекламные плакаты о продуктах питания

Советские рекламные плакаты о продуктах питания

В конце девятнадцатого века художники, поднявшие рекламу на уровень произведений искусства, обеспечили афише, плакату роль главного объекта на художественном рынке того времени и спровоцировали необыкновенный интерес к ней публики и коллекционеров искусства. 

 «Афишемания» - новая выставка французской рекламы конца Х1Х-начала ХХ века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, она проходит с 21 февраля по 21 апреля 2019 года в Москве. В экспозицию вошли работы художников, чье творчество прославило жанр коммерческой рекламы. На выставке представлены работы в семи разделах, отражающих различные темы и аспекты искусства плаката: «Стены, заборы, витрины», «Живопись улиц», «Кабаре, театр, выставки», «Музы коммерции», «Велосипеды, аэропланы, шины», «Вино, табак, консервы», «Стиль эпохи «ар-нуво». 

 Предлагаем Вашему вниманию галерею коммерческой рекламы продуктов питания отечественных мастеров 30-х - 60-х годов. 

 «Сталинский ампир  - это не только высотки и помпезная мебель, но и роскошно оформленные конфетные коробки и винные этикетки, а хрущевский минимализм - не только пятиэтажки и дань оттепели в виде колченогих торшеров и фотопортретов Хемингуэя, но и  изящные, блестяще исполненные образцы промышленной графики» - так характеризует и отдает должное специалистам по рекламе того времени и их произведениям антикварный дилер, коллекционер Дмитрий Вишневский. 

 Оригинальные (выполненные гуашью, тушью и белилами) работы художников - графиков, которые легли в основу всех известных этикеток, утверждали на самом высоком уровне, а затем тиражировали для нужд народного хозяйства. 

 Рассматривая рекламные материалы продуктов питания того периода, невольно охватывает гордость за качество рекламируемой ими продукции. Жаль только, что сейчас реклама продукции и её качество не всегда совпадают.


Оригинальная упаковка с иллюстрациями картин известных художников, с фотоизображением достопримечательностей города Москвы делали продукцию кондитерской фабрики легко узнаваемой. Те, кто попробовал эти конфеты хотя бы раз, помнят этот восхитительный вкус.




Плакаты выполнены в графической манере. Разработкой рекламных материалов и упаковки для еды и напитков в СССР занимались нередко известные художники. И самый показательный случай – работы участников ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских) для пищевой промышленности. Это известные многим плакаты преподавателя этого учебного заведения знаменитого художника, графика и фотографа Александра Родченко. Или – его же совместно с супругой Варварой Степановой, панно на стене Дома Моссельпрома в Калашном переулке, которое рекламировало продукцию этой организации: конфеты «Мишка косолапый», молоко и пиво «Друг желудка». Текст этой рекламы придумал поэт В.В. Маяковский, ему же принадлежат и десятка других слоганов для пищевой промышленности. Например, «Долой запивающих до невязания лык, но пей Трехгорное пиво – пей «Двойной золотой ярлык».

 Это и этикетка консервированных дальневосточных крабов, которые Советский Союз в больших количествах экспортировал, например, в США, создав для этого в 1928 году собственный крабовый флот.  Дальневосточного краба добывалось так много, что его популяция в конце 1950-х стала стремительно сокращаться, а до этого времени крабы не только экспортировались, но и в огромных количествах продавались в большинстве советских магазинов, не считаясь дефицитом. С начала 1960-х годов крабы стали постепенно исчезать из продажи, став редким и дорогим деликатесом.





Икра, как и крабы, в СССР была также важной частью продуктового экспорта.









В 1947 году было в порядке вещей призывать советских граждан есть больше мороженого путем размещения соответствующего постера в журнале с большим тиражом – в «Огоньке».


В начале 1960-х годов в СССР начинаются серьезные перебои с продовольствием, в это же время случается неурожай зерновых и появляется много дефицитных продуктов. Это сказывается и на рекламно-печатной продукции пищевой индустрии. Её производится все меньше и меньше, в ней почти нет необходимости, исключение составляют рекламные работы для экспортных товаров (водка, икра), а также плакаты общего содержания – например, пропагандирующие здоровое питание.

Информация получена из открытых источников