Из истории подготовки и деятельности общественных санитарных инспекторов (2)

Из истории подготовки и деятельности общественных санитарных инспекторов (2)

Обучение общественных санитарных инспекторов осуществлялось медицинскими работниками санитарно-эпидемиологических учреждений по 20-часовой программе (по профилю гигиены сельскохозяйственного труда - по 22-часовой программе), утвержденной в 1964 году Министерством здравоохранения СССР и Исполкомом СОКК и КП СССР.

Учебный план и программа занятий по подготовке общественных санитарных состояла из общей и  специальной частей и включала необходимый минимум основных эпидемиологических и гигиенических вопросов.

izis2.jpg

При проведении занятий широко использовались тематические наглядные пособия: диапозитивы, диафильмы, плакаты, альбомы, таблицы, муляжи, образцы санитарных бюллетеней и т.п., а также санитарно-просветительные кинофильмы. В помещении, где проводились занятия, оформлялись тематические санитарно-просветительные выставки, витрины, демонстрировались образцы санитарной техники, дезинфицирующих средств, прививочных препаратов и

т.п. Всё это помогало слушателям понять и легче усвоить преподаваемый материал.

izis3.jpg

Обучение актива не ограничивалось только изложением теоретического материала. Непосредственно на объектах проводились практические занятия, имевшие своей целью научить общественного санитарного инспектора методике обследования объекта, составлению акта обследования, научить проведению дезинфекции с применением основных дезинфицирующих средств в очагах инфекционных заболеваний, научить, как правильно организовать «уголок здоровья», организовать фотовыставку, выпустить сатирическую стенную газету и т.д.

izis4.jpgПроведение санитарно-просветительной работы среди населения не ограничивалось только демонстрацией наглядных пособий (альбомов, таблиц, диапозитивов, диафильмов и т.п.). Эта работа строилась на конкретных, взятых из жизни, примерах: на разборе вспышек или отдельных случаев инфекционных заболеваний, на анализе причин их возникновения, на материалах обследования санитарного состояния местных объектов (производственных предприятий, населенных пунктов или участков, детских учреждений, водоисточников, магазинов, рынков и т.д.), на конкретных задачах и мероприятиях по санитарному благоустройству, снижению и ликвидации заболеваемости. Эти примеры использовались также для борьбы с вредными для здоровья обычаями, традициями, привычками, распространенными среди населения.

Проводя занятия, преподаватели прививали общественным санитарным инспекторам приемы и навыки в работе по борьбе за здоровый быт и оздоровление условий внешней среды (атмосферный воздух, вода и водоемы, почва).

До начала занятий по подготовке общественных санитарных инспекторов главный врач санитарно-эпидемиологической станции, заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом районной больницы сельского района проводит инструктивно-методическое совещание с санитарными врачами и эпидемиологами, выделенными для проведения занятий. На совещании обсуждаются вопросы, относящиеся к методике обучения общественных санитарных инспекторов и грамотного использования наглядных пособий.

Дом санитарного просвещения или санитарно-эпидемиологическая станция комплектуют в помощь преподавателям и слушателям методическую литературу и наглядные пособия. При необходимости санитарно-просветительные фильмы получали на время демонстрации в местных конторах кинопроката.

Занятия проводились в группах (не более 30 человек) 2 раза в неделю по 2 часа.

Общая часть программы (13 часов)являлась обязательной при подготовке общественных санитарных инспекторов всех профилей. На занятиях по общей части программы особое внимание обращалось на понимание общественными санитарными инспекторами своей роли в осуществлении текущего надзора за проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, на овладение ими методами работы. Общественных санитарных инспекторов знакомили с формами организации самодеятельности населения по оздоровлению быта, благоустройству населенных мест и конкретных объектов, по проведению «месячников чистоты», массовых санитарных рейдов и т.д.

Особое внимание общественных санитарных инспекторов обращалось на их роль в осуществлении мероприятий по повышению санитарной культуры населения.

