Лев Васильевич Громашевский: основоположник отечественной эпидемиологии

Сейчас многие эпидемиологические термины используются не только врачами, но и обычными людьми. Все знают, что грязные руки — это фактор передачи инфекций, а коронавирус имеет воздушно-капельный путь передачи.

В этой статье мы расскажем о Льве Васильевиче Громашевском – ученом, почти сто лет назад создавшем теорию об эпидемическом процессе. Она описывает пути, факторы и механизмы передачи инфекций, принята во всем мире и актуальна до сих пор.

Лев Васильевич Громашевский (1887-1980) родился в г. Николаев Российской империи. После окончания в 1904 году гимназии, он поступил в Новороссийский университет на физико – математический факультет, но в 1905 г. перешел на медицинский факультет того же университета. В 1905 году Громашевский вступает в ряды партии большевиков, начинает участвовать в революционной деятельности. В этой связи в 1910 году его арестовывают и высылают в Архангельскую губернию. 

В 1911 г. Громашевский обращается с просьбой заменить ссылку поездкой в Маньчжурию для борьбы с легочной чумой. Просьба удовлетворена, и он определен на должность «эпидемиологического» врача.

Свою врачебную деятельность Лев Васильевич Громашевский начинает в качестве «эпидемиологического» врача в составе русской противочумной экспедиции в Маньчжурии.
Л.В.Громашевский приехал в Маньчжурию в самый разгар эпидемии чумы. Русскую экспедицию врачей возглавлял выдающийся ученый Д.К.Заболотный, участвовали в ее работе добровольцы: врачи и студенты-медики, которые прибыли из России. 

Работа была чрезвычайно опасной; за время миссии в противочумном отряде умерло 39 человек.

За участие в борьбе с эпидемией чумы Л.В.Громашевскому было разрешено сдать экзамен на звание врача, что он и сделал, получив осенью 1912 года диплом «лекаря с отличием». 

После получения врачебного диплома, Лев Васильевич работает врачом в земских губерниях, а в 1914 году его призывают в армию и отправляют на фронт, где в это время бушует сыпной тиф. Громашевский возглавляет бактериологическую лабораторию 16 Головного эвакопункта Западного фронта и, помимо врачебной деятельности, занимается политической работой: выступает в войсковых частях и учреждениях Западного фронта, разъясняя позицию большевиков. После демобилизации в 1918 году Громашевский возвращается на гражданскую службу и назначается на должность заведующего Одесской дезинфекционной камерой.

Дезинфекционные камеры в то время — это комплексные противоэпидемические учреждения, в состав которых входят бактериологические лаборатории, изоляторы, транспорт для эвакуации инфекционных больных. 

Под руководством Громашевского дезинфекционная камера была модернизирована в дезинфекционную станцию, круг ее полномочий расширен.

Работники дезстанции отвечали не только за проведение дезинфекции, но и за своевременную изоляцию больных, проведение прививок, санитарное просвещение. Для подготовки вспомогательного медицинского персонала при дезстанции были созданы краткосрочные курсы.

С 1920 г., в дополнение к основной работе, Лев Васильевич принимает должность старшего ассистента кафедры эпидемиологии, а с 1923 года - заведующего кафедрой эпидемиологии и кафедрой социальной гигиены Одесского медицинского института. 

По инициативе Громашевского при кафедрах эпидемиологии и социальной гигиены Одесского медицинского института был организован кружок санитарного просвещения в Красной Армии.

По характеристике Д.К. Заболотного, Л.В.Громашевский - один “из немногих солидно подготовленных эпидемиологов - практиков, знающих не только методические приемы борьбы, но изучавших на деле условия развития и распространения эпидемий. В качестве преподавателя эпидемиологии Л.В.Громашевский проявил организаторские способности и живой лекторский талант”.

Формирование эпидемиологии как самостоятельной учебной дисциплины в системе подготовки врачей происходило при непосредственном участии Громашевского.

"Страна, серьезно ставящая перед собой задачи культурной революции и вместе с тем поголовно зараженная глистами …. насчитывающая десятки миллионов людей, зараженных малярией, и на одной этой инфекции ежегодно терпящая материальный ущерб, значительно превосходящий стоимость сооружения Днепростроя….. должна включить эту маленькую «роскошь», этот небольшой расход, готовить врачей, знакомых с современными мерами борьбы с заразными заболеваниями", - говорил он.

Разработанная Громашевским программа курса общей эпидемиологии послужила основой для курсов эпидемиологии во всех медицинских институтах СССР.

23 октября 1923 г. Лев Васильевич Громашевский был назначен ректором Одесского медицинского института. На своем посту, помимо большой административной, общественной и педагогической работы, Громашевский активно занимается наукой. Его интересы сосредоточены на эпидемиологии и социальной гигиене. В это время выходят работы Громашевского по организации дезинфекционного дела, борьбе с эпидемиями сыпного и брюшного тифа, холеры, проводятся масштабные гельминтологические исследования.

В 1928 г. Лев Васильевич Громашевский переезжает в г. Днепропетровск, где работает директором санитарно-бактериологического института, создает в Днепропетровском медицинском институте самостоятельную кафедру эпидемиологии. 

В 1931 г. его вызывают в Москву, где поручают организовать Центральный Институт эпидемиологии и микробиологии Наркомздрава РСФСР (сейчас - Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии им. академика Н.Ф.Гамалеи). Помимо этой работы, Громашевский в 1931 году возглавил кафедру эпидемиологии Центрального института усовершенствования врачей Наркомздрава СССР (сейчас - Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования).

В этот же период Громашевским завершена огромная работа по созданию учения об эпидемическом процессе, результаты опубликованы в руководстве «Общая эпидемиология» в 1941 году.

Руководство «Общая эпидемиология» Громашевского является медицинской классикой.

