Когда начинаются экзамены

Когда начинаются экзамены

Подготовка к экзаменам – напряженный и ответственный период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть успешная сдача экзаменов.

В этот период меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях.

Известно, что резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии, а это может существенно снизить работоспособность.

В течение продолжительного времени учащимся приходится выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, письмо, математические действия и др.), что значительно ускоряет наступление утомления.

Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка ввиду продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные напряжения – все это требует от учащихся четкого и рационального режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые бы обеспечили их организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.

Многие учащиеся испытывают страх перед экзаменами. Главная причина такого страх заключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Обычно это бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок, ослабления организма после перенесенной до этого болезни, неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований и др.

Нередко страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности (из-за недостаточности знаний и подготовки) перед надвигающейся неприятностью (низкая оценка на экзамене).

Напряженная умственная работа в этот период сопровождается у подростков отрицательными психоэмоциональными реакциями – беспокойством, тревогой, волнениями, что в значительной мере отражается на аппетите и обменных процессах организма. При этом могут появиться и несвойственные для данного школьника черты поведения в виде необоснованного упрямства, грубости, несдержанности, подавленного мрачного настроения, обидчивости, плаксивости и др.

Между тем при рациональной организации режима труда и отдыха неблагоприятное влияние этого напряженного и ответственного периода на психоэмоциональное состояние организма учащихся бывает менее значительным.

Многие нарушения организации режима самостоятельных учебных занятий и времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности.

Нередко учащиеся, предоставленные сами себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются до позднего вечера, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.

«Как же готовиться к экзаменам?» Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым старшеклассником и все больше его тревожит по мере приближения учебного года к концу. С этим вопросом они обращаются и к учителям, и к родителям и к старшим товарищам уже прошедшим это испытание. От каждого из них можно получить ценный совет. Но, как правило, никто из ребят, готовящихся к экзаменам, не обращается за советом к врачу. Некоторые из учащихся скептически улыбнутся: чем же может помочь врач, что он может посоветовать при подготовке к экзаменам? И они ошибутся. Советы врача нужны, и те, кто последует его советам, без сомнения, сдадут экзамены легко и без особого волнения.

Что же советуют врачи?

Прежде всего, режим дня в экзаменационный период не должен отличаться от обычного, если конечно раньше он соблюдался, т.к. при его резком изменении развивается болезненное состояние десинхроноз. Это состояние, при котором происходит нарушение привычного ритма работы большинства органов и систем организма, в первую очередь центральной и сердечно-сосудистой.

1.      Вставать нужно, как и в учебное время, в 7.00-7.30 часов утра и не забывать о зарядке.

2.      Чтобы зарядка доставляла удовольствие, в неё нужно включить упражнения, которые с охотой выполнялись на уроках физкультуры. Участвовать в  упражнениях должны все группы мышц, особенно мышцы плечевого пояса, шеи, спины. Зарядка и душ придают бодрость на весь день. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима учащимся. Физические упражнения помогают быстрее ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать нервную систему. После гимнастики «период врабатывания», т.е. переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние оптимальной работоспособности короче, что в свою очередь значительно увеличивает время продуктивной работы.

3.      Завтрак должен быть сытным и обязательно горячим: омлет, каша, котлета, чай или кофе с молоком, хлеб с маслом.

4.      Занятия лучше начинать в то же время, что и занятия в школе, т.е. в 8.30-8.45. Занятия в утренние часы наиболее плодотворны: ведь именно в это время (с 10 до 12 часов) у большинства учащихся отмечается первый подъём уровня работоспособности.

5.      Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учащегося. Так, у части школьников почти с самого начала работы отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом, когда усвоение учебного материала ухудшается перейти к повторению более легких вопросов. Другие учащиеся в начале занятий обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. В таких случаях следует, наоборот, идти от простого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.

6.      Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длительного времени подготовки к экзаменам является правильная смена видов деятельности. В процессе занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха – примерно через каждые 40-45 минут. Перерывы не должны превышать 10-15 минут, иначе может снизиться настрой на занятия, приобретенный во время работы.