Общественные санитарные инспекторы знакомились с основными формами и методами санитарной пропаганды и принимали непосредственное участие:

а) в организации аудитории для лекций, бесед, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, викторин, устных журналов, просмотров санитарно-просветительных фильмов;

izis5.jpgб) в осуществлении санитарно-просветительных мероприятий посредством устной пропаганды (проведение бесед на определенную тему, передач - бесед по местному радио через радиоузлы колхозов, совхозов и промышленных предприятий). Тексты бесед предварительно апробировались специалистами;

- печатной пропаганды(сбор материалов в стенную газету, для доски вопросов и ответов, участие в местной многотиражной газете; распространение среди населения санитарно-просветительной литературы, листовок, лозунгов, памяток, брошюр, плакатов);

izis6.jpg

- наглядной пропаганды (участие в организации «санитарных уголков»,постоянных и передвижных выставок по охране здоровья населения, оформление стенной газеты, санитарного бюллетеня, «окон сатиры», «окон здоровья» и т.п.).

Общественные санитарные инспекторы должны были быть обучены правилам пользования проекционной аппаратурой для демонстрации санитарно-просветительных диапозитивов и диафильмов, магнитофоном для проигрывания пленок с записью беседы или лекции врача. Кроме того, в процессе обучения общественные санитарные инспекторы должны были участвовать вместе с медицинскими работниками в организации «комнат» и «уголков здоровья» при домоуправлениях, на крупных промышленных и сельскохозяйственных объектах, в домах культуры и т.д.

Профилактика инфекционных болезней.

При проведении занятий по разделу «Инфекционные болезни и их профилактика» учитывалась краевая патология и эпидемиологическая обстановка данной местности. В связи с этим некоторые темы, изложенные в учебном плане, могли быть заменены или дополнены более актуальными для данного периода и для данной местности.

Так, например, в районах с природными очагами зоонозных инфекций слушателей знакомили с основами эпизоотологии, эпидемиологии и профилактики соответствующих инфекций (чумы, туляремии, лептоспироза, клещевого энцефалита и др.).

izis7.jpgВ районах, где имелись очаги зоонозных инфекций, в колхозных, совхозных или индивидуальных животноводческих хозяйствах,  в программу обучения включались соответствующие темы по эпизоотологии, эпидемиологии и профилактики заболеваний, передающихся от сельскохозяйственных животных ( бруцеллез, сибирская язва, туберкулез, гельминты, ящур и др.).

В программу обучения были также включены  темы, дающие слушателям основные представления о путях заноса на территорию СССР карантинных инфекций (холеры, оспы, чумы, сыпного тифа и др.) и мерах их профилактики. Более

подробно этот раздел программы освещается в пограничных районах izis8.jpgizis9.jpgСССР, особенно в местностях, связанных с международными транспортными линиями (порты, аэропорты, автотрассы международных сообщений).

Для того, чтобы общественные санитарные инспекторы по окончании обучения могли быть максимально полезны в проведении текущего санитарного надзора и профилактических мероприятий, их знакомили с основами учения о болезнетворных микробах, вирусах, их выживаемости во внешней среде, о роли больного и бактерионосителя как источника инфекции, о путях распространения инфекции, об иммунитете и т.д.

В этом разделе общественные санитарные инспекторы получали основные знания о кишечных инфекциях, инфекциях дыхательных путей, кровяных инфекциях, знакомятся с методикой проведения противоэпидемических мероприятий в инфекционном очаге.

Специализированные медицинские учреждения, например, трахоматозные диспансеры,  противочумные станции, отделы особо опасных инфекций санитарно-эпидемиологических станций и др. готовили общественных санитарных инспекторов определенного профиля, причем в этих случаях обучаемые должны были быть предварительно ознакомлены с основным минимумом знаний по основной программе.

izis10.jpgizis11.jpg

При изложении материала по кишечным инфекциям необходимо было дать общую характеристику этой группы инфекций (общность источников, путей распространения, мер профилактики и т.д.), а затем выделить такие инфекции как брюшной тиф, паратифы, дизентерия, пищевые токсикоинфекции, ботулизм, инфекционный гепатит, гельминтозы, бруцеллез.

