Как в СССР заботились о здоровье школьников

После революции 1917 года охрана материнства и младенчества была провозглашена приоритетным направлением государственной политики. Координацию вопросов поддержки материнства осуществлял Отдел охраны материнства и младенчества Наркомздрава республики. При Отделе охраны материнства и младенчества Наркомздрава была создана Комиссия содействия в области охраны материнства и младенчества. Сотрудники Комиссии подготовили инструкцию об организации и работе по охране материнства и младенчества, в которой отмечалась важность привлечения к активной работе широких масс рабочих, крестьян, служащих путем распространения среди них знаний в этой области (лекции, митинги, выставки, листовки, брошюры). В инструкции говорилось о культурно-просветительной работе среди матерей (клубы, лекции, курсы).

С 1920 года проводилась кампания «Неделя ребенка», в ее рамках были опубликованы в центральных газетах многочисленные статьи по охране материнства и младенчества, проводились циклы лекций, которые читали Н.А. Семашко, А.В. Мольков и другие.

Санитарно-просветительную работу вел школьно-санитарный отдел и его подотделы - контроль и наблюдение за санитарным состоянием школ и здоровьем учащихся, за питанием. Гигиенические знания об уходе за зубами и о гигиене полости рта иллюстрировались выставками, велась пропаганда занятий физической культурой.

Это был первый шаг программы формирования понимания ценности здоровья и здорового образа жизни в школе. В 1932 году Народный комиссариат здравоохранения и Народный комиссариат просвещения разработал детальный план школьных занятий, включающий рекомендацию по распределению учебной нагрузки и соблюдению оптимального режима дня. В 1933 году правительство СССР впервые установило ответственность педагогов за здоровье детей и их гигиеническое воспитание, а также расширило обязанности школьного врача. В 1935 году на законодательном уровне была определена продолжительность учебных занятий в школе в течение учебного дня и недели. В послевоенные годы внимание к гигиене школьников было вызвано очевидной проблемой: катастрофической нехваткой здорового населения, значительная часть которого (особенно мужчины) была уничтожена в ходе Великой отечественной войны. С середины 50-х годов в стране проводилась школьная реформа. На смену раздельному пришло совместное обучение (1954 год); была введена единая школьная форма для мальчиков (с осени 1954 года все мальчики должны были сами подшивать белые воротнички на гимнастерках и кителях); среднее образование стало всеобщим и была отменена плата за обучение в старших классах средней школы; обязательным стало обучение труду (1957 год) и домоводству; важную роль приобрели предметы, воспитывающие общую культуру. Тогда же в школьную жизнь впервые централизованно начал внедряться спорт.

В дело охраны здоровья детей внесли огромный вклад сотрудники Центрального института санитарного просвещения. Одно из первых мест в научной тематике Института занимали вопросы санитарного просвещения по охране здоровья детей. Так, например, в 1956 и 1957 гг. по заданию Государственной санитарной инспекции СССР Институтом разрабатывались организация, содержание и методика санитарного просвещения среди родителей по вопросам профилактики острых детских инфекционных заболеваний (кори, скарлатины, дифтерии). Большой раздел в научной теме Института составляли вопросы гигиенического образования и воспитания в школе, включая и гигиеническую подготовку учителей.

Пособие в помощь учителям начальных классов и медицинским сестрам школ «Воспитание здорового школьника», Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, Москва 1971 год

Более подробно о санитарном просвещении по охране здоровья детей в докладе директора Института санитарного просвещения МЗ СССР Е.Г. Кармановой, 1957 год.