7.      Отдых не должен быть пассивным. Лучше встать из-за стола, открыть форточку,

сделать несколько физических упражнений из комплекса утренней зарядки: потягивания, наклоны в разные стороны. Дать отдых для глаз, сделав несколько упражнений:

-          быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз;

-          крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз;

-          вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;

-          в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Легкие физические упражнения и движения во время напряжённого умственного труда играют роль «физических стимуляторов». Утомление на некоторое время исчезает, если принять прохладный душ.

Некоторые учащиеся считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и как бы не замечать его, но отрицательное влияние этого фактора самым неблагоприятным образом сказывается на работоспособности. Утомление наступает значительно быстрее из-за того, что головному мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы «задерживать» посторонние звуки от их проникновения в сферу сознания. Понятно, что такая добавочная нагрузка на мозг является излишней, а наиболее продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины.

8.      Через 3 часа занятий, примерно в 11.30, перерыв должен быть более длительным

(30-40 минут) 2-й завтрак (творог, молоко, яблоко), после которого можно выйти ненадолго погулять. Прокатиться на велосипеде, поиграть в мяч. После такого отдыха на воздухе можно позаниматься ещё 1,5-2 часа.

9.      В 13.30-14.00 – обед, а после него 1,5-2-х часовой отдых, во время которого нужно

погулять на улице, лучше всего в парке или сквере. В хороший летний день можно сполна использовать все его возможности – поиграть в мяч в теннис, даже искупаться, если пляж не далеко. Только не следует загорать. В это время дня солнце очень жаркое и принесёт только вред. Кроме того, после загорания школьник вряд ли будет в состоянии сесть за книги. Прогулка на свежем воздухе хороша, но нужно помнить, что с 16 до 18 часов, возможно, ещё многое выучить и повторить, потому, что в это время, как и утром, начинается 2-й подъём работоспособности. Ведь раньше именно в это время начиналось выполнение домашнего задания. И будет не разумно упускать его для занятий. Заниматься следует так же, как и утром, т.е. 2,5-3 часа с небольшими перерывами через каждые 40-45 минут. В 19 часов книги и тетради нужно отложить до следующего утра.

10. В 20.00 – ужин. На ужин рекомендуются творожные изделия, каши, молоко, кефир или простокваша. Нельзя есть на ужин мясные, рыбные и бобовые блюда, т.к. они трудно перевариваются, возбуждающе действуют на нервную систему и нарушают сон.

11. После ужина – отдых. Телевидение следует ограничить, а лучше на время подготовки к экзаменам совсем исключить из распорядка дня. Это не отдых от занятий, а дополнительная нагрузка на глаза и нервную систему. Лучше ещё на 1 час выйти на улицу. Прохладный вечерний воздух сразу снимет усталость после напряженных занятий. Учащимся не стоит отказываться от обычных обязанностей по дому, ведь смена деятельности – лучший отдых.

12. После напряжённого учебного дня школьник нуждается в полноценном сне, который обеспечивает нервным клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает работоспособность. Сон представляет собой разлитое торможение, которое возникает в коре полушарий головного мозга и оберегает нервные клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна обменные процессы направлены на восстановление энергетических ресурсов организма. Чтобы сон школьника был полноценным необходимо соблюдение режима сна, т.е. ложиться спать и вставать в одно и то же время. Здесь родители должны быть твердыми и настойчивыми. Спать следует ложиться не позже 10 часов вечера.

13. Перед сном нужно хорошо проветрить комнату, а на ночь оставить форточку или фрамугу открытой. В теплые летние ночи можно спать и с открытым окном, если оно не выходит на шумную городскую магистраль. Продолжительность ночного сна в этот напряжённый период должна быть не менее 9-ти часов.

         Таким должен быть каждый день подготовки к экзаменам.

Некоторые учащиеся в этот период приобретают вредную привычку заниматься поздно вечером и даже ночью. Ночная работа менее эффективна, чем дневная. Кроме того, после занятий в ночное время учащиеся недостаточно отдыхают днем. В результате утомление накапливается. После одной ночи, проведенной за рабочим столом, школьник несколько дней ощущает вялость, работает непродуктивно. Занятия по ночам истощают нервную систему и приводят к хроническому состоянию сонливости. Каждый человек знает, как тяжело преодолевать сонливость и как медленно при этом идет работа.

Низкая работоспособность в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык трудиться в основном в светлое время суток. В связи с этим в его организме выработался определенный слаженный ритм жизненных процессов, при которых работоспособность наиболее высока в дневные часы и снижается до минимума в ночные. Потому – то день и является более благоприятным временем для работы, а ночь – для сна.

