Театрализованные формы санитарного просвещения в России 20-х – 30-х годов. «Устные газеты», «Живые газеты». История и современность

   

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ 20-х  –  30-х ГОДОВ

«УСТНЫЕ ГАЗЕТЫ», «ЖИВЫЕ ГАЗЕТЫ». ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Россия… Молодая республика Советов … Начло 20-х годов… Ещё не закончилась гражданская война. Положение в стране – тяжелое. Проблем масса: экономические, политические, социальные и прочие. В стране разруха, голод, свирепствуют болезни: холера, брюшной и сыпной тифы, туберкулез, сифилис и другие.

В этот период актуальной была политическая агитация в Красной Армии. Конечно выходили газеты и в них объяснялись позиции большевиков, но большинство красноармейцев читать не умело. Их стали знакомить с содержанием газет устно, просто читать передовицы, так называемые, «УСТНЫЕ ГАЗЕТЫ». Но оказалось, что это чтение им было скучно и не очень понятно. Тогда-то и появились «ЖИВЫЕ ГАЗЕТЫ». На «сцену» выходили самодеятельные артисты с коллективной декламацией, песнями, фельетонами, частушками и изображали в лицах врагов Советской власти, с одной стороны, и представителей Советской республики, с другой стороны, тем самым объясняя солдатам, почему им необходимо воевать. Являясь по сути дела театрализованной формой работы с населением, затрагивающей актуальные политические и социальные проблемы, «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» отражала историю нашей страны, борьбу за новый быт, борьбу с массовыми инфекционными заболеваниями. Как клубная театрализованная форма «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» возникла из устных форм (чтение вслух монологов, куплетов, фельетонов, частушек). Очень быстро эти самодеятельные коллективы становились профессиональными и начинали разъезжать по фронтам со своей арт-программой. А сами себя они стали называть агит-бригадами. Вскоре «ЖИВЫЕ ГАЗЕТЫ» были уже во всех городах, по всей стране. Это тысячи и тысячи самодеятельных коллективов, которые создавались на базе домов санитарного просвещения, клубов, школ. 

Тексты для декламаций, куплетов и частушек, «ЖИВЫХ ГАЗЕТ» писали и известные литераторы, но чаще это были самодеятельные поэты и писатели, мелодии к куплетам подбирались из существующих революционных и других песен.

В качестве примера приводим сценарий «ЖИВОЙ ГАЗЕТЫ» 1923 года по теме: «Болезни и борьба с ними», записанный со слов матери Александра Котикова, которая была бывшей участницей одной из агит-бригад (опубликован в материале http://www//stihi.ru  в 2017 году).

На сцену выходят все участники выступления и поют (на мотив песни – «Наш паровоз вперёд лети, в коммуне остановка…»):

Товарищи, мы к вам пришли,

Вам свой привет приносим.

У вас внимания сейчас

На полчаса мы просим.

В зобу дыханье затаив,

Газету вы глазейте –

Одну лишь правду, а не миф

Увидите в газете.

Декламируют: -

Слушайте, товарищи, не ухом, а головой

Постановку нашей Газеты Живой.

Покажем вам картинки первый сорт: -

Советскую физкультуру и буржуазный спорт.

Объясним, куда путь советской натуре –

К спорту, или совфизкультуре.

Поют: -

Вам споём райки-частушки *

Да частушки, да частушки,

Слушай ушки на макушке,

На макушке, да!

И все от мала до большого,

Да-да большого, да-да большого,

Не пропустить должны ни слова

Из постановки нашей всей.

Постановку слушай лучше,

Слушай лучше, слушай лучше,

Отличать мы вас научим

Вас научим, да!

И вам вполне всем будет ясно

Отличье физкультуры красной

От спорта буржуазного.

Все уходят. Входит рабочий в спецовке. Поёт на мотив песни: - «Из-за острова на стрежень...».

Тяжело мне жить на свете:

Мать с отцом мои больны,

В лихорадке бьются дети

И чахотка у жены.

Я и сам здоров едва ли …

Да с чего ж болеть бы нам?

Хоть живем в сыром подвале,

Но окон не открываем.

