Театрализованные формы санитарного просвещения в России 20-х – 30-х годов. «Синяя блуза»: история народного самодеятельного театра

   

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ 20-x –   30-x ГОДОВ 

«СИНЯЯ БЛУЗА»: ИСТОРИЯ НАРОДНОГО САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА

«СИНЯЯ БЛУЗА» - агитационный, молодежный, вначале любительский эстрадный театральный коллектив, пропагандировавший идеи революции, новый социалистический быт, новые отношения и новое революционное массовое искусство, противопоставивший своё агитационное, публицистическое творчество профессиональной эстраде. Однако, по характеру репертуара (малые формы), многожанровости (пение, танец, хоровая декламация, акробатика, исполнение сценок, литературных монтажей и др.), по открытости непосредственного общения со зрителями, выступления синеблузников были близки эстрадному представлению.

Первый коллектив под названием «СИНЯЯ БЛУЗА» был организован в 1923 году в Московском институте журналистики на базе «Живой газеты». Инициатор движения и его создатель, автор и один из исполнителей – БОРИС ЮЖАНИН.

Борис Семёнович Южанин (Гербер)

Название коллективу, лозунгом которого было: «Утром в газете, вечером – в куплете», дала обычная рабочая одежда – свободная синяя блуза и черные брюки (юбка), в которой стали выступать артисты. Артисты театра носили значки: один – символическое изображение рабочего, который был и на печати театра, и на его афишах, а другой – в виде знамени. В дальнейшем, близкие по духу артисты других театров и эстрады, общественные деятели награждались значком с присуждением звания «синеблузника». 



Значок «Синяя блуза».

Очень скоро аналогичные группы возникли и в других городах, послужив основой для создания ряда профессиональных театров и дав толчок поиском новых форм театра и эстрадных представлений. «СИНЯЯ БЛУЗА» породила тысячи последователей. Уже через 5 лет по типу «СИНЕЙ БЛУЗЫ» в СССР работали 7000 подобных коллективов, профессиональных и, в основном, самодеятельных. Их репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную, общественную, международную жизнь, бытовые проблемы.


В качестве примера приводим выдержки из Манифеста театра «Синяя блуза», отражавшего положение женщины в обществе:

На каждом заводе, в каждом учреждении

Читаются лекции о женском движении

После лекций – речи, после речей – доклады

О том, что желать надо,

И о том, что не надо.

Женщин приветствуют всякие ораторы,

И кооператоры, и женорганизаторы,

Говорят насчет равноправия и единства,

Насчет охраны младенчества и материнства.

Насчет общественных прачечных и столовых,

Насчет порядков старых, насчет порядков новых,

Словом, столько говорится слов, что ей-ей,

Хватило бы на тысячу «международных женских дней»,

 И если бы этих пожеланий сбылась хоть половина,

То для женщин наступила не жизнь, а малина.

А вот этой «малины» как будто и не видно.

Это-то, товарищи, и обидно…

Кто ж виноват? Они или мы?

А ну-ка, подумайте, напрягите умы,

Поговорим, потолкуем, а впоследствии

Разберемся, где тут причина, а где следствие.

Пример первый:

Муж на собранье выступает с докладом,

Сыплет фразами, слова несутся градом;

И все хорошие, умные слова

О том, что женщина завоевала все права,

Что довольно держать её под семейным игом,

Что пора открыть ей доступ к газетам и книгам,

Что пора ей разбить рабские цепи,

Словом, - не речь, а передовица в газете,

- Карл Маркс, мол, сказал то-то и то-то.

Бухарин не советует того-то и того-то, 

Крупская предлагает, Клара Цеткин одобряет,

А Коллонтай – так та даже со слезами умоляет.

И по всем этим вышеизложенным причинам

Женщины во всём равны нам, мужчинам.

Кончил говорить. От Цеткин и Бухарина

У него на лбу проступила испарина,

Провожают его аплодисментами, - и он, как герой,

Возвращается победителем к себе домой.

Но дома сразу оратор меняется

И куда все это равноправие девается.

Придирается к жене и за то, и за это:

- Почему суп не вкусен? Почему холодные котлеты?

Почему вешалка на стене не прибита.

Почему к штанам пуговица плохо пришита.

Жена на это отвечает несмело:

- Я, говорит, была на собрании женотдела.

А муж тотчас закипит, как самовар:

- Что? Женотдел? Твоё дело ходить на базар.

Я, мол, на собрании за вас распинаюсь,

О вашем равноправии денно и нощно стараюсь,

А вы вместо того, чтобы делом заняться,

Предпочитаете по женотделам шататься.

Тематика была злободневной, в ней сочетались героика, патетика, сатира и юмор. Первоначально театр состоял их трех групп, а в зимний сезон 1929-1930 гг. в нём насчитывалось 12 групп артистов: основная, центральная, базовая, мюзик-холльная, эстрадная, индустриальная, оперативная, производственная, концертная, десятая, областная, экспериментальная. Каждая со своим репертуаром.

В репертуаре московской «СИНЕЙ БЛУЗЫ» имелось около двух тысяч номеров. Каждая программа состояла из 10-12 номеров и продолжалась полтора часа. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами. Выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и селам страны, некоторые группы гастролировали даже за рубежом. Обычно преставление начиналось маршем – парадом (антре).

Маршей было много, но самым популярным, который распевала вся страна, был, пожалуй, этот с музыкой Сигизмунда Каца, своеобразный гимн «СИНЕЙ БЛУЗЫ»:

Мы синеблузники, мы профсоюзники –

На всё известно обо всём,

И вдоль по миру свою сатиру,

Как факел огненный несём.

