Хлеб Сальвадора Дали

Даже спустя 30 лет после смерти о Дали продолжают говорить, спорить, его творчество обсуждают и изучают, а количеству подражателей и последователей нет числа. Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Наверное, с этим связано его особое отношение к еде. О жителях Каталонии – пограничной области между Францией и Испанией - бытует поговорка, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть. Недаром Дали говорил, что « всё красивое должно быть съедобно». ЕГО ЛИЧНЫМ БРЕНДОМ на протяжении всего творчества БЫЛ ХЛЕБ.

 Сальвадор Дали (1904-1989)

 Одна из первых его работ художника – «Корзина с хлебом» (1926) 

Хлеб Дали символизирует месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Он останется несъеденным. Он не предназначен для помощи многодетным семьям.

В 1933 году для сюрреалистической выставки в Париже Дали создал скульптуру «Ретроспективный бюст женщины» - фарфоровый бюст женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую вооружена бронзовая чернильница. Вокруг шеи обмотана полоска бумаги с танцующим мальчиком, на лице кишат муравьи как символ тления, на плечах початки кукурузы – пародия на современную парижскую моду. Эпатажный бюст просуществовал недолго. Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Пёс обошелся со скульптурой непочтительно и съел батон, вооруженный на бюст. Сейчас в театре-музее Сальвадора Дали выставлена реконструкция этой скульптуры.

В 1932 году были написаны две провокационные картины – «Антропоморфный хлеб» и «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающиеся содомизировать краюшку португальского хлеба», специально выполненные в палитре старых голландских мастеров. 

 «Антропоморфный хлеб» (1932) 

 «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба» (1932) 

«Хлеб всегда был одним из самых старых субъектов фетишизма и навязчивых идей в моих работах, первый и единственный, которому я более всего верен», - напишет он в 1945 году в каталоге выставки в Нью-Йоркской галереи.

В 50-е годы начинается новый этап в творчестве художника. Дали становится мистиком. Одна из самых замечательных работ этого периода «Мадонна Порт-Льигата».В центре картины «Мадонна Порт-Льигата» - парящий ломоть сакрального хлеба, представляющий собой тело Христа. Именно хлеб является центром мироздания, источником духовной силы, дарителем света.

 «Мадонна Порт-Льигата» (1949)

Постепенно хлеб, как универсальный символ исчезает из живописи Дали, но возрождается в различных инсталляциях, конструкциях, объектах поп-арта и фотографиях. Самой причудливой была идея создания хлебной мебели. В 1969 году Дали познакомился с известным французским булочником и предпринимателем Lionel Poilane. С этого времени его пекарня стала готовить для художника различные арт-объекты и скульптуры из хлеба, а в 1971 году Дали заказал целую спальню.

 Люстра из хлеба 

 Мебель из хлеба

Свою экстравагантную просьбу художник объяснить так: хочу проверить, нет ли в доме мышей. Заказ был выполнен. В память об этом событии пекарня, которой владеет уже третье поколение семьи, периодически готовит из фирменных буханок и багетов стулья и люстру, как для Дали. Хрупкие арт-объекты приходится менять каждые 7-8 лет, поскольку хлеб крошится и приходит в негодность.

В 1974 году был открыт театр-музей Сальвадора Дали, выполненный по проекту самого художника, который был назван крупнейшим сюрреалистическим объектом в мире. На территории музея можно увидеть скульптуры со знаменитыми шляпами-батонами.

Но более всего впечатляет орнамент стен самого здания: сотни аккуратно распределенных керамических буханок каталонского хлеба, традиционно выпекаемых в виде шляпы матадора. Башня Галатея, присоединенная к театру позднее, стала последней резиденцией художника. Здесь же он и был погребен со всеми почестями 25 января 1989 года.

И в завершении темы: инсталляции из эко-музея хлеба в Каталонии, вдохновленная работами Сальвадора Дали.

Кстати, может быть именно фантазии Сальвадора Дали оказались источником вдохновения для Тима Бирбаума и Джона Миллера, участников скетч-группы Serius Lunch, которые в 2012 году выдвинули идею фотопроекта под названием Baguette -me –nots или, как его окрестили, – «БАГЕТИНГА». Новый бум интернета, заключающийся в использовании багета вместо бытовых предметов, животных, детей или даже частей тела, последующем фотографировании и выкладывании фотографий на всеобщее обозрение в сети.