Организация и развитие сети домов санитарного просвещения в СССР

Организация и развитие сети домов санитарного просвещения в СССР

   

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОМОВ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СССР 

После Великой Октябрьской социалистической революции уже в начале 20-х годов возникла необходимость создания специализированных учреждений санитарного просвещения для работы с населением.

Такими учреждениями стали ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. Они начали создаваться в условиях еще не закончившейся гражданской войны, голода и разрухи. Этот факт – яркое свидетельство того внимания, которое уделяло молодое советское государство вопросам культурного воспитания и охраны здоровья населения в эти тяжелейшие для нашей страны годы.

Дома санитарного просвещения не имели аналоговых предшественников в дореволюционной России. Однако, мысль о создании подобных учреждений высказывалась давно. Известный деятель Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова проф. Макеев при открытии памятника Пирогову сделал предложение об организации всероссийской подписки для сбора средств на строительство «Дома имени Н.И. Пирогова» в Москве. Этот дом должен был служить средоточием медицинской общественности и вместе с тем являться лекторием, музеем, читальней, а также своеобразным организационным, методическим и издательским центром распространения гигиенических знаний в народе.

Однако, это предложение так и не было реализовано. Для этого не было ни материальных, ни политических предпосылок для строительства такого рода очагов просвещения в царское время. 

Первые дома санитарного просвещения были открыты в 1920 году в Ярославле, Смоленске и Харькове. В 1924-1925 годах они уже функционировали в Ростове-на-Дону, Таганроге, Одессе, Краснодаре, Саратове, Владимире, Пензе, Нижнем-Новгороде, Твери, Севастополе, Туле, Гомеле, Махач-Кале, Оренбурге, Архангельске, Казани, Ташкенте и других городах, а также в ряде районов Москвы и Ленинграда. Дома санитарного просвещения создаются и в уездах Московской, Ярославской, Тверской, Владимирской, Ленинградской, Пензенской губерниях, а также в городах Азово-Черноморского края.

По официальным данным на территории РСФСР в 1926 – 1927 годах числилось 79 учреждений санитарного просвещения. К 1941 году число домов санитарного просвещения в СССР достигло 212, а в 1957 году – 355.

Первоначально дома санитарного просвещения возникали как учреждения клубного типа. Они ставили своей основной задачей непосредственное обслуживание населения путем организации в самом доме санитарного просвещения лекций, кинолекций, театрализованных постановок, санитарных викторин, работы кружков, музея-выставки, библиотеки-читальни и т.д.

Кроме того, большое внимание уделяли дома санитарного просвещения устройству лекций, выставок, санитарных уголков, инсценировок, кинодемонстраций непосредственно на объектах – в рабочих клубах, на предприятиях, в общежитиях, учебных заведениях, учреждениях воинских частях и в деревне.

Наряду с этим дома санитарного просвещения того периода осуществляли и методическую работу, связанную с вопросами содержания и организации собственных мероприятий; помощь лечебно-профилактическим учреждениям (анализ планов санитарно-просветительной работы отдельных учреждений, снабжение массовой литературой, наглядными пособиями, методический инструктаж работников и т.д.).

Все эти задачи нашли свое отражение в опубликованном 19 апреля 1924 года Циркулярном письме Наркомздрава «Положении о доме санитарного просвещения» (№91. Бюлл. №8-9).

Выписка из Сборника законов и распоряжений Правительства РСФСР по врачебно-санитарному делу. Н.Г. Фрейберг.1925 г. (отдел УП. Санитарное просвещение).

Вопросы координирования и планирования санитарного просвещения в масштабе города или губернии, организованного и систематического методического руководства им не входили еще в число задач дома санитарного просвещения.

