Защита прав потребителей при оказании юридических услуг

Защита прав потребителей при оказании юридических услуг

За юридической помощью обращаются в тех случаях, когда без профессионального юриста самостоятельно невозможно защитить свои права и разрешить спорные ситуации.

Но иногда, к сожалению, качество оказанных юридических услуг является ненадлежащим? Необходимо защищать свои права. Как именно это сделать?

Вопросы защиты прав потребителей при невыполнении условий договора об оказании юридических услуг исполнителем регулируются нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Права заказчика при оказании юридических услуг

Сначала нужно понять, какие у вас есть права, как у заказчика юридических услуг. Для этого необходимо внимательно изучить условия договора перед его подписанием.

При оказании юридических услуг (подготовка претензии, заявления в суд, жалобы и др.), также необходим договор – это обязательное условие оказания юридических услуг.

В договоре должны быть прописаны:

  • стороны – кто является заказчиком, а кто исполнителем;

  • перечень оказываемых услуг;

  • стоимость этих услуг;

  • права, обязанности и ответственность сторон;

  • сроки исполнения договора (оказания юридических услуг);

  • исполнитель услуг и иные условия договора.

Если у вас возникнут вопросы или сомнения, задайте юристу соответствующие вопросы, предложите свои изменения в те или иные условия договора.

На что следует обратить внимание при подписании договора:

К договору должна быть составлена спецификация (смета), в которой указаны:

  • наименование каждой услуги, стоимость и их количество.

  • сроки начала и окончания оказания услуг

  • срок прекращения действия договора об оказании юридических услуг

Договор прекращает свое действие, когда завершается оказание услуг по нему.

После завершения оказания юридических услуг по договору должен быть составлен акт приема-сдачи оказанных услуг (акт выполненных работ) с описанием объема оказанных услуг. Данный акт подписывается каждой из сторон (вами и юридической компанией).

Подписание акта об оказанных юридических услугах свидетельствует о том, что:

  • услуги оказаны полностью и надлежащим образом;

  • вы не имеете претензий к юридической компании.

Подписывать данный акт следует только при полном отсутствии претензий к юридической компании.

Договор прекращает свое действие в случае одностороннего отказа от юридической услуги.

Помните, что у вас есть право на отказ от юридической услуги в любой момент.

В этом случае договор расторгается путем подписания соглашения о его расторжении. Или же подписывается двусторонний акт приема-сдачи оказанных услуг с указанием перечня оказанных вам услуг, их стоимости и суммы, подлежащей возврату.

Важно понимать, что при отказе от юридической услуги и расторжении договора вы должны будете оплатить юридической компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Какие права может нарушить исполнитель по договору об оказании юридических услуг?

  • выполнил дополнительные платные услуги без вашего согласия.

  • нарушил сроки оказания юридических услуг.

При нарушении начальных или конечных сроков оказания услуг Вы вправе:

  • назначить новый срок исполнения;

  • поручить оказание юридических услуг третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами.

В этом случае возможно потребовать от исполнителя:

  • возмещения понесенных расходов.

  • уменьшения цены за оказание услуги;

  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Также вы вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных вам в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Обратите внимание, что в случае нарушения установленных сроков оказания юридических услуг исполнитель должен уплатить вам за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки - неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена договором об оказании услуг не определена – от общей стоимости заказа.

Если качество оказанных юридических услуг является ненадлежащим.

Какие услуги являются некачественными при оказании юридических услуг:

  • неявка правозащитника на судебное заседание в назначенное время;

  • непредставление суду имеющихся документов, которые могут помочь в решении дела;

  • линия защиты строится на основании устаревших законов, либо основывается на неверной трактовке действующих;

  • разглашение конфиденциальной информации, которой поделился заказчик;

  • недоведение до заказчика информации о существенных изменениях в ходе дела и пр.

Важно понимать, что неудовлетворение результатом оказанной услуги (исходом дела) не является показателем качества услуги. Оказывая юридические услуги фирма не гарантирует стопроцентного результата. Решение по делу, руководствуясь нормативно-правовыми актами Российской Федерации и на основании материалов дела (предоставленные документы, вещественные доказательства, свидетельские показания и пр.), принимает суд.

При оказании услуги ненадлежащего качества, вы вправе потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

  • соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

  • провести повторное выполнение работ;

  • возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной юридической услуги своими силами или третьими лицами.

  • полного возмещения убытков, причиненных вам в связи с недочетами выполненной работы (оказанной услуги).

Важно: если в установленный договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены или повторно проведены с таким же ненадлежащим качеством, то вы вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.

Как защищать нарушенные права при оказании юридических услуг?

В случае выявления фактов нарушения ваших прав юридической компанией (ненадлежащее качества услуг, нарушение сроков оказания услуг, дополнительные платные услуги) оформляйте их в виде претензий, с которыми нужно обращаться к исполнителю услуг (юридической компании).

Обратите внимание, что все претензии необходимо оформлять в письменной виде и в 2-х экземплярах. Один направляйте юридической компании (лично или по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении), второй оставляйте себе, с отметкой о получении представителем юридической компании.

Если исполнитель (юридическая компания) отказывается в удовлетворении ваших требований, вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

Также вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор (территориальные органы).