История системы школьного питания в России

История системы школьного питания в России

В многовековой истории России проблема борьбы за здоровье будущего поколения решалась достаточно последовательно. Эту последовательность можно проследить, рассматривая параллельно исторические этапы развития страны и становление системы школьного питания.

Царская гимназия: чай, «солонушка» и молитва

В первых гимназиях, открытых при Елизавете Петровне, ученики начинали день с куска хлеба весом не менее 100 грамм. Завтрак наступал лишь после трех уроков и сопровождался молитвами (впрочем, как и в обед и в ужин). В дореволюционной России все дети изучали Закон Божий и ходили на обедни, правила поста строго соблюдались. От платы за завтраки освобождались лишь беднейшие гимназисты. По воспоминаниям А.Л. Яворского, на пятак можно было купить «солонушку» (присоленную сверху булочку), выпить стакан чая и съесть три кусочка колбасы. На Бесстужевских женских курсах, например, был предусмотрен завтрак из двух блюд и обед – из трех. Цена за обед была небольшая - 30 копеек, со временем она снизилась до 16 копеек.

Послереволюционный период

В 1918 году, когда шла Гражданская война и началась иностранная интервенция, когда свирепствовали голод, эпидемии и разруха, когда вся страна находилась на жестком и очень ограниченном продовольственном пайке, 14 сентября Совет Народных Комиссаров принял декрет за подписью В.И. Ленина «Об усилении детского питания».

4 февраля 1919 года В.И. Ленин подписал Декрет об учреждении Совета защиты детей под руководством А.В. Луначарского, а в мае 1919 гола вышел декрет СНК «О бесплатном питании детей». Данным Декретом всем продовольственным организациям было рекомендовано обеспечить продуктами все школьные столовые и питательные пункты для детей, не обучающихся в школах. В дополнение к нему был образован Фонд детского питания, формируемый за счет особого налогового обложения населения и субсидий Государственного казначейства.

Первоначально задачи по организации питания школьников были возложены на Наркомат просвещения. В 1917 году был создан школьно-гигиенический отдел этого Наркомата, который впоследствии (11 июля 1918 года) был переименован в Отдел охраны здоровья детей и подростков и перешел в ведение Наркомата здравоохранения. При отделе в 1921 году были организованы диетические столовые для школьников, оздоровительные площадки при школах, санатории для детей, страдающих неврозами, туберкулезом, лесные школы.

В феврале 1921 года при ВЦИКе была создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия). По ее распоряжению было проведено общереспубликанское обследование детских учреждений, которое подтвердило, что «в данный момент основная задача заключалась не в улучшении жизни детей, а в «спасении подрастающего поколения от вымирания». Поэтому приоритетной задачей момента стало обеспечение всех детей республики (в первую очередь, сирот) нормальным питанием. Как следовало из материалов Деткомиссии, к 1921 году «питание детей» не было налажено «положительно нигде», «Дети ведут полуголодное существование, местами питаясь только хлебом и капустой или мерзлым картофелем». Деткомиссии необходимо было установить численность детей в различных регионах для организации снабжения их соответствующим количеством пайков по специально разработанной норме. Суточные нормы вначале не были едиными для всей Республики, а устанавливались в зависимости от местных условий. В среднем по стране каждому воспитаннику закрытого детского учреждения в сутки полагалось 200-300 г. хлеба, около 100 г. мяса или рыбы и столько же крупы, 300-400 г. картофеля, по 12 г. соли и сахара. В некоторых губерниях в продовольственную норму включали также яйца (по 20 шт. в месяц), молоко (по стакану в день) и овощи (около 200 г.). К сожалению, положенный по норме суточный паек на практике выдавали лишь в некоторых показательных детских учреждениях. В большинстве же из них овощи и белый хлеб не выдавали вообще, масло ,мясо и сахар были большой редкостью.