Мы синеблузники, мы профсоюзники,

Мы не баяны-соловьи –

Мы только гайки в великой спайке

Одной трудящейся семьи…

Эстрадные спектакли «СИНЕЙ БЛУЗЫ» создавали многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссеры, художники. Среди них Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Василий Лебедев-Кумач, молодые писатели, поэты, драматурги Абрам Арго, Виктор Ардов, Виктор Гусев, Виктор Типот, Семён Кирсанов, Николай Адуев, основатель театральной студии Мастерской Фореггера (Мастфор) на Арбате Николай Фореггер, эстрадный артист Александр Шуров, кинорежиссер Александр Роу, министр социального обеспечения СССР 1960-х Н.А. Муравьева, будущий композитор Юрий Милютин, композиторы Константин Листов, Семён Гальперин, Михаил Блантер, Сигизмунд Кац, Даниил Покрасс, актеры Эммануил Геллер, Георгий Тусузов, Борис Тенин, Владимир Зельдин, Михаил Гаркави, Лев Миров, Евсей Дарский, Ксения Квитницкая, Александр Бениаминов, Лидия Корнеева, Михаил Жаров, художник Михаил Эрдман и многие другие.

Одним из идеологов «СИНЕЙ БЛУЗЫ» был Осип Максимович Брик. 


Максим Осипович Брик

Под таким же названием – «СИНЯЯ БЛУЗА» в 1924 году в Москве выходило печатное издание МГСПС – что-то вроде альманаха; предназначалось оно для различных коллективов «синеблузников» и содержало тексты программ московских групп «СИНЕЙ БЛУЗЫ», репертуарные материалы, методические разработки и режиссерско-постановочные указания, комментарии, рекомендации и т.д. Издание не было постоянным, периодичность его и облик неоднократно менялись. В 1928-1930 гг. репертуар публикуется в сборниках «Малые формы клубного зрелища». У издания было одно предназначение: оно рассылалось по стране как сценарий для местных самодеятельных артистов.


Журнал «Малые формы клубного зрелища»

Журнал театра «СИНЯЯ БЛУЗА», посвященного пятилетию театра

Афиша диспута-показа театра «СИНЯЯ БЛУЗА»

Афиша театра «СИНЯЯ БЛУЗА»

Сцена из представления театра «СИНЯЯ БЛУЗА»

В октябре 1926 года в Москве состоялся Всесоюзный съезд синеблузников, на котором было представлено до 5000 групп.

В годы своего расцвета «СИНЯЯ БЛУЗА» успешно конкурировала с профессиональной эстрадой, выступала в Колонном зале Дома союзов, московском театре-варьете «Альказар», в «Эрмитаже».

«СИНЯЯ БЛУЗА» ежегодно гастролировала по стране: Поволжье, Урал, Сибирь, Закавказье, Туркестан и др. 

Большой резонанс получили зарубежные гастроли (1927) в Германии (100 представлений) и Латвии (25 представлений) (1927), а также в Манчжурии и Китае(1928). Москвичи поддерживали постоянную связь с заграничными синеблузниками из Англии и Китая, Германии и Чехословакии, Франции и США. За границей насчитывалось свыше 80 «синеблузных» коллективов.

Плакатность, обращение к разуму зрителя больше, чем к чувству, острый отклик на «злобу дня» составили ту особенность «СИНЕЙ БЛУЗЫ», которая оказалась вечным её вкладом в мировое искусство. Успех нового искусства был велик. «СИНЯЯ БЛУЗА» была первым советским театром, выехавшим за границу. Триумфальные поездки, приглашение в Америку, аншлаги повсюду.

«СИНЯЯ БЛУЗА» получила широкий резонанс за рубежом, где нашлось много последователей. Это «Колонна Линкс», «Красные рупоры», «Алярм» и другие в Германии, группа «Октябрь» и «Синие блузы» во Франции.

В США проводится Всеамериканская олимпиада революционных агитпропгрупп, подобные коллективы появляются в странах Азии и Африки.

Движение революционного агитпроптеатра оставило особенно заметный след в истории современного искусства и литературы. Ибо театр Бертольда Брехта рожден от «СИНЕЙ БЛУЗЫ» и вдохновлен «СИНЕЙ БЛУЗОЙ». Сам Брехт подчеркивал это неоднократно.

В 1933 году на театральной Олимпиаде в Москве и Ленинграде показали свои программы две французские группы – «Октябрь» и «Синие блузы». Первая получила главный приз фестиваля.

От деятельности «СИНЕЙ БЛУЗЫ» веяло раскованностью, вольнодумством и смелостью в подаче материала. Однако, просуществовала она недолго. К началу 1933 года «СИНЯЯ БЛУЗА» «за нерентабельностью» закрывается, обогатив эстраду новыми темами и формами, послужив основой ряда профессиональных театров и дав толчок поискам новых форм театра и эстрадных представлений.

В СССР отголоском «СИНЕЙ БЛУЗЫ» в 1960-1980 годы стали появившиеся как жанр самодеятельного народного творчества, агитбригады, а в последующее время и до наших дней – клубы веселых и находчивых (КВН), которые широко распространились по всей стране также, как и «СИНЯЯ БЛУЗА» в 20-х годах ХХ века. Да и многие современные ток-шоу по своей сути ведут своё начало от агитационного искусства 20-х годов ХХ века.