Соответственно перечисленным задачам дома санитарного просвещения, открывшиеся на протяжении 20-х годов, как правило, обеспечивались необходимыми штатами, помещениями и материально-технической базой. Так, например, Ярославский дом санитарного просвещения, помещавшийся в двухэтажном здании, располагал 1924-1928 годах аудиторией на 150 мест со сценой и киноустановкой; библиотекой-читальней с 30 000 экземпляров книг (155 постоянных подписчиков); фондом наглядных пособий и передвижных выставок. диаскопами, эпидиаскопами, кинофильмами, двумя передвижными выставками; складом с экспедицией и киоском для распространения печатных изданий, музеем-выставкой (3 680 экспонатов). Штат дома состоял из 14-15 сотрудников. Это типичный пример для губернских и областных домов санитарного просвещения тех лет.

Более скромно выглядели уездные и районные дома санитарного     просвещения. Так, например, открытый в 1925 году дом санитарного просвещения Краснопресненского района города Москвы занимал небольшой одноэтажный особняк, в 7 комнатах которого были расположены аудитория на 120 мест с эстрадой, стационарной киноустановкой; музей-выставка; фонд наглядных пособий, проекционная аппаратура с наборами диапозитивов, таблиц схем, рисунков, натурных пособий для сопровождения лекций с12 диаскопами, микроскопом, эпидиаскопом; библиотека с 7 тысячами экземпляров книг и брошюр и при ней склад массовых изданий для распространения на объектах; канцелярия; кабинет заведующего, в котором помещался и «методический уголок» с комплектом методических пособий. Оборудование и обстановка дома соответствовала гигиеническим требованиям, предъявляемым к культурно-просветительным учреждениям, и вместе с тем создавали определенный уют.

Некоторые дома санитарного просвещения особенно широко развертывали массовую работу, проникая в деревню. Они организовывали и более углубленную методическую работу, осуществляя инструктаж врачей по методике санитарного просвещения, оказывая тем самым влияние на санитарно-просветительную деятельность лечебно-профилактических учреждений. Такова была практика домов санитарного просвещения в Туле, Пензе, Краснодаре, Владимире.

Уже с 1924-1925 годов некоторые наиболее передовые дома санитарного просвещения поднимают свою деятельность на более высокую ступень, выступая как руководящие центры всей санитарно-просветительной работы на обслуживаемой территории.

В число таких домов санитарного просвещения в 1925-1927 годах выступали Одесский, Ленинградский и некоторые московские районные дома санитарного просвещения.

В конце 20-х годов И.И. Мильман в своей работе «Практика дома санитарного просвещения» определяет это учреждение как основную базу, «на которой строится вся работа в городе и районе» и «Многочисленные нити которой проникают во все уголки нашей разносторонней и распыленной работы, организуя её, согласовывают и объединяют».

Таким образом, элементы руководства осуществлялись лишь наиболее сформировавшимися домами санитарного просвещения. Большая же их часть еще не освоила этой функции, выступая главным образом в роли непосредственного исполнителя санитарно-просветительных мероприятий, ограничивали свои связи с другими учреждениями, проводящими санпросветработу , незначительной методической помощью, а также снабжением пособиями, массовой литературой и т.д.

Поэтому второе «Положение о домах санитарного просвещения», изданное в 1929 году, ориентированное на большинство домов санитарного просвещения, заявляет уже именно о таких функциях как обязательных.

В конце 20-х годов и особенно в первой половине 30-х годов, наряду с вполне развернутыми домами санитарного просвещения, стали возникать учреждения, которые по своей структуре, штатам, составу помещений и, следовательно, по своим функциям лишь частично соответствовали требованиям, предусмотренным официально «Положением о доме санитарного просвещения». Такие, как бы «недоразвитые», дома санитарного просвещения в годы первой пятилетки получили наименование «санкультбаз». Впрочем, это название просуществовало недолго. К концу 30-х годов «санкультбазы» были переименованы в дома санитарного просвещения, а базы, не обеспеченные штатами и помещениями, превратились в «пункты санитарного просвещения», самостоятельные или же входящие в состав санитарно-эпидемиологических станций.