Следует также учитывать, что детские учреждения получали пайки только на уже учтенных детей, в то время как поток прибывающих в детдома сирот и брошенных детей с середины 1921 года увеличивался каждую неделю. Представители Наркомпроса и Деткомиссии не раз поднимали вопрос о необходимости создания, исходя из среднего числа ежедневно прибывающих детей, специального продовольственного фонда для их обеспечения. Однако, вопреки этим требованиям количество пайков не только не увеличивалось, а, напротив, сокращалось, а их состав становился все более однообразным и менее калорийным. Постепенно из детского рациона наряду с овощами, мясом, рыбой и пшеничным хлебом, практически исчезли молоко, яйца, гречневая, рисовая, манная и овсяная крупы. Даже в больницах детям не давали манной, гречневой, рисовой или овсяной каш, а тем более изделий из белой пшеничной муки.

В мае 1928 года в стране проводилась Всероссийская неделя «За здоровую смену». Основной задачей этого мероприятия было привлечение внимания широкой общественности к проблемам подрастающего поколения, оздоровлению быта, организации детсадов, пионерских лагерей, а также к вопросам здоровья и питания школьников.

К середине 30-х годов под руковод ством гигиенистов и детских врачей Д.Д. Бекарюкова, А.В. Молькова, А.Г. Цейтлина, Л.А. Сыркина, А.Я. Гуткина, С.С. Познанского, Е.П. Радина, Н.А. Глаголева закладывались основы гигиены детей и подростков. Для научной разработки проблемы в Москве в октябре 1927 года был создан Центральный научно-исследовательский институт Охраны здоровья детей и подростков. Аналогичные институты были созданы в Ленинграде, Горьком, Киеве, Харькове, Новосибирске, Ростове-на Дону и других городах. Одной из главных функций научно-исследовательских институтов являлась разработка направлений рационального и сбалансированного питания школьников, а именно соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма, физиологическое обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня. В соответствии с этими принципами питание учащихся следовало сбалансировать по содержанию основных пищевых веществ.

Подводя итоги становления системы школьного питания с 1917 по 1930 годы, можно сказать, что несмотря на то, что работа по созданию системы школьного питания была начата с нуля и проводилась в крайне тяжелых условиях послевоенной разрухи, экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, при отсутствии опыта, средств и кадров, в этой работе были достигнуты определенные успехи. Впервые в истории России были собраны воедино данные о количестве и состоянии детских учреждений, о численности детей в них и качестве их питания.

Послевоенный период

Важнейшей задачей школы в годы Великой Отечественной войны была забота о здоровье детей. Было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей с ослабленным здоровьем. При школах организовывались буфеты, где учащиеся получали по 50 г. хлеба ежедневно. В отдельных регионах для организации горячего питания школьников проводились декадники по сбору с населения и пришкольных участков картофеля, зерна и овощей.

В 1942-1944 гг. были предприняты меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания.

Из Государственного бюджета в 1944 году был выделен 1 млрд. рублей на строительство новых школьных зданий и организацию питания учащихся. Даже при отсутствии полных сведений о развитии системы школьного питания в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и в первые послевоенные годы можно с уверенностью сказать, что и в этот тяжелый для страны период система питания детей и подростков продолжала развиваться.

В соответствии с Планами развития народного хозяйства страны была поставлена задача обеспечить горячим питанием учащихся в каждой городской и сельской школе. Для этого необходимо было создать материально-техническую базу, которая дала бы возможность реализовать поставленную задачу – обеспечить учащихся горячими завтраками, а занимающихся в группах продленного дня и обедами. Школьники должны были получать горячий завтрак во время второй и третьей перемен в два или три потока в зависимости от вместимости столовой и режима занятий (продолжительность перемен устанавливалась в соответствии с уставом средней образовательной школы). График работы школьной столовой устанавливался администрацией школы по согласованию с организацией общественного питания.

Основным типом предприятия общественного питания в школах городов республиканского, краевого, областного подчинения являлась столовая системы государственной торговли, а в школах сельских районов – столовая, входящая в торговую организацию потребительской кооперации.

Столовые в школах организовывались в зависимости от численности обслуживаемых учащихся (из расчета одно место на четырех школьников) и режима питания и подразделялись на три вида:

  • столовые, работающие на сырье;
  • столовые – доготовочные, работающие на полуфабрикатах, вырабатываемых на других предприятиях общественного питания;
  • столовые – раздаточные, реализующие горячие завтраки и обеды, изготовляемые другими столовыми.

