Эрисман и школьная гигиена

Эрисман и школьная гигиена

Имя Федора Федоровича Эрисмана известно многим. Основоположник школьной гигиены, создатель знаменитой парты Эрисмана, выдающийся врач. Накануне начала учебного года нам захотелось рассказать вам побольше об этом человеке.

Федор Федорович Эрисман родился в 1842 году Швейцарии и получил медицинское образование в Цюрихском университете. По специальности он был офтальмологом. Неравнодушие, активная жизненная позиция и желание быть максимально полезным людям привели к тому, что его профессиональные и общественные интересы со временем распространились намного шире. В 1860-е годы, учась в Цюрихском университете, Эрисман знакомится с русскими студентами и, вдохновившись их передовыми идеями, принимает решение в 1869 году переехать в Россию, которая стала для него второй родиной.

Иван Михайлович Сеченов вспоминал: «Нас, знавших Эрисмана со времени его приезда в Россию, всего более поражало в нем то, что он из швейцарца превратился в русского, искренно любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей».

В Петербурге Эрисман открывает частную практику и начинает заниматься глазными болезнями. 

Вскоре ему предлагают провести оценку зрения учащихся петербургских гимназий. Была проделана огромная работа, 4358 учеников были тщательно обследованы. Итогом стал вывод о связи близорукости и нарушений осанки в подростковом возрасте с неправильной организацией рабочего места гимназистов.

«Дитя принуждено выкупать свои познания ценой здоровья», - говорит Эрисман.

Но он не ограничился констатацией проблем, а предложил способы их решения - профилактические меры, направленные на уменьшение зрительной нагрузки, коррекцию освещенности, рациональную организацию рабочего места.

Особое внимание уделялось школьной мебели. В то время в классах использовались не парты, а школьные столы и скамьи. Ф.Ф. Эрисман писал, что их конструкция не позволяет детям соблюдать правильную позу при учебе. Он предложил таблицу восьми последовательных типов школьных парт, устроенных в соответствии с гигиеническими требованиями. В соответствии с этими требованиями строго нормировались расстояние между скамьей и внутренним краем стола, высота внутреннего края стола над скамьей, высота скамьи, высота спинки. 

Разработанная Федором Федоровичем Эрисманом конструкция школьной парты получила название «парта Эрисмана» и до сих пор является эталоном рабочего места школьника.

Но на этом внимание Эрисмана к проблемам школы не иссякло. Он продолжает научную работу, посвященную гигиене учащихся.

Эрисман обращает внимание на недостатки школьных зданий (неправильная планировка классов и их освещение, отсутствие вентиляции) и режима: «ни для одного учебного предмета не выработаны еще научные требования преподавания, основанные на сущности данной области науки и на условиях естественного развития молодого организма».

Для решения этих проблем он предлагает целую систему мероприятий: ленточное остекление классов, воздушное отопление, изменения планировки школьных помещений, ограничение числа ежедневных уроков в младших классах, увеличение промежутков между уроками. 

Ф.Ф. Эрисман определил так называемые «школьные болезни: искривление позвоночного столба, близорукость, болезни легких, кровообращения и т. д.».

Коснулся он в своих трудах и вопросов школьного питания. Эрисман считал, что правильное питание – одна из основ здорового образа жизни, и указывал на необходимость предоставить каждому ребенку полноценную горячую еду во время его пребывания в школе. 

В 1888 году Ф.Ф. Эрисман совместно с земским санитарным врачом М.Д. Соколовым издает работу «О санитарных мерах против распространения заразных болезней в школе и через школу». Это, говоря современным языком, СанПиН того времени, а использованные подходы вполне актуальны и сейчас. Например, необходимость закрытия школ авторы считали крайней и не всегда эффективной мерой. 

«Нередко эта мера принимается рутинно и без надобности...дети...либо сидят дома, в тесных помещениях, либо все равно встречаются с другими детьми...вследствие чего закрытие школы не дает ожидаемых от него результатов».

Интересы Ф.Ф. Эрисмана, помимо перечисленных, касались профессиональной гигиены, социальной гигиены и санитарной статистики, эпидемиологии. Но вопросами школьной гигиены он занимался больше всего.

Эрисман обладал невероятно широким научным кругозором и во многих вопросах настолько опередил свое время, что его труды до сих пор изучают студенты-медики.