Громбах Сергей Михайлович: разработчик системы комплексной оценки состояния здоровья детей

Сергей Михайлович Громбах (1909 - 1987) — советский врач, педиатр, гигиенист и историк медицины, доктор медицинских наук, профессор. 1959-1986 годы - заместитель директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

Будучи студентом, С.М. Громбах серьезно увлекся психиатрией, но встреча с П.М. Ивановским, заведующим кафедрой школьной гигиены 1-го Московского медицинского института, страстным борцом за детское здоровье, произвела глубокий переворот в его душе. Ивановский сумел увлечь романтического юношу благородными идеями, связанными с сохранением и укреплением здоровья подрастающего поколения, и Сергей Михайлович посвятил свою профессиональную деятельность гигиене детей и подростков.

После защиты кандидатской диссертации Громбах вскоре начал работу над докторской. Обе диссертации были посвящены истории медицины. Но ему не сразу удалось защитить докторскую диссертацию. Состоявшемуся ученому пришлось написать вторую докторскую, которую он, наконец, блестяще защитил.

После работы на кафедре школьной гигиены I-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова в начале 50-х годов XX века С.М. Громбаха пригласил директор Государственного педиатрического института (Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, а ныне НИКИ педиатрии им. ак. Ю.Е. Вельтищева) профессор С.П. Борисов заведовать гигиеническим отделом. 

В Педиатрическом институте раскрылся необычайный талант и высокая работоспособность С.М. Громбаха.

С.М. Громбах анализировал терморегуляцию новорожденных, занимался исследованием микроклимата детских учреждений, начал работу над актуальными проблемами детской микробиологии, а ночами со своими сотрудниками изучал микроклимат московского метро! В отделе работал дружный творческий коллектив, и научным идеям не было конца...

В 1956 году Сергей Михайлович Громбах выпустил монографию «Гигиеническое обоснование норм температуры воздуха в учреждениях раннего возраста», в которой подытожил серию научных работ своих сотрудников. Одновременно он написал ряд интересных статей, заметок и научно-популярных брошюр.

В 1959 г. в Москве был организован первый и единственный в мире Институт гигиены детей и подростков.

Профессор С.М. Громбахa проработал там 27 лет заместителем директора по науке.

С.М. Громбах сформулировал теоретические основы гигиены детей и подростков. Им были разработаны принципы комплексной оценки состояния здоровья детей. Он предложил анализировать состояние здоровья по нескольким критериям: наличие или отсутствие заболеваний в момент осмотра; функциональное состояние основных органов и систем растущего организма; частота заболеваний; уровень развития к данному моменту и степень гармоничности развития. Эти исследования и поныне не утратили актуальности.

В 1959 году вышла его монография «Гигиена учебных занятий в школе». В 70-е годы в различных медицинских журналах была опубликована серия установочных работ С.М. Громбаха, в которых определены задачи и перспективы развития гигиены детей и подростков и отдельных ее разделов.

Наиболее важной научной работой С.М. Громбаха стала разработка системы комплексной оценки состояния здоровья детей.

Суть его новаций завораживает своей простотой и оригинальностью. Он писал, что для оценки состояния здоровья детских коллективов необходимо проанализировать состояние здоровья каждого его члена, т.е. каждого ребенка. Задача врача при этом заключается не только в констатации заболевания, если такое имеется, но и в определении социальной дееспособности ребенка, свободного проявления биологических и социальных его возможностей и превращения их в действительность.

Для этого ученый предложил оценивать состояние здоровья любой группы детей по 4 критериям:

  • наличие или отсутствие заболеваний в момент осмотра;
  • функциональное состояние основных органов и систем растущего организма;
  • частота заболеваний;
  • уровень и степень гармоничности развития на данный момент.

Эта система была ассимилирована во все области медицинской науки и практики, она стала основой оценки состояния здоровья жителей Советского Союза.

Одна из последних работ С.М. Громбаха была посвящена кривым работоспособности учащихся. Он предложил блестящую систему анализа работоспособности школьников по результатам выполнения корректурных проб.

В экспериментальных гигиенических исследованиях корректурная проба — своеобразный золотой стандарт. Она позволяет проводить массовые исследования и при этом довольно точно диагностировать утомление, его объем, характер и др. Классические исследования работоспособности детей обычно построены на комплексной оценке результатов выполнения корректурных проб.

С.М. Громбах стандартизировал методы обработки корректурных проб и описал благоприятные и неблагоприятные типы работоспособности. Эти исследования и поныне не потеряли своей актуальности. Они дают возможность не только выводить индивидуальные кривые работоспособности, но и достаточно точно определять уровень работоспособности целых детских коллективов, даже в динамике.

В течение своей жизни профессор исследовал многие проблемы гигиены детей и подростков: «школьная зрелость», акселерация, физическое развитие детей, возрастная психогигиена, микроклимат детских учреждений, работоспособность и утомляемость школьников, возрастная токсикология и многое другое.

Монографии, методические разработки, научные статьи, его яркие и глубокие выступления на многих советских и международных форумах содействовали развитию гигиены детей и подростков в нашей стране.