Таким образом, уже к 1930 году дома санитарного просвещения можно было разделить на ТРИ ГРУППЫ:

1. Дома санитарного просвещения, соответствующие по своей структуре и работе положению об этих учреждениях. К ним относились большая часть республиканских, областных и краевых домов санитарного просвещения и большинство МОСКОВСКИХ РАЙОННЫХ ДОМОВ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

2. Дома санитарного просвещения, обеспеченные основными функциональными составными частями, дающими возможность вести массовую работу, осуществлять снабжение массовой литературой и пособиями. Это – меньшая часть губернских или областных Домов санитарного просвещения и большая часть городских и уездных Домов санитарного просвещения.

3. Дома санитарного просвещения, находящиеся в «зачаточном» состоянии с неразвернутыми функциональными частями, не соответствующие, следовательно, положению о Домах санитарного просвещения.

В первые годы советской власти дома санитарного просвещения, которых было очень мало, ещё не могли заметно влиять на состояние санитарного просвещения в стране. В тематике их массовой работы на первый план выступали вопросы борьбы с паразитарными тифами, заразными кишечными заболеваниями. 

В годы восстановительного периода, когда число домов санитарного просвещения увеличилось, их участие в санитарно-просветительной работе стало значительно более заметным.

Если эпохе гражданской войны и ближайших двух лет после её окончания были свойственны формы агитации, непосредственно связанные с организацией масс на проведение практических санитарных мероприятий , то в методике, характерной для более поздних периодов 20-х годов, преобладали средства углубленной пропаганды – лекции, курсы, кружки, экскурсии и т.д.

В практике массовой работы чаще всего использовался метод устной пропаганды, особенно лекционная форма, что объяснимо присущими ей преимуществами. Вместе с тем дома санитарного просвещения часто прибегали к изобразительной пропаганде и печатному слову. Кино и театрализованные постановки применялись в те годы лишь наиболее подготовленными домами санитарного просвещения. Радио же тогда только пробивало себе путь и в практической деятельности по санитарному просвещению использовалось редко. 

Грандиозные успехи периода первой пятилетки, решения XVI съезда ВКП (б) о завершении построения фундамента социалистической экономики потребовали от органов здравоохранения коренной перестройки направления и системы медицинского обслуживания населения. Постановление ВКП (б) 1929 года об улучшении медицинского обслуживания рабочих и крестьян также обусловило мощный подъем дела охраны здоровья населения нашей страны. 

Перед санитарно-просветительными учреждениями встала проблема отбросить ещё нередко существовавшие в санпросветработе 20-х годов некоторые проявления оторванности от общегосударственных задач. Санитарное просвещение должно было перейти на рельсы действенной агитации и пропаганды, являющейся не только средством просвещения масс, но и методом организации их самодеятельности в области решения практических мероприятий в области охраны здоровья.

Как справлялись дома санитарного просвещения со своими новыми задачами?

Ряд фактов свидетельствует о том, что наиболее передовые учреждения (в их числе Ленинградский, БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ МОСКОВСКИХ, Одесский, Ростовский, Куйбышевский, Саратовский, Бакинский и другие дома санитарного просвещения) к 1931 году возглавили борьбу за санитарную культуру на производстве и в быту и привлекли к участию в этой борьбе само население. Всю организуемую под их управлением массовую работу они подчинили задаче мобилизации активности населения. Стремление домов санитарного просвещения направить свою деятельность на более высокую ступень отразилось даже в самом термине «санитарное просвещение». Он был заменен термином «санитарно-культурная работа».

Массовая работа домов санитарного просвещения в 30-х годах в гораздо большей мере, чем раньше, отражала связь между вопросами медицинскими и задачами общехозяйственными, культурными. Это относилось к большинству указанных учреждений. Однако, часть домов санитарного просвещения продолжала и в эти годы вести работу среди населения в плане просветительства, нередко совсем оторванного по своему содержанию от жизни, от актуальных вопросов социалистического строительства.

Наиболее действенной формой привлечения населения к борьбе за культуру в годы первой пятилетки явилась ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПОХОДОВ И ЭСТАФЕТ.

Задачи, организация и практика таких кампаний в свое время подробно освещались в печати, в частности, применительно к вопросам здравоохранения.

