Зубастые бациллы смотрят на вас с плакатов, или как Владимир Маяковский рассказывал про гигиену

19 июля 2022 года Владимиру Владимировичу Маяковскому исполнилось бы 129 лет. Замечательный русский поэт, классик советской литературы. Одна из выдающихся страниц поэтической и гражданской биографии Маяковского - борьба за санитарное просвещение, за организацию оздоровительных мероприятий в стране.

Владимир Маяковский написал несколько десятков лозунгов для санитарных плакатов, которые были иллюстрированы разными художниками. Как затем говорил его биограф Василий Катанян: «Он напоминал стихом об элементарных вещах, объяснял, агитировал, убеждал, наконец, почти сердился:

Товарищ, да приучись ты

держать жилище опрятным и чистым!

Не надо стирать в комнате, не надо пользоваться чужим полотенцем, валяться одетому на кровати, надо открывать перед сном форточку, плевать в урны, беречь бак с кипяченой водой.

Раз в неделю, никак не реже,

белье постельное меняй на свежее.

Мой руки, бросай сор в ящик, следи сам за чистотой.

Никогда

не берите в рот

того, что в рот

и другой берет.

Есть и о том, чтобы чистить зубы:

Зубы

чисть

дважды:

каждое утро

и вечер каждый.

Все это более или менее известно.

Но вот совсем неизвестный шутливый лозунг, которым поэт «агитировал» сам себя, с которым он сам ходил чистить зубы:

«Поэтом можешь ты не быть,

Но зубы чистить ты обязан!».

Санитарные плакаты, которые хранятся в Государственном музее В.В. Маяковского, можно разделить на несколько тем, и к каждой из них, безусловно, у поэта было свое отношение и четкое правило. Например, мнительный в вопросах здоровья и любящий чистоту Владимир Владимирович не только призывал мыть руки перед едой и «убирать комнату, чтоб она блестела», но и сам строго придерживался этих простых постулатов. Он носил мыльницу в кармане, проверял чистоту посуды, старался не ездить в транспорте, а лучше ходить пешком, чтоб ничем не заразиться. Современники даже немного посмеивались, припоминая поэту строчку из стихотворения «Парижанка»: «Пока у трюмо разглядываешь прыщик…», ведь «когда он подходил к зеркалу, то именно разглядывал свое лицо пристально и подозрительно – не привязалась ли какая-нибудь гадость, не грозит ли ему смерть от незамеченной царапины». Несмотря ни на что Маяковский стоял на своем, не отступая от хороших привычек и пропагандируя их, неся знания в массы.

Художники Владимир Першков, Борис Котов

Автор текста Владимир Маяковский

Плакат «Товарищи, мылом и водой мойте руки перед едой» 1972

Государственный музей В.В. Маяковского

Художник Иван Лебедев

Автор текста Владимир Маяковский

Плакат «Не вытирайся полотенцем чужим…» 1930

Государственный музей В.В. Маяковского 

Художник Иван Лебедев

Автор текста Владимир Маяковский

Плакат «Долой рукопожатия!» 1930

Государственный музей В.В. Маяковского

Историческая справка

Во время Гражданской войны страна была охвачена брюшным и сыпным тифом, а также холерой, дизентерией и туберкулезом. Число переболевших сыпным тифом в 1918–1920 годы достигло 25 миллионов человек. В тот же период возникла вспышка холеры, ею заразились около 300 тысяч граждан. Не менее напряженной складывалась ситуация и с натуральной оспой: в 1919–1920 годы число заболевших пересекало отметку в 100 тысяч человек.