Общественные санитарные инспекторы должны были получить понятие об условиях и механизме заражения кишечными инфекциями, о причинах, способствующих заболеваемости, а также о роли водного пути передачи инфекции при брюшном тифе. Они должны были быть ознакомлены с уровнем и особенностями заболеваний в данной местности, с системой мероприятий по улучшению санитарного благоустройства населенных мест (обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, правильный сбор, обезвреживание и удаление отбросов, борьба с мухами, обеспечение требуемого гигиенического режима на пищевых предприятиях, содержание в чистоте дворов, жилищ) и т.д.

При ознакомлении слушателей с инфекциями дыхательных путей (дифтерия, скарлатина, корь, грипп, коклюш) необходимо было разъяснить механизм передачи этих инфекций, роль профилактических осмотров детей при приеме их в детские учреждения, о значении профилактических прививок в профилактике дифтерии и коклюша, о своевременной вакцинации и ревакцинации, выявлении лиц, бывших в контакте с инфекционным больным, о соблюдении карантина, правил личной гигиены и других мер личной и общественной профилактики.

Излагая сведения о кровяных инфекциях (сыпной тиф, малярия, туляремия, чума, энцефалит и др.), необходимо осветить трансмиссивный механизм передачи возбудителей, эпидемиологическое значение природных очагов, роль кровососущих переносчиков болезней, меры профилактики.

Характеризуя отдельные заразные болезни, преподаватель кратко знакомил слушателей с первыми признаками заболевания, его течением и последствиями. Сведения о профилактике инфекционных заболеваний сочетались с разъяснением вопросов личной и общественной гигиены, гигиены быта, играющих роль в охране здоровья и ликвидации инфекционных заболеваний.

Во время практических занятий слушатели должны были быть ознакомлены с простейшей дезинфекционной аппаратурой, дезинфекционными, дезинсекционными, дератизационными средствами, с основными методами дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

После окончания занятий по данному разделу программы со слушателями велись занятия  по излагаемым ниже разделам. Для каждого профиля работы общественных санитарных инспекторов предлагалась специальная часть программы раздела «Текущий санитарный надзор» (по семичасовой программе). Профилированная подготовка соответствовала характеру предстоящей работы общественных санитарных инспекторов по различным разделам: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена сельскохозяйственного труда и гигиена детей и подростков.

Коммунальная гигиена.

izis12.jpg

Занятия по коммунальной гигиене проводились с учетом  общей подготовки слушателей. Освещались основные вопросы гигиены планировки и застройки населенных мест.

Слушатели должны были освоить основы санитарных требований к водоснабжению и канализации населенных мест, санитарной охране атмосферного воздуха, водоемов и почвы, к жилым и общественным зданиям; к содержанию предприятий коммунально - бытового и культурного обслуживания населения. Необходимо было ознакомить их с возможными источниками загрязнений внешней среды и мерами по предупреждению загрязнений. Освещались также основные понятия о вредном влиянии шума  на здоровье населения и о роли общественности в осуществлении мероприятий по борьбе с бытовыми шумами. При изложении материала по коммунальной гигиене, особо подчеркивались контрольные функции общественных санитарных инспекторов в этих вопросах.