До работы Громашевского уже было накоплено огромное количество разнообразных материалов по эпидемиологии отдельных заразных болезней человека, но не существовало единой точки зрения специалистов о том, что же именно является предметом изучения эпидемиологии. Большинство считало, что это эпидемия - быстрое распространение инфекционной болезни. Но Громашевский думал иначе: предмет изучения эпидемиологии - эпидемический процесс, то есть «цепь следующих друг за другом специфических инфекционных состояний».

«Отдельный случай заразного заболевания, - писал он, рассматриваемый как таковой, содержит в себе достаточно материала для биологического его изучения … Но сколько бы этих случаев мы ни изучали подобными методами, от суммы их нельзя перейти к пониманию эпидемии, если не подняться от понимания отдельного случая заражения к совершенно своеобразному по своей природе процессу, каким является эпидемия». 

Громашевский сделал вывод о том, что основу эпидемического процесса составляет взаимодействие трех составных звеньев – источника возбудителя инфекции, механизма передачи возбудителя и восприимчивого организма (эпидемиологическая триада Громашевского).

Сохранение возбудителя в пpиpoде, по Громашевскому, возможно только при условии его перемещения из одного организма в другой («пеpедача инфекции»), а механизмы, которые обеспечивают это пеpемещение – «механизмы пеpедачи».

Доказательство основополагающей значимости механизма пеpедачи инфекции в поддеpжании эпидемического пpоцесса - важнейший вклад Гpомашевского в миpовую науку.


Также Громашевский сделал важный вывод о том, что эволюционно сформиpовавшиеся механизмы передачи разных возбудителей находятся в строгом соответствии с их преимущественной локализацией в организме. Соответственно локализации формируются и пути передачи инфекций. Громашевский пришел к заключению о том, что наибольшее эпидемиологическое значение имеют лишь тpи пути выделения: 1) с фекалиями; 2) с выдыхаемым воздухом и 3) чеpез покровные ткани или слизистые оболочки.

Следующий вывод: от источника инфекции к восприимчивому организму возбудители пеpемещаются через объекты внешней сpеды или «фактоpы пеpедачи"».

В роли фактора передачи могут выступать воздух, вода, продукты питания, живые переносчики, «фомиты».

Термин «фомит» (от англ. fomites) широко используется, особенно в последнее время, и обозначает любые неодушевленные предметы, контактирующие с источником инфекции и участвующие в переносе возбудителя.

Обобщив эти сведения, Гpомашевский выделил 4 механизма пеpедачи возбудителя: 1) фекально-оральный; 2) pеспиpатоpный или воздушно-дыхательный; 3) контактный и 4) кровяной или тpансмиссивный.
Учитывая специфичность механизмов передачи, Громашевский классифицировал инфекционные заболевания, разделив их на 4 группы:

1) кишечные инфекции с фекально-оральным механизмом передачи возбудителей; 

2) дыхательные инфекции с аэрогенным механизмом передачи возбудителей; 

3) кровяные инфекции с "трансмиссивным" механизмом пеpедачи; 

4) наружно-покровные инфекции с контактным (повеpхностно-контактным) механизмом передачи возбудителей.

Введя в научный оборот термин "эпидемический процесс", Громашевский и его последователи смогли связать pазобщенные в пpостpанстве и вpемени отдельные случаи инфекционных заболеваний и доказать, что они являются звеньями одного процесса.

Благодаря учению Громашевского об эпидемическом процессе, давно и хорошо известные понятия выстроились в стройном порядке, создав связанную систему эпидемиологических представлений.

Громашевский считал, что эпидемический пpоцесс - единственная форма существования инфекционного заболевания. В связи с этим логичным явился его вывод о возможности ликвидации инфекций в случае направленного воздействия хотя бы на одно из трех звеньев эпидемического процесса.

О правильности подхода Громашевского к ликвидации инфекционных болезней свидетельствуют успехи человечества в ликвидации натуральной оспы, когда мероприятия по борьбе с ней были направлены главным образом на третий элемент эпидемического процесса – восприимчивое население (вакцинация населения).


С началом Великой Отечественной войны Лев Васильевич был призван в ряды Советской Армии и назначен главным эпидемиологом Закавказского военного округа, затем Крымского фронта, с 1942 года - Московского военного округа.

В октябре 1942 г. его отзывают с военной службы для продолжения работы в качестве заведующего кафедрой эпидемиологии Центрального института усовершенствования врачей. В это же время он, совместно с эпидемиологом Григорием Моисеевичем Вайндрахом, начинает работу над руководством «Частная эпидемиология».

Руководство «Частная эпидемиология» вышло в свет в 1947 году. В нем, помимо этиологии и патогенеза отдельных инфекций, описывался также и механизм их передачи.

В 1948 г. Громашевский переезжает в Киев, где организует и возглавляет Институт инфекционных болезней АМН СССР, заведует кафедрой эпидемиологии Киевского медицинского института. Он занимается научной и педагогической деятельностью, продолжает совершенствовать учение о механизме передачи инфекции и классификацию инфекционных болезней. В результате выходят в свет дополненные издания руководства “Общая эпидемиология”.

За свою жизнь Л. В. Громашевский опубликовал 225 научных работ, был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета», многими медалями.

Лев Васильевич продолжал работать до глубокой старости. Ему посчастливилось быть свидетелем триумфа своего учения, увидеть результаты его практического внедрения, воспитать несколько поколений эпидемиологов, которые работали уже «по Громашевскому».

Вклад Льва Васильевича Громашевского в эпидемиологию огромен и дает основание считать его крупнейшим деятелем мирового масштаба в области профилактической медицины. Его руководства по эпидемиологии — это классические труды, на которых учатся и будут учиться многие поколения эпидемиологов.