В соответствии с санитарными нормами и правилами (СНиП) в общеобразовательных школах на 8-20 классов (от 320 до 784 учащихся) организовывались столовые, работающие на сырье, а на 30 и более классов – соловые доготовочные. Указанные столовые снабжались всеми видами полуфабрикатов из базовых столовых или комбинатов школьного питания.

Кроме того, в школах были предусмотрены буфеты, которые реализовывали в основном завтраки и буфетную продукцию. Потребность школьной столовой в оборудовании определялась в зависимости от ее вместимости, численности учащихся, количества и ассортимента изготовляемой и реализуемой продукции, места нахождения и утвержденными нормами технического оснащения.

Питание учащихся должно было быть качественным, разнообразным, достаточным по количеству. Комплексные пищевые рационы зависели от физиологических потребностей в пищевых веществах и возрастной группы школьников.

60-70-е годы

В 60-70-е гг. прогрессивной формой организации рационального питания учащихся являлось приготовление и отпуск скомплектованных завтраков, обедов и полдников, разрабатываемых с учетом требований науки о питании. Количество пищи в единых комплексах должно было быть дифференцирвано по возрастным группам за счет увеличения для учащихся старших классов норм отпуска первых блюд и гарниров. Дифференцированное питание было организовано для трех возрастных групп учащихся: первая группа – школьники 1-5-х классов (7-11 лет), вторая – учащиеся 6-8-х классов (12-15 лет) и 9-10-х классов (15-17 лет).

В школах, где не было групп продленного дня, организовывалось одноразовое питание – школьный завтрак для учащихся первой смены и полдник – для учащихся второй смены. Для школьников, посещающих группу продленного дня, было организовано двухразовое питание: завтрак и обед, а в отдельных случаях, и полдник. В количественном отношении школьный завтрак (или полдник) составлял примерно 15%, обед – 35% калорийности суточного рациона питания школьника.

Меню скомплектованных завтраков и обедов должно было быть составлено так, чтобы каждое основное блюдо приготовлялось не чаще одного раза в неделю, за исключением блюд из молока и молочнокислых продуктов, в зимне-весенний период школьное питание витаминизировалось витаминами А и С.

Важнейшим показателем работы школьной столовой являлась правильная организация обслуживания школьников, которая должна была создавать условия, способствующие лучшей усвояемости пищи и повышению работоспособности школьников, а также воспитывать культурные навыки приема пищи и поведения за столом.

В работе школьных столовых использовались следующие формы обслуживания учащихся:

1. Организация групповых (коллективных) завтраков и обедов для школьников 1-5 –х классов.

При этой форме обслуживания обеденные столы заблаговременно сервировались, а за 5-10 минут до прихода учащихся дежурные подавали на столы завтраки или обеды. После приема пищи школьники сами относили использованную посуду к окну посудомоечного отделения или ставили на конвейер. Учащиеся приходили в зал организованно вместе с классным руководителем, который следил за порядком и поведением школьников за столом. За каждым классом закреплялись определенные столы, а за учащимися – места.

2. Самообслуживание.

Это наиболее удобная форма обслуживания школьников старших классов, когда учащиеся сами получали завтраки и обеды с раздачи.

3. Столы саморасчета.

Суть этой формы заключалась в том, что на отдельные столы расставлялись холодные закуски и блюда, хлебобулочные изделия, молочнокислые продукты, термосы с горячими напитками (кофе, какао, чай), а учащиеся сами выбирали себе блюда и расплачивались, опуская деньги в кассу-копилку.

4. Обслуживание через буфет.

При отсутствии в школе столовой обслуживание учащихся питанием организовывалось через буфет, в ассортименте которого предусматривались холодные закуски, молоко и молочнокислые продукты, булочные изделия, горячие напитки, кисели, компоты, различные бутерброды, фрукты свежие, очищенные сырые овощи (морковь, брюква и др.), соки. Горячие блюда включались в меню только в том случае, если для этого имелись необходимые условия (наличие торгового зала, соответствующего оборудования и т.д.). В буфете формировались комплексные завтраки и продукция, реализуемая через столы саморасчета.

5. Обслуживание в классах.

