«Сердце сердцу весть подает». Первые рождественские открытки в России

Наступили замечательные новогодние праздники, а совсем скоро мы будем встречать Рождество Христово. В эти дни принято дарить подарки, сладости, открытки с добрыми пожеланиями. Любопытно, а какова история первой российской визитной карточки Рождества?

Первые российские рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Общиной Святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия – поводом для создания рождественских открыток стало желание помочь медицинским сестрам.

История возникновения издательской группы «Общины Святой Евгении» очень интересна. В 1880-е годы известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия (так в те годы называли медицинских сестер). Во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию, и весьма бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление, и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Г.П. Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Инициаторами его создания стали российские деятели искусства, заботу о благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее Небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община Святой Евгении».

Как и всякой благотворительной организации, «Общине» были необходимы деньги - для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестер и работы подготовительных курсов для молодых на случай войны. В поисках средств в 1896 году «Община Святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства и в первую очередь русского. Круг издательских интересов общины был достаточно широк, но так или иначе по преимуществу связан с искусством и с художественной сферой. Именно Община впервые в истории России начала издавать большими тиражами самые различные репродукции живописных и графических произведений в форме открыток и плакатов.

К Рождеству 1898 года Община Св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников.

Серия открывалась открыткой известной в то время художницы, мастера силуэтного рисунка Елизаветы Меркурьевны Бем (1843–1914) – «Сердце сердцу весть подает».

В серию входили:

«Мальчик» Елизаветы Бем

«Церковь» Михаила Виллие

«У пристани на Неве» Эмиля Визелеля (открытка не найдена)

«Голова старушки» Константина Маковского

 

«Запорожец» Ильи Репина

«В саду» Елены Самокиш-Судковской

«Головка» Валерия Овсянникова

«Охотник на коне» Николая Самокиша (открытка не найдена)

и «Головка боярышни» Сергея Соломко.

Тираж каждой открытки составлял 10 тысяч экземпляров. Открытки быстро раскупались, и тираж был повторен.

Слова «Сердце сердцу весть подает» очень метко отразили драгоценную функцию открытого письма, которое на рубеже веков начало прочно входить в русский быт. Отправляя по почте открытку, человек поверял ей свои мысли и чувства, адресованные родным, близким, друзьям. Хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.

Можно назвать несколько причин необычайной популярности открыток «Общины Cвятой Евгении». Во-первых, они выгодно отличались от того, что было массовым и привычным для того времени. До появления своих издательств в России было громадное число открыток салонного типа, поступавших из Австрии, Германии, Франции. И потому репродукции произведений отечественных мастеров, причем мастеров первого ряда, лучших, чьи имена были на слуху, воспринимались с большим энтузиазмом. Во-вторых, большое место в деятельности издательства играла реклама. В журналах тех лет часто встречались объявления об изданиях общины. При этом в них всегда указывались имена художников, чьи карточки с рисунками имелись в продаже, не забывали и о благотворительности - присутствовала информация, в пользу какого проекта собирались деньги. Все это говорило о высокой культуре работы, об издательском профессионализме.

И еще об одном нельзя не сказать. Все, кто когда-либо писал об открытках этого издательства, единодушно говорят о высоком качестве их полиграфического исполнения. Принято считать, что открытки «Общины Св. Евгении» – это всегда хорошая печать и безупречный художественный вкус. Практически не будет преувеличением назвать все, что было издано общиной, шедеврами русского печатного искусства. И это вполне естественно, ведь община, по мнению искусствоведа В. Курбатова, сотрудничавшего с издательством, «не столько пользовалась энтузиазмом к искусству, зажженным другими, сколько сама с трудом и риском зажигала это пламя».

Благотворительное дело издания открыток пользовалось постоянной поддержкой со стороны творческой интеллигенции. Известно, что значительную помощь издательству оказывали В. Васнецов, А. Бенуа, М. Нестеров, Н. Самокиш, В. Переплетчиков, искусствовед В. Курбатов, профессор Н. Султанов, академик Г. Суслов и многие другие деятели искусства. Именно они способствовали высокому художественному уровню открыток, издаваемых «Общиной».

Рождество - время для добрых дел, возможность проявить самые лучшие свои человеческие качества, уделить внимание близким и помочь нуждающимся. А вот поучиться, как реализовывать длительные «проекты милосердия», можно у наших предков.

 

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников