Следуя давним историческим традициям...

Современные брендированные поезда не что иное, как возрождение забытого ныне «АГИТАЦИОННОГО ПОЕЗДА», который в России имеет более чем вековую историю. В современных условиях задачи, направления и функции тематических поездов поменялись из политической и пропагандистской акции в сторону познавательной, просветительской и исторической.

Первые агитационные поезда появились в 1918 году, но их функции были ограничены. Они занимались распространением военно-политической литературы. В том же году был «расписан» первый военно-передвижной фронтовой литературный поезд «Имени Ленина», который 13 августа выехал в Казань, а в сентябре вернулся в Москву. Он состоял из 7-9 классных и товарных вагонов, в которых были оборудованы книжные склады, книжная лавка и вагон-кухня.

Полномасштабный запуск агитационных поездов начался в 1919 году. Л. Троцкий писал первому наркому путей сообщения М. Елизарову: «Товарищи! Будем помнить, что революции - локомотивы истории. Наша социалистическая революция тоже происходит на железных дорогах. На огромной скорости советскую власть везут поезда. В такт нашим сердцам стучат колеса. В ритме наших легких вырывается огненное дыхание паровоза. Куда поведут нас эти рельсы, не знаем. Но там, где окончится наш железный путь, встанем и пойдем пешком, равняя шаг на революцию».

Агитпоезда были проектом законодательного, распорядительного и контролирующего органа страны - Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов РСФСР (ВЦИК). Всего было выпущено 20 агитпоездов с громкими названиями – «Имени Ленина», «Красная Коммуна», «Октябрьская революция», «Красный казак» и другие. В каждом поезде вагоны были оформлены как разделы выставки: художественный, литературный, кинематографический и другие. Библиотека агитпоезда насчитывала несколько тысяч томов, которые безвозмездно передавались местным жителям.

На вагонах первых агитационных составов были изображены чудовища, пожирающие революцию, которых затем сменили картины, агитирующие за поднятие производительности труда и за борьбу с разрухой и эпидемиями после Гражданской войны.

Расписывали агитпоезда художники – К. Малевич, М. Шагал, К. Петров-Водкин. Вместе с одним из агитпоездов путешествовал кинорежиссер С. Эйзенштейн, который также расписывал вагоны, активно участвовал в самодеятельных театральных постановках и рисовал портреты.

Агитпоезда представляли собой одновременно и театр, и музей, и библиотеку на колесах, и даже выполняли функции передвижного университета. Они демонстрировали народу литературу, искусство, а с другой стороны несли идеологические установки.

Агитпоезда позаимствовали у театра театрализованные представления, которые получили название - САНИТАРНЫЕ СУДЫ, в которых участвовали настоящие судьи, защитники, обвинители, подсудимые и свидетели, в роли которых выступали сбежавшиеся встречать агитационный поезд зеваки.

Агитпоезда включали в себя политотдел, бюро жалоб, информационный отдел, редакцию и типографию (выпускались газеты, листовки), а также киноустановку, на которой демонстрировались специально снятые фильмы (о сельском хозяйстве, вреде пьянства, о сушке овощей) и военная хроника.

В обязанности работников агитпоездов входили проведение митингов, собраний, бесед с рабочими и крестьянами, красноармейцами, разъяснение трудящимся международного положения и внутренней политики, информация местных организаций о деятельности высших органов государственной власти, прием и регистрация заявлений и жалоб от населения, обслуживание советских учреждений и организаций, инструктирование местных работников, оказание конкретной помощи на местах хозяйственному и культурному строительству.

На одной станции агитпоезд стоял не более трех суток. Это время считалось достаточным, чтоб «распропагандировать» местное население. Двигались поезда довольно медленно: за световой день они должны были преодолевать не более 100 км, чтобы не пропустить какой-нибудь населенный пункт.

Рейды агитпоездов возглавляли видные деятели - такие, как нарком просвещения - А. Луначарский и нарком здравоохранения - Н. Семашко, а вместе с поездом «Октябрьская революция» ездил председатель ВЦИК М. Калинин.

С января 1919 года по конец 1920 года по железным дорогам России курсировали 10 специальных поездов. С их помощью было проведено около 1900 митингов, в которых приняли участие более 2,5 млн. человек.

Просветительскую работу среди населения национальных республик проводили специальные агитационно-инструкторские поезда ВЦИКа: «Советский Кавказ», «Красный Восток», «Красный казак» и другие.

С окончанием Гражданской войны агитационные поезда не исчезли. К ним неоднократно обращались в 30-е годы и в годы Великой Отечественной войны.

Последний советский агитпоезд был пущен по Байкало-Амурской магистрали, на котором тысячи лекторов, выдающихся ученых, военных, писателей, композиторов, артистов добирались до строителей БАМа, прокладывающих железную дорогу среди гор и бескрайних таёжных просторов. Они знали, что страна помнит о них, если в маленькие города среди тайги приезжают люди, известные всему Советскому Союзу. Лучшие музеи (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) отправляли на БАМ свои экспонаты.

Следуя давним историческим традициям ОАО «РЖД» совместно с Роспотребнадзором в связи со 100-летием со дня образования Государственной санитарно-эпидемиологической службы России запустил юбилейный поезд «Россия» по маршруту «Москва - Владивосток – Москва».

Фирменный поезд с символикой ведомства отправился по маршруту из Москвы во Владивосток 26 июля 2022 года и будет курсировать до конца 2022 года, что позволит пассажирам поближе познакомиться с деятельностью Роспотребнадзора. В каждом купе размещены тематические наглядные и информационные материалы, из которых они прямо в пути смогут узнать о системе органов и учреждений Госсанэпидслужбы России и их достижениях, а также об участии службы в реализации действующих актуальных проектов, направленных на охрану здоровья населения страны, – «Санитарный щит», «Чистый воздух», «Чистая вода». В каждом купе пассажирам предлагаются памятки-буклеты («Профилактика инфекционных заболеваний», «Осторожно! Клещи!», «Алгоритм действия пассажиров на железнодорожном транспорте для направления обращений» и другие), а все желающие смогут получить сувенирные ручки и блокноты.

15 сентября 2022 года по Сокольнической линии метрополитена Москвы был запущен тематический электропоезд, посвященный 100-летию Государственной санитарно-эпидемиологической службы России, состоящий из 10 вагонов, каждый из которых – это десятилетие жизни нашей страны, в том числе, и деятельности санитарно-эпидемиологической службы.

Дизайн тематического поезда разработан так, чтобы пассажиры смогли узнать больше о функциях ведомства и важности всех аспектов его работы, а также о его истории. На постерах размещены фотографии сотрудников и деятелей службы, которые внесли весомый вклад в развитие организации. Пассажиры могут познакомиться с работой службы в различные исторические периоды и ещё раз прислушаться к основным гигиеническим рекомендациям, позволяющим им сохранить и укрепить своё здоровье.