Негде простудиться –

Окна заперты весь год.

Пьем мы чистую водицу –

Во дворе водопровод.

Но хвораем мы, страдаем

Животом и головой,

И никак мы не узнаем

От чего же, от чего?

И «грудной» хворает даже,

С ног свалилась вся семья.

Кто же, кто же мне подскажет

От чего страдаю Я?

Входит доктор:

Я расскажу. Я – нарком!
 Здравствуйте, товарищ!

Я, как наркомздрав,

Пришел сказать тебе,

Что ты не прав.

Ты думаешь, что болезни

От окон открытых.

Но вовсе не тут собака зарыта!

Все болезни приходят от микробов.

Я сейчас объясню тебе всё подробно.

Сознайся, ведь грязно довольно ты живешь,

Частенько в рубашке заводится ВОШЬ.

Рабочий, почесываясь: - «Оно, конечно, бывает нешто …»

Доктор: - Ну вот, ты думаешь

Мол вошь, и всё, а это не так.

Ты посмотри, что с собою несёт вошь!

Вбегает «вошь», поёт: -

Я ползу себе лишь тихо

По честному люду,

И с собой микробов тифа

Разношу повсюду.

Хоть сама мала я штука,

Кто меня отыщет?

Но народу в страшных муках

«Уложила» тыщи.

Доктор: -

Вот теперь видишь

Какой вред от вши?...

Но ещё больше вреда

Приносит сырая вода.

Входит «Вода» (вся в голубом). Поёт ( на мотив песни: - «По улицам ходила большая крокодила, она, она – зелёная была…»): -

Всё время, год за годом,

Где нет водопровода,

Тащу я полным ходом

Холерный вибрион.

Гуляет он свободно

По фабрикам, заводам.

Рабочего народа

Скосил немало он.

Вбегают вибрионы и поют:

Ах, холера, ты холера,

Ты холера, ты холера,

Ты угробила не в меру,

Да народу, да, да, да!

Вода поёт: - 

А всё я, всё я – водица

Могу достойно я гордиться: -

Везде холеру я несу!

Рабочий, хватаясь за живот: -

Ой-ой-ой! Какой вред

От воды сырой!...

Как бы не стряслось беды:

Только что выпил ковш сырой воды.

Наверное скоро умру в холере…

Доктор: - А это мы сейчас проверим.

Открой рот! Болит живот?

Рабочий: - Нет, болел позавчера, да прошёл.

Доктор: - Ну, значит всё пока хорошо. Но больше сырой воды не пей!

Рабочий (показывает на кончик мизинца): -

Вот столечко не выпью, её – ей!

Доктор: - Так-то, друже! А что,

Есть у вас во дворе лужи?

Рабочий: - У, просто страх!

До что там «во дворе»

У меня лужи и в сенях.

Доктор: - Ну вот …

А ведь стоячая вода размножает очень много малярийных комаров,

Немудрено, что ты не здоров.

Пагуба для взрослых и для детворы – малярийные комары.

Против них надо вести смертельный бой.

Посмотри ка, что комар несет с собой.

Вбегает мальчик в костюме комара, кружит по сцене и поет (на мотив песни – «Как родная меня мать провожала, тут и вся моя родня набежала»): - 

З-з-з-з комариным стройным взводом

Малярию мы несём по заводам.

В грязных лужах и в пруду нам раздолье,

Сеем людям мы беду на приволье.

Рабочий: Подумаешь, комар, так – пустяк,

А тоже выходит, опасный враг…

Доктор: - Да, всюду вокруг нас ВРАГИ. Лучше здоровье своё береги.

- А ты говорил, хворает у тебя жена?

Рабочий: - Совсем помирает она. Кашляет так, что нету моченьки…

Доктор: Тут, без сомненья, виновата Чахотка и её помощники.

Входит Чахотка. Поёт: -

Кто днем и ночью курит, или пристрастен к водке,

От собственной же дури он помощь даст Чахотке.

Больной плюет на землю, а пыль несет заразу –

Мельчайшие микробы, не видимые глазу.