Для быстрого разрешения назревших задач санитарно-культурного строительства, чаще всего связанных с вопросами очистки, приведения в должное санитарное состояние различных объектов и подъема санитарной культуры населения местные организации с успехом применяли МЕТОДЫ САНКУЛЬТПОХОДА И САНКУЛЬТЭСТАФЕТЫ.

В 1931-1934 годах, например, такие массовые кампании, к участию в которых привлекались тысячи трудящихся, проводились (под руководством городской и районных партийных организаций, и исполкомов Советов депутатов трудящихся ежегодно во всех районах Москвы). Однако при всей эффективности они не могли заменить собой систематической повседневной работы. Передовые дома санитарного просвещения это прекрасно учитывали, и наряду с участием в проведении кампаний, применяли различные углубленные формы систематической работы.

Например, в практике Ленинградского городского дома санитарной культуры в 1931-1935 годах использовались лекции в домах культуры и в стенах самого дома на темы о раке, о борьбе с абортами и на другие темы, которые всегда воспринимались с интересом широкой публикой. Проводились также комплексные лекции с участием 2-3 лекторов. освещавших проблему с разных сторон. После лекции выступали все желающие. Обращая большое внимание на качество лекционной работы, дом санитарного просвещения привлекал к ней крупнейших специалистов.

С большим успехом работали «университеты выходного дня», в задачу которых входила проработка таких циклов, как « Гигиена женщины и ребенка», «Оздоровление труда и быта», «Достижения советского здравоохранения» и т.д. Стремление домов санитарного просвещения увязать санитарно-просветительную работы с практическими оздоровительными мероприятиями вызывает к жизни новую и давшую хорошие результаты систему организации санитарно-культурной работы среди различных групп населения – систему прикрепления на длительное время санпросветработников к определенным объектам с целью привести их в образцовое состояние силами самого населения города Москвы. 

С 1933-1934 гг. получает значительное развитие работа домов санитарного просвещения в парках культуры и отдыха. В парках некоторые дома санитарного просвещения устраивали специальные павильоны-выставки (тематика - вопросы физкультуры и спорта, рационального отдыха, закаливания, личной гигиены). Выставки в парках, в такой же мере, как и вся санпросветработа в годы первой пятилетки, носили ярко выраженный агитационный характер.

В связи с ростом колхозной торговли дома санитарного просвещения организуют санпросветработу на рынках (агитационные панно, лозунги на щитах, выступления в колхозной чайной, цикловые беседы с колхозниками на молочном и мясо-контрольном пунктах и т.д.).

Большое внимание дома санитарного просвещения уделяли также работе на призывных пунктах, где устраивались выставки по вопросам личной гигиены, гигиены казармы, гигиены похода, физкультуры, борьбы с венерическими болезнями и алкоголизмом; проводились лекции, консультации, инсценировки санитарных судов, киносеансы, демонстрации диафильмов, прием сдачи норм на значок ГСО.

Значительное развитие получает в эти годы работа на радио, особенно по внутренним радиотрансляционным узлам. Завоевание открытого радиовещания происходят медленнее. Эта работа практиковалась главным образом крупными домами санитарного просвещения.

В практике многих домов санитарного просвещения получает работа с кинопередвижками на объектах.

При всем этом необходимо отметить, что в смысле разнообразия форм санитарно-просветительной работы предшествующие годы были значительно разнообразнее. В течение 30-х годов ряд форм санитарно-просветительной работы сходит на нет («вечера вопросов и ответов», «санпросветвикторины», «санитарный лубок», «синяя блуза», «живая газета»).

Следует также отметить, что в области выставочного дела дома санитарного просвещения прошли через полосу увлечения формой. Особенно это было заметно в конструкциях передвижных и разовых выставок 1930-1934 годов. Выставочным конструкциям – стендам – придавали контуры то фабрики, то самолета, то шестерни и т.п., содержание при этом отодвигалось на задний план. К этому надо добавить, что и сам материал нередко носил исключительно агитационный характер, сплошь и рядом без всякого научного обоснования.

