Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей

Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей

Осанка — это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц. При правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Правильной осанка считается, если равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника, голова расположена ровно и подбородок смотрит прямо.

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них-шейный и поясничный отделы-обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других-грудной и крестцовый отделы-обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет амортизирующую функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Каждый человек имеет свою осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Осанка нестабильна, она может улучшаться или ухудшаться.

Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития.

Формирование правильной осанки с детских лет является одним из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы, так как эластичность детского скелета при неправильном положении тела легко приводит к образованию деформаций.

Костная система детей существенно отличается от костной системы взрослых большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Кости ребенка более гибки и эластичны, то есть больше поддаются деформации. Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам. Особенно поздно заканчивается формирование костей кистей и стоп.

В течение всего школьного периода костная система у детей остается еще окончательно не сформированной. Периоды риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, вторым - период полового созревания.

Прогрессирование процесса нарушения осанки может происходит у физически слабо развитых детей, при гиповитаминозах, пониженном питании, после перенесенных вирусных или инфекционных заболеваний. Неправильное положение тела может привести к патологии систем органов. Изменение осанки способствует деформации грудной клетки, изменению положения легких, снижению объема вдыхаемого воздуха за счет постоянного давления на легочную систему.

Искривление позвоночника бывает трех видов:

  • кпереди - патологический лордоз,
  • кзади - патологический кифоз
  • боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается.

В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза может возникнуть кифоз и наоборот. Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным.

Приобретенный сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение.

Часто сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным для родителей; проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины, а после отдыха искривление исчезает.

Прогрессированию искривления способствуют неправильная посадка (за партой, столом или у музыкального инструмента), ношение тяжелого портфеля, сумки или рюкзака в одной руке или на одном плече.

Это все усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли.

Формирование правильной осанки и лечение сколиоза основано на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача - ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, а также ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой и столом, обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться.

Всем детям с начальными признаками сколиоза следует строго выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (по руководству д.м.н. Н.Б. Мирской)

1. Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)
  • Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.
  • Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.
  • Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).
2. Упражнения в позиции, лежа на животе
  • Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.
  • Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.
  • «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.
3. Упражнения для шейного отдела
  • Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.
  • Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.
4. Упражнения на четвереньках
  • Кошечка. Прогнуть - выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.
  • Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.
5. Отжимания
  • Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.
  • Отжимания от стола, стула, пола.
6. Упражнения для дыхания
  • Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.
  • Диафрагмальное дыхание: во время вдоха - живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха - живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).
  • живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут. Упражнения № 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе.

Предлагаемый комплекс лучше сочетать с общей физической подготовкой, занятиями на турнике, гимнастическом мяче, упражнениями для укрепления брюшного пресса, оздоровительным плаванием.