Комар, обращаясь к вошке (поёт на мотив танца «краковяк»):

Вошка, вошка, вошка, вошка,

Вошка милая моя,

Потанцуй со мной немножко

Вошка танец краковяк.

Вошка поёт: -

Ах, комарик – мой дружок, потанцуем мы разок,

Потанцуем так и сяк тифо-вошный краковяк. (Танцуют).

Выбегают другие микробы – Бледная спирохета и гонококки. Поют на мотив песни: - «Жили у бабуси два весёлых гуся, один серый, другой белый» …): -

Вот мы гонококки с бледной спирохетой

Народу очень много сжили мы со свету.

Трудовому люду зло мы причиняем

Сифилис и триппер всюду мы распространяем.

Нас изгнать не трудно, если врач возьмётся,

Но больной всегда стыдится и не сознается.

Все микробы берутся за руки и поют: -

Мы – разносчики болезней, дружно мы идём вперед

Губить рабочих дни и ночи и прочий трудовой народ.

Рабочий (поёт грустно): -

Погиб, погиб рабочий, погиб он навсегда

Губить нас дни и ночи будет эта вот орда.

Доктор: -

Не робей, товарищ! Ни черта!

От всех этих микробов спасёт

Физкультура и чистота.

Доктор обращается к микробам: -

Сейчас запляшете вы, господа!

Физкультура! Сюда!

Вбегает Физкультура и поёт (На мотив песни – «Белая гвардия, чёрный барон снова готовит нам царский трон…): -

Эй, пролетарий, вперед смелей!

Против болезней всего сильней!

Солнце, воздух и вода,

Физупражнения и чистота.

 Загоним в гроб мы всех микробов.

Микроб здоровью – страшный враг.

Эй, пролетарии, гоните старое,

К здоровью, к силе твёрже шаг!

Микробы (волнуясь): - Спасайся, кто может!

Физкультура (опять поёт): -

Чтоб спастись от всех микробов,

Всех микробов, всех микробов,

Физкультурой ты попробуй, ты попробуй

Подзаняться, да!

Веди борьбу ты с грязью, с вонью

И ты увидишь, как ладонью,

Болезни снимет все с тебя

И со всей своей семьей,

Да-да семьёй, да-да семьёй,

Знай лишь чистое бельё… 

Рабочий: -

Да-да белье, да!

Физкультура продолжает: -

Не пейте вы сырой водицы,

Сырой водицы, сырой водицы,

Иначе можно заразиться…

Рабочий : -

Да-да холерой, знаю я.

Физкультура: -

В лихорадке чтоб не жить,

Чтоб не жить, чтоб не жить,

Нужно лужи осушить… 

Рабочий: -

Осушить, да!

Физкультура (поёт): -

Гоните пыль, коли чахоткой, коли чахоткой, коли чахоткой

Болеть чахоткой неохота … 

Рабочий: -

Факт! Неохота никому!

Физкультура: -

Ну вот это будет дело,

Будет дело, будет дело.

Громко всем скажу я смело,

Громко, смело, да!

Что не будешь ты хворать,

Ты хворать, ты хворать,

Здоровым будешь ты «на ять» **,

Да-да здоровым будешь ты!

Все микробы сбрасывают с себя свои плакаты с названиями, берутся за руки и поют вместе с Физкультурой, Доктором и Рабочим: -

Нужно, нужно, нужно очень,

Нужно очень всем рабочим.

Всем рабочим. Да, -

Подзаняться физкультурой,

Да физкультурой, да физкультурой

И укрепить мускулатуру,

Мускулатуру – да-да-да!

Эта агитационная пропагандистская деятельность «ЖИВЫХ ГАЗЕТ» была очень популярной в те годы и давала ощутимые результаты. 

Истоки «ЖИВОЙ ГАЗЕТЫ» уходят вглубь веков. В те далекие времена, когда люди не умели читать и писать, «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» была единственным средством обучения, организации больших праздников, собраний, походов. 

На Руси «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» появилась при жизни князя Владимира (который в 988 году ввел христианство). Ходили из села в село странники, рассказывали, что и где делается на белом свете. Кто просто рассказывал, а кто и показывал. Иногда спектакли разыгрывались для потехи народной. Показывали, рассказывали про жизнь удалую княжескую, да про долю трудную народную. 