В эти годы большое место в практической деятельности домов санитарного просвещения начинает занимает КУРСОВАЯ РАБОТА. Чаще всего курсы проводились для работников пищевой промышленности, общественного питания, продовольственных магазинов, коммунально-бытовых учреждений (бань, прачечных, пропускников, парикмахерских) и жилищного хозяйства (коменданты, управдомы, уборщицы).Кроме того, существовали и курсы по подготовке членов секций здравоохранения Советов депутатов трудящихся , членов санитарных комиссий, групп содействия, КОТИБов, страхделегатов, и особенно общественных санитарных инспекторов или санитарных уполномоченных. Большая часть домов санитарного просвещения ежегодно проводила также курсы для пионервожатых.

Для характеристики объема курсовой работы, проводившейся домами санитарного просвещения, можно привести данные по Краснопресненскому району города Москвы. В течение 1934 года здесь было проведено в общей сложности 74 курса (группы), которые закончили 1683 работника столовых, пищевых предприятий, складов, магазинов, бань, прачечных, парикмахерских. 

По сравнению с предшествующими годами кружковая работа претерпевает в этот период значительные изменения. Почти совершенно исчезают кружки, организуемые непосредственно при домах санитарного просвещения. В 30-х годах организуются кружки другого типа – «ШКОЛЫ МАТЕРЕЙ» (особенно широко с 1936 года) при женских и детских консультациях, кружки по воспитанию детей в крупных семейных общежитиях и в домоуправлениях.

Все большее участие принимают в эти годы дома санитарного просвещения в проведении кружков по подготовке населения к сдаче норм ГСО и БГСО. Занятия в кружках проводились силами врачей лечебно-профилактических учреждений, привлекавшихся к занятиям домами санитарного просвещения на основе совместных с комитетами Общества Красного Креста планов. 

Значительно возрастает роль МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ и её объем. В ряде домов санитарного просвещения (Ленинград, Ростов, Саратов, Москва и др.) создаются МЕТОДИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ, учреждаются и должности ВРАЧЕЙ-МЕТОДИСТОВ. Значительно обогащаются фонды наглядных пособий. Появляются алоскопы, многочисленные серии диафильмов. Дома санитарного просвещения приобретают немые и звуковые кинопередвижки. Так, к 1940 году все районные МОСКОВСКИЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ имели по 2 киноаппарата.

В связи с увеличением работы здравотделов по привлечению и подготовке ОБЩЕСТВЕННО-САНИТАРНЫХ ИНСПЕКТОРОВ в ряде домов санитарного просвещения создается новая структурная часть – МАССОВЫЕ РАБОЧИЕ САНИТАРНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ (1934-1935). В их задачу входила подготовка ОБЩЕСТВЕННЫХ САНИТАРНЫХ ИНСПЕКТОРОВ по 6-месячной программе без отрыва от производства. Однако в ряде случаев эти университеты выпускали помощников госсанинспекторов, что, естественно, не соответствовало идее создания подобных курсов. Массовые рабочие университеты, к сожалению, просуществовали недолго. Уже в 1936 году большая часть их часть была ликвидирована.

В связи с тем, что центр тяжести массовой работы домов санитарного просвещения с начала 30-х годов переносится на периферию, происходит некоторый спад массовой работы, организуемый непосредственно в стенах самих домов санитарного просвещения. Многие из них стали меньше уделять внимания своим музеям-выставкам и работе своих аудиторий. 

В 30х годах два важных обстоятельства оказали непосредственное влияние на положение домов санитарного просвещения в системе учреждений здравоохранения, на их роль, значение и самый характер их функций.

1. Выход домов санитарного просвещения из состава санитарной организации, в связи с ее преобразованием в 1934 году в Государственную санитарную инспекцию (ГСИ) и переход в непосредственное ведение соответствующих здравотделов, что расширило тематику массовой работы домов, их организационные связи, инициативу и повысило, естественно, их ответственность.