По согласованию с местной санитарно-эпидемиологической станцией в виде исключения (до организации столовой) допускалось обслуживание учащихся 1-3-х классов завтраками или полдниками в классных комнатах. В этих случаях завтраки и полдники состояли из несложных блюд, которые легко порционировались и не требовали для их раздачи большого количества посуды. Еда в классы доставлялась на лотках или тележках и раздавалась учащимся. Парты (столы) во время завтрака накрывались индивидуальными салфетками учащихся. При организации питания в классных комнатах выделялось помещение для хранения и раздачи расфасованных завтраков и мытья посуды. Важную роль в улучшении обслуживания учащихся играла система расчетов за отпущенные завтраки и обеды. Порядок расчетов за питание учащихся устанавливался в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР и Правления Госбанка СССР.

Наиболее приемлемой и упрощенной системой расчетов являлась абонементная. Она была удобна тем, что давала возможность объективно учесть количество питающихся, ускорить обслуживание и увеличить пропускную способность школьной столовой. Абонементные книжки выдавались в необходимом количестве школьной столовой (буфетом) специально выделенному представителю школы, на которого возлагалась обязанность вести учет питания. При этом одна абонементная книжка выделялась для расчетов за питание учащихся за счет средств бюджета и велась представителем школы, а вторая – для расчетов за питание учащихся за счет средств родителей и велась классным руководителем (воспитателем группы продленного дня), который оформлял расчеты за питание учащихся школы в целом. Учащиеся старших классов школы самостоятельно получали питание по абонементам, применяемым к учебных заведениях.

Общественное питание учащихся в городских и сельских общеобразовательных школах осуществлялось органами народного образования и организациями общественного питания (торговли) министерств торговли и потребительской кооперации. Взаимоотношение между ними регулировались типовыми договорами, в которых устанавливались права и обязанности администрации школы и администрацией столовой. Ответственность за организацию школьного питания в то время несли как руководители предприятия общественного питания, так и администрация школы.

Кроме того, администрация школы:

  • утверждала недельное (пятидневное) меню завтраков и обедов, разработанное с учетом необходимых требований, предъявляемых к рациональному школьному питанию;
  • совместно с руководством столовой и родительским комитетом школы разрабатывала график группового посещения учащимися столовой (буфета);
  • содействовала внедрению прогрессивных форм обслуживания школьников;
  • обеспечивала охрану товарно-материальных ценностей столовой (буфета) наравне с охраной школьного имущества;
  • использовала шефскую помощь промышленных предприятий, совхозов, колхозов для строительства, реконструкции и ремонта столовых, а также пристроек пищеблоков к действующим школьным зданиям, в которых отсутствовали столовые.

Значительная роль в организации питания учащихся в школе принадлежала педагогам (особенно классным руководителям) и родительским комитетам. По назначению директора школы педагоги дежурили в столовой и отвечали за организацию питания школьников в день своего дежурства. На родительских собраниях они обсуждали вопросы, связанные с организацией завтраков и обедов, выявляли возможности обеспечения школьников завтраками за полную стоимость или на льготных условиях, сопровождали учеников младших классов в обеденный зал, присутствовали во время приема пищи.

Родительские комитеты принимали активное участие в организации питания школьников, а именно контролировали работу школьных столовых , проводили мероприятия по улучшению организации и качества питания учащихся совместно с директором школы определяли порядок использования средств, выделяемых на организацию бесплатного и льготного питания учащихся. Всю работу по организации питания школьников родительский комитет осуществлял через комиссию по столовой, которая избиралась на родительском собрании. Полномочия комиссии по столовой были определены в Положении о комиссии общественного контроля за работой предприятий торговли и общественного питания и утверждены Постановлением Президиума ВЦСПС 31 июля 1964 года.

Таким образом, этот этап стал периодом создания материально-технической базы, которая позволила обеспечить учащихся городских и сельских школ горячими завтраками, внедрение прогрессивной формы организации рационального питания учащихся – приготовление и отпуск скомплектованных завтраков, обедов и полдников, разрабатываемых с учетом требований науки о питании.

