Дракункулез и змея – эмблема медицины

Дракункулез и змея – эмблема медицины

Всё, что мы видим, может быть и другим.

Л. Виттенштейн

Уметь видеть – это наука. 

Жюль Верн

 

Уже в древности была замечена связь многих болезней с определенными условиями – местностью, включая особенности водопотребления, характером пищи и поведения. Наблюдения над массовыми болезнями формировали эмпирические подходы к их лечению и профилактике.

Медицину часто называют искусством, а первые упоминания о врачевании мы находим в древних храмах. Начало медицины в европейской традиции связано с древнегреческим врачом Асклепием или, как называли его древние римляне, Эскулапом. Последнее имя стало нарицательным. Асклепий и его дочери с характерными именами Гигея и Панацея (Панакея) врачевали в храме, впоследствии получившем название Асклепион. На древнем изображении (рис. 1) представлен Асклепий, врачующий страждущего, и Панацея около другого больного, тело которого обвивает змея.

Рис. 1. Древняя табличка с изображением Асклепия и Панацеи, врачующих больных. Частная коллекция.

Самого Асклепия часто изображают с посохом, вокруг которого обвита змея. По нашему мнению, посох Асклепия со змеей – это реминисценция метода удаления гельминта ришты – Dracunculus medinensis – возбудителя дракункулеза (рис. 2).

Рис. 2. Палочка с намотанной риштой (слева); статуя Асклепия. Музей Ватикана (справа).

Дракункулез был известен со времен античности под множеством имен: червь дракона, фараонов червь, мединская жилка (по названию эндемичного города Медина), червь Авиценны, ришта и др.

В англоязычной литературе используется название гвинейский червь – guinea worm. В России первое описание дракункулеза принадлежит Антону Дженкинсону, направленному в Среднюю Азию царем Иваном IV Васильевичем (Грозным) в 1558-59 гг. Научное описание взрослого гельминта было сделано К. Линнеем в 1758 г., а расшифровка жизненного цикла паразита связана с деятельностью нашего соотечественника – естествоиспытателя и исследователя Средней Азии А.П. Федченко.

Вот как описывал Ибн-Сина – выдающийся врач Древнего Востока, живший в г. Бухаре (Узбекистан) в XI веке н.э., клинику «мединской жилки» (дракункулеза): «На какой-то части тела вздувается прыщик и образуется волдырь, потом прыщик прорывается и из него выходит что-то красное с черным отливом, которое становится все длиннее. Иногда оно шевелится под кожей. Если жилка вылезает, то готовят палочку и наворачивают на нее жилку».

Такой народный способ лечения ришты путем наворачивания взрослого гельминта на палочку можно наблюдать и в наши дни в сохраняющихся еще очагах этого гельминтоза в Судане.

Задолго до Авиценны клиника болезни и ее лечение описаны в папирусе Эберса, датируемом 1550 г. до н.э. Фараонов червь упоминается и в ранних произведениях ассирийских врачей. Их труды, написанные клинописью на глиняных табличках в VII в. до н.э., были обнаружены при раскопках Вавилона. Без четкого указания на паразитарную этиологию, одна из табличек описывает, что поражение возникает на нижних конечностях, обычно стопах, но может локализоваться и в области суставов. Поражение проникает глубоко внутрь тканей конечностей, а на поверхности кожи образуется волдырь, содержащий жидкость.

В Библии в Книге Иова сказано: «И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Книга Иова 2:7). Несмотря на прямое указание на проказу, в этом эпизоде, вероятно, воспроизведена клиническая картина дракункулеза, так как далее написано: «Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится» (Книга Иова 7:5). Это описание более напоминает дракункулез (прямое указание на червей). Более того, Книга Иова заканчивается выздоровлением Иова, что также свойственно дракункулезу, но не характерно для проказы. Часто «Иова Многострадального» изображали на иконах (рис. 3)

Рис. 3. Иов многострадальный. Старинная икона. Частная коллекция.

В Книге Числа Библии дракункулез описывается в виде «злобных змеев», поразивших «детей Израилевых» во время исхода из Египта. «И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне. … И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ. … И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и противу тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (рис. 4), и всякий ужаленный, взглянув на медного змея, оставался жив». (Библия. Числа 21:5-9).

Рис. 4. Медный змей Моисея. Библия (1913). Гравюра Г.

Многие врачи видят в описании «злобных змеев» клинику дракункулеза, а шест (древко знамени), обвитый змеей – это гельминт, удаленный из больного человека.

Древко знамени со змеем, изготовленное Моисеем, и посох Асклепия, обвитый змеей, являются отражением способа лечения ришты путем наворачивания гельминта на палочку, что являлось традиционным методом, использовавшимся врачами Месопотамии, Египта и Средней Азии с глубокой древности (рис. 5). Наличие дракункулеза в Древнем Египте подтверждают не только древние письменные источники, но и обнаружение кальцифицированного взрослого гельминта в брюшной полости мумии подростка, относящейся к Х в. до н.э.

Рис. 5. Извлечение ришты. Гравюры XVI-XVII вв. Частная коллекция.

Процесс извлечения ришты был продолжительным. Поэтому гельминт, намотанный на палочку, означал выздоровление и избавление от мучений. По изображению посоха со змеей люди в древности могли определить степень квалификации врача.

Так, постепенно, жезл, обвитый змеей, стал символом медицины.

В России этот символ трансформировался в чашу, ножка которой обвита змеей, что также соответствует первоначальному смыслу.

В США в качестве медицинской эмблемы используют кадуцей или керикион – жезл, обвитый двумя обращёнными друг на друга змеями.

Появление кадуцея в Античности связывали с мифом об Аполлоне и Гермесе. Согласно мифу, Аполлон в знак примирения с братом подарил тому свой волшебный посох. Когда Гермес, решив проверить его свойства, поставил жезл между двумя борющимися змеями, те сразу прекратили борьбу и обвили палку. Гермесу эта картина так понравилась, что он обездвижил змей и в дальнейшем стал использовать жезл со змеями на нем. В римскую эпоху изображение кадуцея было дополнено парой крыльев на навершии. В таком виде кадуцей можно видеть в руке Меркурия перед Международным торговым центром в Москве (рис. 6).

Рис. 6. Кадуцей в руке Меркурия перед Международным торговым центром в Москве.

Посох Асклепия в наши дни украшает герб Всемирной организации здравоохранения (рис. 7). Кто именно обвивает посох на гербе ВОЗ, решать Вам уважаемые читатели.

Рис. 7. Герб ВОЗ