2. Опубликование этих документов дома санитарного просвещения дало возможность строить санитарно-просветительную работу на основе обязательного привлечения к ней всех местных медицинских работников. Перед домами санитарного просвещения впервые встала задача возглавить организацию всей санпросветработы в масштабе своего района, то есть если не юридически, то во всяком случае фактически стать руководящими организационно-методическими и даже оперативными центрами санитарной пропаганды на местах.

Практически перед домами санитарного просвещения возникли два вопроса: выбор наиболее целесообразной системы использования привлекаемых к санитарному просвещению медицинских работников; подготовка их (инструктаж) по вопросам методики этой работы.

Выполнение новых приказов на местах, решение домами санитарного просвещения новых для большинства из них вопросов проходило крайне неравномерно.

Наиболее деятельные руководители санитарного просвещения добились издания райздравотделами приказов, определявших ту или иную систему организации санитарно-просветительной работы привлекаемых медицинских работников.

Далеко не все дома санитарного просвещения вовремя приступили к решению задачи привлечения медицинских работников к санпросветработе. Многие дома санитарного просвещения продолжали и в 1939-1940 годах работать в отрыве от лечебно-профилактических учреждений. Бывало и так, что и лечебно-профилактические учреждения развертывали свою работу в отрыве от дома санитарного просвещения. 

Подготовка привлекаемых медицинских работников по методике санитарного просвещения в плане методической деятельности домов санитарного просвещения проходила в двух направлениях: а) курсы и семинары по общей методике; б) методические доклады, групповой и индивидуальный инструктаж.

Наиболее мощные дома санитарного просвещения налаживают снабжение врачей печатными инструктивно-методическими материалами. Ряд домов в этих целях переиздают материалы Института санитарного просвещения и разрабатывают собственными силами конспекты, программы и пр.

В целом подготовка медицинских работников по методике санпросветработы развивалась под знаком усиливающейся РОЛИ ДОМОВ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ.

Несомненно, что инструктаж по методике санитарного просвещения охватывал лишь незначительное число медицинских работников. Так, например, из 43 лечебно-профилактических учреждений Советского района Москвы, по данным за 1940 год и 1 квартал 1941 года, различными формами подготовки были охвачены медицинские работники лишь 16 точек.

Таким образом, исторический обзор состояния и работы домов санитарного просвещения позволяет сделать некоторые выводы:

1. Дома санитарного просвещения – новый тип культурно-просветительных учреждений, возникших после Великой Октябрьской социалистической революции. Их организация явилась ярким проявлением заботы советского государства о подъеме санитарной культуры в нашей стране и отвечала профилактическому направлению советского здравоохранения.

2. В процессе своего развития дома санитарного просвещения претерпели закономерную эволюцию: на протяжении 20-х годов они функционировали в основном как учреждения, непосредственно проводящие санпросветработу среди населения. В годы первых пятилеток и в последующие периоды они постепенно превращаются в организационные методические центры санитарной пропаганды на местах.

3. Дома санитарного просвещения на всех этапах своего развития обеспечивали проведение квалифицированной пропаганды санитарных знаний, которая, как правило, строилась в неразрывной связи с актуальными задачами советского здравоохранения.

4. В деятельности домов санитарного просвещения имеет особенно важное значение их методическая работа, прежде всего подготовка медицинского и другого персонала, привлекаемого к санпросветработе, по вопросам общей и частной методик санитарной пропаганды.

5. Дальнейшее развитие сети домов санитарного просвещения и их всемерное укрепление оставалось актуальной задачей органов здравоохранения. 



Литература: 

1. Л.О Каневский, А.Г. Найштат. «О работе домов санитарного просвещения». Московский медицинский журнал. Издание Мособлздравотдела. 1929 г. №11/12. 

2. В.С. Ершов. Дом санитарного просвещения и его работа. Институт санитарного просвещения МЗ СССР. 1949 г. 

3. Очерки по истории советского санитарного просвещения. ЦНИИ санитарного просвещения МЗ СССР. М., 1960 г. 

4. В.С. Ершов. Прошлое и настоящее домов санитарного просвещения. ЦНИИ санитарного просвещения МЗ СССР. 1966 г.