Общественные санитарные инспекторы, работавшие в области коммунальной гигиены, привлекались к осуществлению контроля за выполнением санитарных требований, предъявляемых к санитарному состоянию территории населенных пунктов, мест общественного пользования (парков, скверов, общественных уборных, стадионов, дворов, улиц, предприятий коммунального хозяйства - прачечных, бань, парикмахерских, комбинатов бытового обслуживания и др.).Общественным санитарным инспекторам разъяснялись особенности санитарных требований, предъявляемых к различным объектам контроля.

izis13.jpgПри обследовании, например, парикмахерских, общественные санитарные инспекторы проверяют правильность и тщательность уборки пола, содержание инвентаря, наличие ведра с крышкой для сбора волос, умывальников, мыла, полотенца для мытья рук мастеров перед приемом каждого клиента, дезинфицирующих средств для обработки инструментов, кисточек, наличие спецодежды у работающих, достаточное количество салфеток для обслуживания посетителей и т.д.

izis14.jpgОбщественные санитарные инспекторы, прикрепленные к кварталам, требовали от населения соблюдения тишины в быту, содержания в чистоте территории дворов жилых домов и надворных построек, в том числе мест размещения мусоросборников, своевременного удаления мусора, мытья и правил дезинфекции мусоросборников, привлекали население для совместного проведения дератизационных мероприятий в квартирах. Слушатели должны были быть ознакомлены с ролью домашних животных, грызунов и их паразитов в возникновении и передаче инфекционных заболеваний (бешенство, бруцеллез, туляремия, гельминтозы и др.), с ветеринарно-санитарными правилами содержания домашних животных и мерах борьбы с грызунами.

Учитывая, что выполнение этих мероприятий в значительной степени зависит от самого населения, общественные санитарные инспекторы вместе с домовыми, квартальными, уличными комитетами должны были использовать самодеятельность населения и привлекать его к озеленению, благоустройству дворов, улиц, площадей, скверов и парков, а также к содержанию в надлежащем порядке не только своих домов, но и самих квартир. В случае необходимости общественные санитарные инспекторы помогали работникам санитарно-izis15.jpgэпидемиологических станций в принятии соответствующих мер воздействия к нерадивым работникам ЖЭК, ЖКО и жильцам, а также доводили до сведения партийных и профсоюзных организаций (по месту работы виновных) о нарушениях санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил с целью принятия по отношению к ним мер общественного воздействия в целях санитарной охраны открытых водоемов, используемых для хозяйственно-питьевых целей, особенно в сельских местностях. Общественные санитарные инспекторы следили, чтобы места забора воды для бытовых нужд населения, и также места для купания населения, полоскания белья и купания животных были строго определены в каждом населенном пункте. Общественные санитарные инспекторы помогали также в осуществлении контроля за санитарным состоянием колодцев. Они должны были следить за наличием  общего ведра  при колодце для забора воды, за содержанием водоразборных колонок и разъяснять населению значение правильности пользования ими.

Общественные санитарные инспекторы помогали работникам санитарно-эпидемиологических учреждений в осуществлении надзора за проведением мероприятий по санитарной охране водоемов, атмосферного воздуха и почвы от загрязнения выбросами промышленных предприятий.

Гигиена питания.

izis16.jpgizis17.jpg

На занятиях с общественными санитарными инспекторами по гигиене питания слушателей знакомили с действующими санитарными правилами работы предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли.

При изложении этого материала обращалось внимание слушателей на специальные санитарные требования, предъявляемые к предприятиям и работающим, на роль и значение профилактических медицинских осмотров, лабораторных обследований на бактерио- и глистоносительство, на особом соблюдении персоналом личной гигиены.

В целях профилактики токсикоинфекций значительное внимание уделялось ознакомлению слушателей с санитарными требованиями к обработке и хранению продуктов питания, особенно скоропортящихся, а также ознакомлению с признаками недоброкачественности продуктов (мяса, рыбы, консервов, кондитерских изделий и т.п.), с путями алиментарных заражений людей через непастеризованное молоко, молочные и другие продукты (туберкулез, бруцеллез, брюшной тиф и другие кишечные инфекции).

На предприятиях общественного питания, в продовольственных магазинах, на складах, базах, колхозных рынках, на пищевых промышленных предприятиях общественные санитарные инспекторы участвовали в проверке выполнения санитарных требований по содержанию производственных помещений, их оборудования, правил мытья посуды, соблюдения требований сбора пищевых отходов, их хранения и удаления, проверяли соблюдение правил защиты продуктов от грызунов, тараканов и мух, правильность хранения уборочного материала, дезинфицирующих средств, спецодежды.

