![К здоровью через санитарное просвещение К здоровью через санитарное просвещение](/upload/iblock/cff/2v16z3zbxqozxdovztnqa6n3f3b36l4e/%D0%9A%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8E%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%20%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_0.png)
К здоровью через санитарное просвещение
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране и мире по-прежнему требует использования всего арсенала средств и методов профилактики. И санитарное просвещение остается востребованным массовым и эффективным методом профилактики.
В течение многих лет Роспотребнадзор накапливал богатейший опыт по анализу состояния здоровья населения и среды нашего обитания. На основе данных социально-гигиенического мониторинга определяются приоритетные проблемы в отношении факторов риска заболеваний, состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Эти данные сегодня ложатся в основу образовательных программ и просветительских проектов, а также организационно-методических подходов для осуществления массовых пропагандистских кампаний по основным аспектам здорового образа жизни.
Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья человека, связаны с его образом жизни и состоянием окружающей среды, необходима реализация всесторонней политики и усилий по профилактике заболеваний и укреплению здоровья, чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, а также стимулировать благоприятные для здоровья факторы внутренней и внешней среды.
Основными направлениями этих усилий являются:
-
поддержка стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни через обеспечение качественными медико-гигиеническими знаниями,
-
развитие соответствующих мотиваций и отношения к своему здоровью,
-
выработка умений и навыков здорового образа жизни и предупреждения заболеваний.
Здоровье же, как ценность, изначально принадлежит человеку и регулируется им самим, независимо от того, осознает он свою управляющую роль или нет. Следовательно, необходимо включить человека в контур управления в качестве равноправного партнера на всех этапах процесса управления здоровьем.
В итоге, образованность человека в области проблем сохранения и укрепления здоровья должна сыграть более важную роль, чем уровень лечебно-диагностических мероприятий. Этому будет способствовать создание определенной физической и социальной окружающей среды, по принципу «делать здоровый выбор более легким выбором».
Несмотря на то, что санитарное просвещение является самостоятельным разделом здравоохранения, государственная санитарно-эпидемиологическая служба России сыграла ключевую роль в становлении данного направления работы. Создаваемое в начале XX века как государственная система здоровьесбережения и направленная главным образом на борьбу с инфекционными заболеваниями, санитарное просвещение сегодня приобретает еще большую актуальность перед вызовами информационного мира телекоммуникаций.
Преобразование системы санитарного просвещения от эпизодического пассивного восприятия пропагандируемых гигиенических знаний и навыков к методике планомерного гигиенического воспитания и обучения, предусматривающей систематическое и комплексное воздействие на человека, в 70–е годы позволило констатировать высокий (порядка 80%) уровень гигиенических знаний и навыков у населения. Но уже в 90-е годы ХХ столетия отмечался спад системной санитарно-просветительной деятельности. Последствия особенно ярко проявились в виде негативного отношения части населения России к проведению противоэпидемических мероприятий в период распространения новой коронавирусной инфекции.
В этой связи можно сделать вывод об актуальности санитарно-просветительной работы даже в период относительного эпидемиологического и социального благополучия, необходимости постоянного совершенствования системы гигиенического воспитания и обучения различных слоев населения, применения научно обоснованного подхода с использованием современных информационных и коммуникационных технологий с помощью электронных средств и цифровых систем связи.
Именно это направление является главной задачей ФБУЗ “Центр гигиенического образования населения” Роспотребнадзора. Наш Центр обеспечивает решение задач Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и организаций, по исполнению государственных функций в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по различным аспектам гигиенического воспитания и обучения населения, профилактики инфекционных, паразитарных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, и распространяет среди населения знания о здоровом образе жизни.
Масштабирование средств, методов и форм работы Центра по санитарному просвещению позволит обеспечить максимальный охват населения Российской Федерации санитарно-просветительной работой, добиться создания в нашей стране информационной среды, обеспечивающей распространение знаний и формирование устойчивых навыков поведения населения для обеспечения его здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Узнать больше об истории нашего Центра можно здесь.