Именно в этот период были заложены основы современной системы школьного питания:

  • разработаны первые организационные и нормативно-правовые документы в сфере школьного питания (на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов, направленных на модернизацию и совершенствование организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях);
  • сформулированы основные направления рационального и сбалансированного питания школьников (за последнее десятилетие при обследовании детей школьного возраста дефицит витамина С выявлен у 60-67%, В1 – у 44%, В2 –у 50-57%, фолиевой кислоты – у 69%, витаминов А и Е – у 28-29% и ц 40-60% школьников соответственно;
  • определены меры социальной поддержки отдельных категорий обучающихся в части обеспечения их бесплатным и льготным питанием (в Законе РФ «Об образовании» компенсация родительской платы за школьное питание не предусматривается);
  • создана материально-техническая база школьных пищеблоков более 85% школ, включая школьные пищеблоки, были построены и введены в эксплуатацию до 1980 года (по результатам мониторинга оборудование, инвентарь, посуда, инженерные сети пищеблоков школьных столовых изношены на 85-95%).

Российский опыт реформирования системы школьного питания (1998-2008 гг.)

В 1998 году после разразившегося экономического кризиса в РФ система дотированного школьного питания претерпела значительные изменения. Резкое недофинансирование данной статьи расходов в бюджете фактически перенесло груз финансовой ответственности за питание детей на родителей. В предшествующий 1998 году пятилетний период в России наблюдалось значительное снижение показателей охвата детей горячим питанием в образовательных учреждениях. К 1998 году по данным Роспотребнадзора РФ горячим питанием были охвачены от 30 до 50% учащихся школ. С рационом дети недополучали белки животного и растительного происхождения, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, необходимые для правильного роста и развития организма ребенка.

В силу отсутствия финансирования в достаточной мере во всех без исключения учреждениях было отмечено недостаточное употребление в питании детей кисломолочных продуктов, рыбы, соков, мясных продуктов, сливочного масла, овощей, фруктов, яиц.

В 1998 году в субъектах РФ дотации на питание школьников выделялись преимущественно из местных бюджетов из расчета 1,5% МРОТ на человека в день. Из федерального бюджета финансирование в соответствии с Законом РФ « О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных учреждениях начального и среднего профессионального образования» в размере 3% МРОТ на 1 человека в течение учебного года практически не проводилось. В самом трудном положении оказались учащиеся учреждений начального профессионального образования, находящиеся на полном государственном обеспечении. Субсидии для организации щадящего питания детей, страдающих хроническими заболеваниями органов пищеварения, сахарным диабетом, не выделялись практически повсеместно.

Учащиеся в сельской местности в большинстве регионов обеспечивались овощами, мясом, молоком и маслом за счет сельхозпредприятий. В городах закупка продуктов производилась детскими учреждениями самостоятельно, при этом приобретались самые дешевые, физиологически малоценные продукты питания, повсеместно практиковалась закупка продуктов на рынках без официальной документации, подтверждающей её безопасность.

Рацион питания по данным Минздрава РФ не соответствовал потребностям растущего организма школьника. В школьных рационах практически отсутствовали продукты питания, являющиеся источниками аминокислот, витаминов и микроэлементов. Резко, особенно в октябре 1998 года, сократилось число учащихся школ, имеющих возможность пользоваться услугами столовых в течение учебного дня. Ситуация в системе школьного питания в 1998 году не могла не сказаться на состоянии здоровья детей и подростков. По данным РАМН в 1998 году число детей с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза, частота выявления функциональных отклонений возросла на 20%., более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания, а у 75% девушек –выпускниц оканчивают школу с хроническими заболеваниями. Общая соматическая заболеваемость у подростков 15-17 лет увеличилась на 22%, болезни органов пищеварения на 8,6%, болезни костно-мышечной системы на 16,4%, болезни нервной системы и органов чувств на 8,5%.

Таким образом, состояние здоровья подрастающего поколения, проблема способности (готовности) детей к выполнению ими соответственных возрасту биологических и социальных функций, а также сложившаяся экономическая обстановка в стране не способствовала улучшению состояния среды обитания детей и подростков и предупреждению неблагоприятного воздействия на организм перечисленных выше факторов. Несмотря на попытки внедрения ряда государственных и местных программ по поддержанию системы школьного питания в 1998 году, таких как в республике Дагестан, ни одна из них фактически не достигла своей цели. В стране катастрофически не хватало финансирования для реализации подобных программ.