Общественные санитарные инспекторы принимали участие в осуществлении контроля за гигиеническими условиями труда работающих, за чистотой помещений и рабочих мест, правильной эксплуатацией вентиляционных устройств, исправностью печей в пекарнях и т.д. (при этом они не должны были в процессе своей работы превышать предоставленные им права и решать вопросы, выходящие за пределы их компетенции).В случаях подозрения на недоброкачественность продуктов и необходимости изъятия пробы для лабораторного анализа

общественный санитарный инспектор должен был немедленно сигнализировать специалистам санитарно-эпидемиологической станции (санитарно-эпидемиологических отделов районных больниц сельских  районов).

Гигиена труда.

izis18.jpg

При подготовке общественных санитарных инспекторов по гигиене труда после прохождения общей части программы проводились занятия непосредственно на промышленном предприятии. В процессе занятий необходимо было, чтобы промышленный санитарный врач

определил задачи, которые стоят перед общественным санитарным инспектором, конкретно по каждому производству, ознакомил бы общественных санитарных инспекторов с действующими санитарными правилами по устройству, содержанию и эксплуатации того предприятия, где предстоит работать общественному санитарному инспектору, с вопросами профилактики профессиональных отравлений и профессиональных заболеваний, а также с требованиями к содержанию санитарно-бытовых помещений.

Слушатели должны были быть ознакомлены с вопросами контроля за наличием и правильным использованием индивидуальных защитных приспособлений, со спецификой обработки рук и т.д.

Необходимо было ознакомить слушателей с основными профессиональными заболеваниями, мерами их профилактики, с законодательством по охране труда и технике безопасности. Необходимо было разъяснить, какую ответственность несут руководители предприятий за обеспечение мероприятий по охране труда и защите людей от заражения, какие льготы предоставлены правительством по оплате больничных листов и пенсий по инвалидности для заболевших в результате профессиональных вредностей и заражения.

Работая по окончании обучения на промышленных предприятиях, общественные санитарные инспекторы под руководством санитарного врача санитарно-эпидемиологической станции (санитарно-эпидемиологического отдела  районной больницы сельского района) или другого медицинского работника систематически  вели контроль за санитарным состоянием производственных и культурно-бытовых помещений промышленных предприятий и за выполнением санитарных правил. Они следили за осуществлением мероприятий по предупреждению загазованности цехов, загрязненности воздуха производственной пылью, по борьбе с шумами, вибрацией и т.п.

izis19.jpgizis20.jpgЗначительное место в работе общественных санитарных инспекторов занимали вопросы личной гигиены рабочих, контроль за содержанием рабочего места, за исправностью и чистотой  спецодежды , правильностью её использования, особенно при работе с раздражающими веществами, контроль за наличием средств для смазывания рук, за  правильным хранением ядовитых веществ. Общественные санитарные инспекторы знакомили рабочих с мерами профилактики утомления, с организацией режима питания, питьевого режима в горячих цехах, с организацией рабочего места, с назначением индивидуальных защитных приспособлений, с мерами профилактики микротравм и простудных заболеваний, а также со  значением производственной гимнастики.

Гигиена сельскохозяйственного труда.

При обучении общественных санитарных инспекторов по гигиене сельскохозяйственного труда необходимо было уделить большое внимание санитарным требованиям к производственным и культурно-бытовым помещениям сельскохозяйственных объектов, к устройству полевых станов, условиям работы животноводческих ферм и др.

