Плоскостопие у школьников

Плоскостопие у школьников

Движение тела и походка во многом зависят от строения ног и нижней их части - стоп. Стопа состоит из 26-ти костей, соединенных мощным связочным аппаратом. В положении стоя стопа образует своды - продольный и поперечный, которые при ходьбе пружинят и защищают тело и мозг человека от сотрясений и чрезмерных нагрузок. Рост и формирование стопы завершается к 23-25 годам.

Среди заболеваний костно-мышечной системы плоскостопие занимает одно из первых мест. Плоскостопие проявляется в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в ногах, отечности голеней и стоп, появлении мозолей и «натоптышей» на подошвах.

Плоскостопие — это изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного и поперечного сводов. Оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода, вследствие чего при ходьбе вся или бОльшая часть поверхность стопы касается пола.

Если опорно двигательный аппарат развивается гармонично, то к 6-7 годам свод стопы приобретает правильную форму. Точно сказать, что у ребенка плоскостопие, возможно только после 6-7 лет. Детский костный аппарат стопы до этого возраста еще не окреп, и отчасти представляет собой хрящевую структуру. Связки и мышцы все еще слабы и подвержены растяжению. До этого возраста стопы могут казаться плоскими, так как выемка с внутренней стороны стопы заполнена жировой мягкой тканью, прячущей костную основу. И можно говорить о предрасположенности к плоскостопию, которое может появиться, если не заниматься его профилактикой.

Для того чтобы определить, есть ли у вашего ребенка плоскостопие, проведите небольшой тест:

Чистый лист бумаги положите на пол. Намажьте ступни любым жирным кремом, поставьте ребенка на этот лист. На бумаге останется четкий отпечаток стопы. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно к ней нарисуйте прямую, пересекающую углубление стопы в самом узком месте. Если отпечаток ее узкой части занимает не более одной трети линии, соединяющей края подошвенного углубления, стопа нормальная.

Если достигает середины линии - возможно это плоскостопие, обратитесь к специалисту (врачу-ортопеду).

У детей дошкольного возраста стопа интенсивно развивается, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Однако, в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, и можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) и наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Другой причиной, вызывающей уплощение стопы и плоскостопие, является неправильная обувь. У девочек в подростковом возрасте хождение на высоких каблуках приводит к уплощению поперечного свода, при этом происходит смещение центра тяжести тела вперед с последующей деформацией тазовых костей и смещением органов малого таза. Нельзя также носить в течение всего дня обувь совершенно без каблуков: тапочки, кеды, чешки, и т.д.

Сохранить правильную походку и осанку, а также предотвратить деформацию стоп помогает правильно подобранная обувь.

Обувь для девочек, которую они носят в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по ширине каблук должен занимать 1/4 подметки. При таких каблуках значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого и приспособлены. Мальчикам правильно подбирайте спортивную обувь - кеды, кроссовки, а также классическую обувь для ежедневного использования.

Кроме того, вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, так как она не может поддерживать своды еще неокрепших связок, мышц голени и стопы.

Для профилактики плоскостопия нужно постепенно и систематически тренироваться совершать продолжительные пешие прогулки, ежедневно заниматься гимнастикой, включая пружинящие прыжки, приседания, ходьбу на носках, пятках, наружных и внутренних краях стоп. По возможности, делать своему ребенку массаж стоп, руками и массажным мячиком. Приобретать для малыша удобную и хорошую обувь. В теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, песку, гальке. Укрепляют мышечно-связочный аппарат ног и всего организма занятия спортом - футбол, легкая атлетика, плавание, фигурное катание.

Основным методом коррекции плоскостопия является ежедневная специальная гимнастика для стоп.

1. Упражнение «Каток». Катать вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Выполнять вначале одной, затем другой ногой.

2. Упражнение «Разбойник». Сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараться подтащить под пятку разложенное полотенце (салфетку), на котором лежит какой-либо груз (небольшой камень или книга). Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

3. Упражнение «Маляр». Сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3-4 раза сначала одной, затем другой ногой.

4. Упражнение «Сборщик» - сидя на полу или стоя собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для белья и т.д.), и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не допускать падения предметов при переносе.

5. Упражнение «Художник» - карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

6. Упражнение «Гусеница» - сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются, и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.

7. Упражнение «Кораблик» - сидя на полу с, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).

8. Упражнение «Серп» - сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

9. Упражнение «Мельница» - сидя на полу с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.

10. Упражнение «Окно» - стоя на полу разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая ступни от пола.

11. Упражнение «Барабанщик» - сидя на полу, согнуть ноги в коленях, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх-вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения - колени постепенно выпрямляются.

12. Упражнение «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед каждым упражнением следует немного размять стопы.

 

Подробнее см. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях (под редакцией чл.-корр. РАМН, профессора Кучмы В.Р. и д.м.н. Храмцова П.И.) – М.: Издатель НЦЗД, 2012 – 181 с.