«Первый случай подозрительного по холере заболевания» в Петрограде отметили 30 июня 1918 года, а уже 4 июля был поставлен первый точный диагноз. Болезнь стала распространяться стремительно, сразу последовали и сдерживающие меры: 10 июля создали центральную комиссию по борьбе с холерой. Тогда же было принято решение вменить «в обязанность всем владельцам, рабочим комитетам и выборным старостам заведений: квасных, фруктовых и всякого рода искусственных минеральных вод гор. Петрограда и его окрестностей вырабатывать всевозможные напитки, изготовляемые в вышеуказанных заведениях, исключительно на кипяченой воде». За неисполнение грозил штраф в размере до 10000 рублей виновнику, а «предприятия же будут немедленно закрываться». «Ввиду распространения желудочных заболеваний безусловно запрещается употребление для питья непрокипяченой воды». Как здесь не вспомнить строки из поэмы «Во весь голос» Владимира Маяковского:

… жил-де такой

певец кипяченой

И ярый враг воды сырой.

Кроме того, в разгар холеры во всех районах Петрограда были созданы «особые холерные пункты», на улицах выставляли «кубы с кипяченой водой» (на смену которым пришли «обозы с кипятильниками»), проводили просветительские лекции. В общественных столовых устанавливали умывальники, а посетителям не давали талон на обед, если они не вымыли руки. Шла массовая агитация прививок. Всеобщими усилиями к 1924 году болезнь удалось обуздать.

 

Художник Михаил Черемных

Окно РОСТА № 227

«Эй, тиф, обратно мчись ты!» [Август, 1920]

Государственный музей В.В. Маяковского 

Владимир Маяковский

Семья Маяковских, еще до рождения поэта, потеряла двух детей: брат Владимира Маяковского, Александр, в месячном возрасте умер во время «эпидемии желудочных заболеваний», а через несколько лет, когда в Багдади (Грузия) свирепствовали эпидемии дифтерита и скарлатины, умер брат Константин. Старшая сестра Людмила писала: «В 1891 году <…> болезнь косила детей, так как никакой медицинской помощи не было. Заболели я и трехлетний Костя. Папа как раз уехал на три дня по делам в Кутаис. Приехал к вечеру и застал двоих детей в тяжелом состоянии, в жару и бреду. Мама не знала, что делать, как помочь. Папа в отчаянии кидался от одной кровати к другой. Уговаривал меня поесть любимые сладости и закуски, которые он привез. Это была тяжелая ночь».

Болел в детстве и сам Владимир, в воспоминаниях ее матери Александры Алексеевны есть такие записи: «В конце декабря [1901 года] Володя заболел дифтеритом. Ему сделали прививку <…>. К нему никто не заходил. За ним ухаживала я. Когда Володе стало лучше, около его кровати поставили елку. Но это его не развлекало, ему хотелось поскорее встать»; «В последний день экзаменов у Володи повысилась температура, он заболел брюшным тифом. <…> Болезнь Володи протекала в тяжелой форме, и мы очень беспокоились. Ухаживала за ним тетя, Анна Константиновна. Она работала сестрой милосердия в военном госпитале. Володя ее очень любил и называл тетей Анютой. Доктор приходил к Володе два раза в день и принимал все меры, чтобы помочь ему. <…> Володе давали только суп из курицы, а когда ему стало лучше и захотелось есть, он попросил: “Я хочу курицу!” <…> Лежать Володе не хотелось. Он был очень подвижной и нетерпеливый. Все время просил читать ему».

Когда будущему поэту было 12 лет, семья потеряла кормильца – Владимира Константиновича, он умер от заражения крови, уколов палец. Из биографии в биографию и из воспоминания в воспоминание переходит описания этого факта с одинаковым выводом: «Известна крайняя чистоплотность и брезгливость Маяковского, которая отчасти объясняется тем, что отец его умер, уколовшись, от заражения крови. Володя мыл руки, как врач перед операцией, поливал себя одеколоном» (Эльза Триоле).

Любые царапины, пусть и совсем мелкие, хорошо обрабатывались. Как писал друг и наставник Давид Бурлюк: «Всякая царапина, ссадина на его больших, красных, обветренных руках <…> всегда приводили его в ужас и заставляли прибегать к йодам и коллодиям».