При изложении мер предупреждения таких инфекционных заболеваний, как сибирская язва, бруцеллез, бешенство слушатели должны были быть ознакомлены  с путями заражения, ролью личной гигиены при контакте с больными животными, значением профилактических прививок для определенных групп населения. После прохождения общей части программы практические занятия проводились непосредственно в колхозе или совхозе. Медицинскому работнику до начала занятий необходимо было определить конкретные задачи, стоящие перед общественными санитарными инспекторами. В зависимости от этого общественные санитарные инспекторы знакомились с санитарными правилами по устройству, содержанию и эксплуатации, с вопросами профилактики профессиональных заболеваний и отравлений ядохимикатами, с требованиями, предъявляемыми к транспортировке, хранению ядохимикатов и работе с ними, а также к надлежащему содержанию санитарно-бытовых помещений.

Осуществляя контроль на участках работы с ядохимикатами, общественные санитарные инспекторы проверяли соблюдение санитарных правил при протравливании ядохимикатами семенного фонда.

Общественные санитарные инспекторы, привлекаемые к осуществлению санитарного надзора за сельскими населенными пунктами, должны были следить за санитарным состоянием полевых станов, дворов, домов колхозника, общежитий  рабочих РТС,МТС и совхозов, школ, столовых,магазинов, детских садов и ясель, источников водоснабжения, животноводческих и птицеводческих ферм. Знакомясь с условиями быта колхозников, они разъясняли значение своевременной уборки помещений, борьбы с мухами, паразитами и т.п.

Общественные санитарные инспекторы осуществляли санитарный надзор в полеводческих тракторных бригадах, на животноводческих и молочных фермах, принимали участие в разработке оздоровительных мероприятий среди сельского населения и контроле за их осуществлением.В частности, на молочных фермах общественные санитарные инспекторы следили за соблюдением правил личной гигиены доярками, за соблюдением санитарных правил при дойке, при транспортировке молока и за своевременным прохождением ими лабораторных обследований на бактерио- и глистоносительство, за правильностью хранения и вывоза навоза и др.

Гигиена детей и подростков.

izis21.jpg

При подготовке общественных санитарных инспекторов по гигиене детей и подростков необходимо  было дать представление об основах физического и гигиенического воспитания подрастающего поколения. Должна была быть подчеркнута роль школы, дошкольных учреждений, медицинских работников, педагогов и родителей в воспитании детей и подростков.

izis22.jpgСлушатели, подготовленные для работы в качестве общественных санитарных инспекторов в этой области, должны были получить сведения о гигиене учебных занятий, трудового обучения, о режиме работы и отдыха учащихся в школе и в домашних условиях. Необходимо было ознакомить их с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к помещениям школ и детских учреждений, к их оборудованию, освещению, отоплению и т.д. Особенно четко должны быть определены задачи и обязанности общественных санитарных инспекторов, прикрепленных к школам, детским яслям-садам, профессионально-техническим училищам, школам-интернатам.

Общественные санитарные инспекторы в области гигиены детей и подростков должны были контролировать санитарное содержание помещений общеобразовательных школ, школ-интернатов, профессионально-технических училищ, детских яслей-садов и других учебно-воспитательных учреждений, обращая особое внимание на:

-благоустройство участков, спортивных площадок и их озеленение;

-условия организации горячих завтраков и обедов в школах, наличие питьевой воды;

-осуществление гигиенических условий пребывания учащихся: хорошее естественное и искусственное освещение, проветривание помещений мастерских, правильная расстановка парт, оборудование и содержание физкультурного зала в школе, соблюдение правил по технике безопасности;

-поддержание чистоты и порядка в гардеробных, в туалетах, в умывальниках, в буфетах.

izis23.jpgОбщественные санитарные инспекторы принимали участие в проведении слетов школьного санитарного актива и смотра школьных санитарных постов, оказывали помощь в проведении пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди школьников и родителей, участвовали в организации викторин, вечеров вопросов и ответов, лекций и бесед для родителей, смотров лучших санитарных бюллетеней и выставок,  помогали оборудовать школьный «уголок здоровья» и т.п.

По окончании теоретического курса, практических занятий и контроля полученных знаний и навыков слушателям вручалось удостоверение «Общественный санитарный инспектор» установленного образца.

izis24.jpgizis25.jpg