Не выдержал Владимир – велел гнать со двора всех рассказчиков. Пошли странники дальше. Только теперь они показывали и рассказывали про то, как осерчал великий князь.

Новая волна «ЖИВОЙ ГАЗЕТЫ» началась во время гражданской войны. Её появление объясняется просто. Народ после Великой Октябрьской социалистической революции жадно тянулся к политической деятельности, а грамотных было мало, вот и появилась газета, которую не нужно было читать, а можно было смотреть и слушать. 

«Живая газета» Паровоз

«Живая газета» Совкино. 1929г.

Эта необычная форма газеты-агитации не потеряла своего значения и в наши дни. «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» представляет собой несколько коротких выступлений, каждое из которых по-своему, с разных сторон раскрывает содержание одной главной темы. «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» - это газета тематическая. Каждое выступление, каждая «страничка» газеты может иметь своё содержание, но при этом обязательно работает на одну центральную мысль. 

«Живая газета» «Игла». 1930 г.

«Живая газета» «Пульс»

Пионерская «Живая газета». Ставрополь. 1924 г.

«ЖИВАЯ ГАЗЕТА» показывает насущные проблемы дня, текущего момента. Например, «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» в школе может быть посвящена таким темам, как «СПИДу – нет!», «Со спортом дружить - здоровым быть!» и т.д.

Программа «ЖИВОЙ ГАЗЕТЫ» может сохранить форму стенной газеты. В ней может быть и заголовок, и передовая статья, хроника событий и заметки, наконец, юмор и сатира. Весь этот материал демонстрируется с помощью выразительных приёмов. Тут и лозунги-речевки, сцена или ряд сценок, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Хороши будут загадки, частушки, построенные на местном материале, как и песни с новыми словами на популярный мотив.

У всех газет цель одна – коллективный пропагандист, агитатор, организатор. А вот средства достижения этой цели разные. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ «ЖИВОЙ ГАЗЕТЫ» - ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАССКАЗ С ПОКАЗОМ. Рассказ с одновременным показом лучше воспринимается. Наличие действия предполагает определенное драматургическое построение, развитие, борьбу, преодоление.

Возникает вопрос – не театр ли это? Отличием «ЖИВОЙ ГАЗЕТЫ» является то, что газета рассказывает обо всем понемногу, а театр – об одном. В «ЖИВОЙ ГАЗЕТЕ» отсутствуют грим и декорации. В ней может принять участие множество человек. Но «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» требует серьезной подготовки. «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» должна быть злободневной. А спектакль в театре может идти годами. «ЖИВАЯ ГАЗЕТА» через неделю устаревает. То, что волнует людей всегда – отражает театр, а то, что волнует сегодня – «ЖИВАЯ ГАЗЕТА».

У «ЖИВОЙ ГАЗЕТЫ» нет зрителей в полном смысле этого слова. Зал всегда становится участником по меньшей мере некоторых номеров, а зачастую даже творцом создателем какой-нибудь страницы. 

В настоящее время такая форма, как «ЖИВАЯ ГАЗЕТА», могла бы стать независимым информационно-социальным интернет-проектом. Здесь приветствовалось бы всё то, о чем Вы захотите поведать миру, оставить «свой след», опыт, мнение – всё то, что прошло через фильтры Вашей души, прежде чем буквы сложатся в слова и предложения.

«ЖИВАЯ ГАЗЕТА» будет открыта для всех, кто любит вести свой блог, попробовать себя в качестве журналиста - писать интересные статьи и репортажи. Странички «ЖИВОЙ ГАЗЕТЫ» могут стать интересны как специалистам, так и простому читателю.

Жизнь не стоит на месте и всегда находит способ удивить, заставить по-новому взглянуть на старые формы пропагандистской работы, взять от них рациональное зерно и, используя современные технические достижения, придать новый импульс для их дальнейшего совершенствования. 

*   «Райки-частушки», показывающие крупным планом различные явления в жизни людей. 
 ** «На ять» - означает наилучшим образом (100%).