Таким образом, следует не только отказаться от занятий в вечерне и ночное время, но и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умственную работу.

Нередко учащиеся для борьбы со сном и для подъёма работоспособности в период подготовки к экзаменам прибегают к всевозможным стимуляторам. Одни пьют крепкий чай или кофе, другие принимают различные фармакологические средства. Эти стимулирующие высшую нервную деятельность средства после кратковременного эффекта приводят к ослаблению функции коры головного мозга.

Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена. Поэтому в этот день много заниматься не следует. Планировать расписание занятий нужно так, чтобы в день перед экзаменом заниматься только до обеда. А после обеда нужно хорошо отдохнуть, погулять в парке, во дворе, пораньше лечь спать, приготовив заранее все для следующего дня. Утром рекомендуется проделать все привычные гигиенические процедуры.

Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, некоторые школьники регулярно получают на экзаменах оценки ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали). Существуют и другие учащиеся, которые обычно получают оценки выше, чем знают. В связи с этим нельзя забывать о психогигиене в период экзаменов. Главное постараться быть спокойнее.

Учащимся, особенно страдающим от страха перед экзаменами, целесообразно провести предварительную репетицию по всем правилам настоящих экзаменов. Роль экзаменатора могут выполнять как одноклассники, так и кто-либо из взрослых. Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а на подлинном экзамене появятся уверенность и спокойствие.

Нередко экзаменующиеся не столько вдумываются в вопрос билета, сколько лихорадочно следят, как спрашивают других. В таком случае лучше не изнывать в ожидании, а идти отвечать первым.

Если учащийся в процессе изложения материала перескакивает с одного на другое без какого-либо смыслового порядка, то, значит, ему недостает четкости, даже если он и ничего не пропустил. Выработке четкости в ответе очень помогает стремление отвечать так, будто педагог ничего не знает из рассказываемого материала, и учащийся ему сообщает об этом впервые. Очень помогает для ответа составление плана.

После сдачи экзамена не следует сразу же приступать к подготовке следующего предмета. Остаток экзаменационного дня – время для разрядки, отдыха, восстановления сниженной работоспособности.

К врачам часто обращаются с вопросом: «Можно ли развить память и что для этого нужно делать?» Да, память поддается тренировке и развитию.

Люди используют разные типы памяти. Так одни, например, лучше запоминают материал, который видят своими глазами – это зрительный тип памяти, другие лучше усваивают услышанное – слуховой тип памяти, третьи хорошо заучивают материал делая при этом записи – двигательный тип памяти. У некоторых людей отдельные типы памяти сочетаются и образуют зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухо-двигательный и другие варианты.

Обычно у учащихся из многих типов памяти развиты один или два, а остальные слабее. Часто это результат бессознательной тренировки одного типа памяти во время обучения в начальных классах.

Нужно стремиться развивать и использовать для запоминания материала разные типы памяти, чередуя их. Например, прочитать раздел учебника (зрительная память), затем проговорить прочитанное вслух (слухо - речевая память) и записать ключевые, особенно важные или трудно запоминающиеся разделы учебного материала (моторная память).

Во время подготовки к экзаменам обязательно полноценное регулярное питание. В этом, конечно, должны помочь своим детям родители или другие взрослые члены семьи. Не надо злоупотреблять сладостями, надеясь повысить свою работоспособность. Головной мозг лучше работает при полноценном разнообразном питании. В дневной рацион должны быть включены мясо, рыба, овощи, фрукты, ягоды, фруктовые и овощные соки, молочные продукты, крупяные блюда, растительное и сливочное масло.

Как видите, приведенные выше советы просты и легко выполнимы. А об их эффективности можно судить по такому факту: потерпевшие неудачу на экзамен часто приходят к врачу с жалобами на головную боль, головокружение, быструю утомляемость.

Постепенно в беседе выясняется, что все эти жалобы – следствие неправильно организованной подготовки к экзаменам. «Утром подолгу спал…», «Читал детективы…», «По вечерам долго занимался…», «Допоздна сидел у телевизора…» - вот из чего складывался предэкзаменационный период у этих «горе-учеников».

Таким образом, правильная организация всего экзаменационного периода (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит его отрицательное влияние на организм школьника, будет способствовать успешной сдаче экзаменов.