К 2000 году наметилась некоторая тенденция к сокращению неудовлетворения некоторых проб готовых блюд в детских организованных коллективах по санитарно-химическим и микробиологическим показателям на калорийность и полноту вложения продуктов, на вложение витамина С, особенно в начальных образовательных учреждениях, лицеях, учреждениях для детей-сирот. Имела место замена горячего питания буфетной продукцией.

Как и два года ранее, практически повсеместно отсутствовало финансирование питания школьников из федерального бюджета. Основным дотационным источником на питание детей являлись местные бюджеты, откуда средства на питание детей из многодетных семей и малообеспеченных семей и выделялись.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в целях улучшения питания был принят комплекс мер по освобождению школьных пищеблоков от местных налогов, проводились взаимозачеты, школьные столовые снабжались продуктами их из районных пищевых и сельхозпредприятий. На уровне областей было принято решение о снижении торговой наценки с 40% до 20%.

В то же время в некоторых регионах дотирование школьного питания было решено на 100%.

Широкое распространение получило самообеспечение продуктами питания организованных детских коллективов . На пришкольном участке преимущественно сельских школ выращивались овощные и ягодные культуры, разводились сельскохозяйственные животные. В ряде учреждений питание школьников было организовано на средства родителей. Заключались договора на прямые поставки мяса, рыбы, молока с сельхозпредприятиями или путем взаимообмена на продукцию растениеводства.

В 2000 году усилились тенденции к ухудшению состояния здоровья школьников. По данным Научного центра здоровья детей РАМН в 2000 году каждый третий ребенок 6 лет не был готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, около 70% детей страдали от гиподинамии.

По данным Института возрастной физиологии РАО, около 90% детей имели отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдала теми или иными невротическими синдромами. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имели хронические заболевания.

В 2001 – 2002 годах в Российской Федерации не было отмечено существенных изменений в функционировании системы школьного питания. Первые изменения появились в конце 2003 годв. По сути впервые Правительство РФ впервые обратило внимание на вопрос питания детей в общеобразовательных учреждениях.

В ноябре 2003 года состоялось заседание рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Министерству образованию России, Министерству здравоохранения России, Министерству труда России и Министерству обороны России совместно с органами исполнительной власти было поручено проработать вопрос совершенствования системы организации питания школьников, подготовить план соответствующих мероприятий и внести предложения в Правительство Российской Федерации. Было поручено принять меры по усилению контроля за организацией питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений разных типов и различной ведомственной принадлежности, предусмотрев в рационах продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенные микронутриентами, витаминными комплексами. Органам исполнительной власти было рекомендовано принять исчерпывающие меры по обеспечению обучающихся, воспитанников образовательных учреждений горячим питанием, принять меры по приведению в соответствие с санитарными нормативами и правилами условий деятельности учреждений школьного питания, пищеблоков (буфетов) образовательных учреждений.

Охват питанием (завтраки, обеды, экспресс-завтраки) обучающихся в образовательных учреждениях на начало 2004/2004 учебного года, по данным центров Госсанэпиднадзора, в среднем по Российской Федерации составил 62,6%. Горячее питание получали 57,6% школьников, причем в начальных классах школьным питанием были охвачены 79,5%, в 5-11-х классах – 52,7% учащихся. Эти показатели были уже бесспорно лучше, чем в 2002/2003 учебном году – 78,2 и 51,5% соответственно.

В 2003 году состоялись Всероссийские научно-практические конференции: «Среда обитания и здоровье детского населения» (Оренбург), «Здоровая образовательная среда – здоровый ребенок» (Архангельск), «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков» (Москва). В резолюциях конференций были обозначены пути по совершенствованию деятельности заинтересованных министерств и ведомств в области охраны здоровья детей и подростков, улучшении условий воспитания и обучения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. В то же время, в 2002 году, как и в предыдущие годы, практически не были предприняты конкретные шаги по изменению сложившейся ситуации.

Охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях на начало 2004/2005 учебного года, по данным центров Госсанэпиднадзора, в среднем по Российской Федерации составил 62,9% ( в 2003/2004 учебном году – 57,6%). В основном горячее питание получали ученики начальных классов. Старшеклассники чаще предпочитали буфетную продукцию. В связи с этим по настоянию Госсанэпидслужбы из ассортимента школьных буфетов были исключены газированные напитки, напитки, содержащие тонизирующие компоненты, чипсы, сухарики, жевательные резинки.

Учащиеся-сироты и проживающие в общежитиях дополнительно получали завтрак и ужин. Но из-за изменения законодательства, отмены ряда законов, которыми определялись льготы, ситуация значительно ухудшилась. За три месяца 2005 года охват горячим питанием школьников сократился практически на 10%.

Основными проблемами учреждений при организации школьного питания по-прежнему оставалось недостаточное финансирование, приведшее к ослаблению материально-технической базы пищеблоков, снижению содержания в рационах натуральных продуктов (мяса, рыбы, молочнокислых продуктов, яиц, овощей и фруктов). Выявлено в ряде регионов нерациональное и несбалансированное питание школьников: преобладание в рационе мучных изделий, бутербродов.

Охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях в 2006 году в среднем по Российской Федерации составил 69,3%, что на 0,8% больше, чем в предыдущем году, из них завтраки получают 74,8%учащихся, обеды – 38,8%.

В 2007 году охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях в среднем по Российской Федерации составил 69,3%, из них завтрак получали около 74,8%, обед – 38,8%.

В 2007 году отмечалась недостаточная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием.

Как показали проверки состояния питания школьников, одним из существенных недостатков в вопросах его организации является составление меню, исходя из стоимости продуктов питания, а не физиологические потребности в биологически ценных веществах, в результате чего рационы не сбалансированы по основным пищевым ингредиентам. В меню не включаются мясо, рыба, кисломолочные продукты, фрукты, молоко, яйцо, превалирует углеводистая модель питания, отмечаются уменьшение объема выхода порции, отсутствует витаминизация.

Таким образом, ситуация с организацией школьного питания до 2007 года оставалась практически неизменной. В отдельных регионах внедрялись программы «Школьное молоко», увеличивались дотации от местных органов исполнительной власти в регионах, но ключевые проблемы данного сектора социального питания так и не были решены. Данные обстоятельства не смогли не отразиться на существенном ухудшении здоровья детей и подростков.

Совершенствование системы школьного питания в наше время

Сегодня качество питания в школах и детских садах – одна из самых обсуждаемых тем, которая интересует практически всё общество – родителей, самих детей, органы власти. Производители продуктов питания, в свою очередь, также ориентированы на тему качества своей продукции, и вопрос их репутации здесь стоит на первом месте.

Новое направление развития качества системы питания в образовательных организациях получило развитие в связи с поручением Президента России Владимира Владимировича Путина и последующим принятием в 2020 году закона об обеспечении бесплатным горячим здоровым питанием всех учеников начальной школы. Таким образом, школьное питание – это вопрос общественной и государственной ответственности.

С точки зрения государства данный вопрос на сегодня является одним из самых актуальных. Например, федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» (входящий в национальный проект «Демография») уделяет огромное внимание совершенствованию системы законодательного регулирования здорового и безопасного питания, в том числе и в образовательных организациях, где ведущее положение заняла Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Еще одним направлением работы стала организация государственного мониторинга качества питания, методическое обеспечение общественного контроля за организацией питания детей в образовательных организациях и системное информирование о принципах здорового питания детей и родителей.

В период 2013–2020 гг. отмечалось уменьшение в 6 раз числа общеобразовательных организаций, в которых не были созданы условия для организации учащихся. Показатель охвата горячим питанием школьников имели за период 2011–2020 гг. позитивную динамику по всем возрастным группам и в 2020 г. составил 91,8 %.

Мониторинг качества среды обитания, контрольно-надзорная деятельность, оценка состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и его прогноз обеспечили разработку, обоснование и принятие результативных и эффективных решений по управлению риском для здоровья населения, адекватных возникающим в 2020 году угрозам.

Обобщая «уроки истории», следует отметить, что вопрос обеспечения качественным питанием школьников справедливо может быть приравнен к проблеме национальной безопасности государства, так как будущее России во многом определяется состоянием здоровья его наиболее динамичной части общества – детей.