Даже небольшое повышение температуры навеивало грустные мысли и пробуждало мнительность. Например, выступая в Пятигорске в 1927 году, Маяковский был простужен, а после слег в постель. Вызвал доктора, у которого допытывался не рак ли у него пищевода. Врач был в растерянности, не мог понять, откуда такой диагноз, успокаивал, но, конечно, Владимир Владимирович так до конца и не поверил. Как вспоминал об одной из случаев Павел Лавут: «Десятки раз на день больной мерил температуру. Порой он ставил градусник по три четыре раза кряду. Часто вынимал термометр раньше положенных минут, посмотрит на него, и обратно. Он разбил сперва свой термометр, за ним тот, который принесла медсестра. Раздобыли третий. И его постигла участь предыдущих. Только тогда интерес к температуре несколько снизился. “Ирония судьбы, – улыбнулся Маяковский, – значит, пора выздоравливать”».

Историческая справка

В 1893 году в Санкт-Петербурге прошла первая Всероссийская гигиеническая выставка. Более 500 участников показывали 40 тысяч экспонатов, говорили о гигиене общественных мест и промышленных заведений, о гигиене питания и одежды, поддержании чистоты. Через 20 лет, в 1913 году, город на Неве снова стал местом проведения масштабного гигиенического смотра. Вся экспозиция была разделена на 12 отделов, например, отдел гигиены детского и юношеского возраста, бальнеология и курортное дело, профессиональная гигиена.

В советское время был взят курс на просвещение масс в области гигиены. Сделана ставка на перевоспитание несознательных, так как возникла критическая необходимость в профилактике свирепствовавших тогда болезней, включая туберкулез и венерические заболевания. Стало понятно, что борьбу с болезнями осложняет не только нехватка врачей и лекарств, но и неграмотность населения, неумение вести чистый быт.

На I Всероссийском совещании по санитарному просвещению в 1921 году одним из главных вопросов стало несознательное отношение к требованиям личной гигиены, которое привело к распространению разных инфекционных болезней, вшивости и чесотки. Отделам санитарного просвещения было поручено организовывать лекции, митинги и съезды, а также разработать материалы (например, плакаты) на санитарно-просветительские темы. По Союзу курсировали санитарные агитпоезда и устраивались передвижные выставки. В отдаленных регионах в клубах и избах-читальнях проходили беседы с местным населением. В большом количестве печатались и раздавались памятки, листовки и брошюры, где разъяснялись правила гигиены, профилактики и борьбы с инфекционными болезнями. Прибегали и к выразительным и художественным возможностям театра и кинематографа.

К общему делу были привлечены и общественные организации (комсомол, пионерия), и авторы книжных изданий для детей, чтобы воспитать гражданина, который в младшем возрасте осуждает, а когда вырастет – будет бороться с курением и пьянством, выступать за здоровый образ жизни, знать и придерживаться правил гигиены.

Владимир Маяковский

Любовь Владимира Маяковского к чистоте и боязнь чем-либо заразиться – общее место практически во всех повествованиях о поэте. Он носил с собой мыльницу и использовал мыло при каждом удобном случае. Как вспоминала Лиля Брик: «… чтобы после неприятного рукопожатия можно было вымыть руки». Старался не дотрагиваться до перил, открывал дверь с помощи салфетки, даже возил с собой переносную ванную, чтоб иметь возможность соблюдать свои же заветы: «Воды не бойся, ежедневно мойся». И это в то время, когда столь щепетильно к личной гигиене подходили далеко не многие.

У поэта есть собственный «гимн» ванной – стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру»:

Сядешь

               и моешься

      долго, долго.

Словом,

       сидишь,

       пока охота.

Просто

               в комнате

               лето и Волга –

только что нету

               рыб и пароходов.

И если уж нужно кому-то из поэтов начала ХХ века отдать пальму первенства в плане заботе о личной гигиене, то, безусловно, она по праву достанется Владимиру Маяковскому.

Выражаем искреннюю благодарность за подготовку статьи директору Государственного музея В.В. Маяковского А.В. Лобову, заместителю директора по основной деятельности Ю.Н. Садовниковой, ученому секретарю Н.А. Качур.

Материалы, представленные в статье, проиллюстрированы изображениями предметов фондов Государственного музея В.В. Маяковского.