Проверки Роспотребнадзора в 2023 году

У многих предпринимателей возникают вопросы о проверках, в связи с многочисленными изменениями в законодательстве. В нашей статье расскажем об особенностях организации и осуществления государственного контроля в 2023 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» был введен запрет на проведение в 2022-2023 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок:
- при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Действующие в 2022 году ограничения в части государственного контроля (надзора) распространяют свою юридическую силу и на проверки, осуществляемые в 2023 году.
Виды контрольных мероприятий, включаемых в планы проведения проверок на 2023 год
В планы проведения плановых контрольных мероприятий включаются плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Введенные ограничения не распространяются на виды государственного контроля, в отношении которых не применяется риск-ориентированный подход.
Напомним, что государственный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Понятия, используемые при риск-ориентированном подходе |
||
Риск причинения вреда (ущерба) |
Оценка риска причинения вреда (ущерба) |
Управлением риском причинения вреда (ущерба) |
Вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям |
Деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей |
Осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности |
Контрольным органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба). При этом объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.
Для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного, но не более двух в год.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного в четыре года и не более одного в два года.
Профилактический визит вместо контрольного мероприятия
Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за два месяца до даты начала планового контрольного мероприятия, контрольный орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование согласования.
Профилактический визит – это один из видов профилактических мероприятий. Он проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. В ходе профилактического визита инспектор может консультировать контролируемое лицо.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в планы проведения плановых контрольных мероприятий на 2023 год не включаются плановые контрольные мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых включены в категории чрезвычайно высокого и высокого риска.
В отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения. Профилактический визит в этом случае осуществляется и в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы. При этом срок проведения профилактического визита может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более трех рабочих дней.
Срок проведения профилактического визита может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
Если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об их устранении.
В отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образовании контрольными органами может быть принято решение о проведении профилактического визита в 2023 году. Такое решение принимается, когда объекты контроля отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, профилактического визита. В этом случае профилактическое мероприятие включается в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Проведение внеплановых проверок в 2023 году
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся:
а) при условии согласования проведения такой проверки с органами прокуратуры;
б) без согласования проверки с органами прокуратуры, но при наличии поручения Президента Российской Федерации, председателя Правительства Российской Федерации, заместителя председателя Правительства Российской Федерации.
Органы прокуратуры согласовывают проведение внеплановой проверки (внепланового инспекционного визита) в случае истечения срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
array(50) { ["ID"]=> string(4) "7759" ["~ID"]=> string(4) "7759" ["NAME"]=> string(66) "Проверки Роспотребнадзора в 2023 году" ["~NAME"]=> string(66) "Проверки Роспотребнадзора в 2023 году" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["~IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "43" ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "43" ["DETAIL_TEXT"]=> string(21415) "У многих предпринимателей возникают вопросы о проверках, в связи с многочисленными изменениями в законодательстве. В нашей статье расскажем об особенностях организации и осуществления государственного контроля в 2023 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» был введен запрет на проведение в 2022-2023 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок:
- при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Действующие в 2022 году ограничения в части государственного контроля (надзора) распространяют свою юридическую силу и на проверки, осуществляемые в 2023 году.
Виды контрольных мероприятий, включаемых в планы проведения проверок на 2023 год
В планы проведения плановых контрольных мероприятий включаются плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Введенные ограничения не распространяются на виды государственного контроля, в отношении которых не применяется риск-ориентированный подход.
Напомним, что государственный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Понятия, используемые при риск-ориентированном подходе |
||
Риск причинения вреда (ущерба) |
Оценка риска причинения вреда (ущерба) |
Управлением риском причинения вреда (ущерба) |
Вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям |
Деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей |
Осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности |
Контрольным органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба). При этом объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.
Для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного, но не более двух в год.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного в четыре года и не более одного в два года.
Профилактический визит вместо контрольного мероприятия
Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за два месяца до даты начала планового контрольного мероприятия, контрольный орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование согласования.
Профилактический визит – это один из видов профилактических мероприятий. Он проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. В ходе профилактического визита инспектор может консультировать контролируемое лицо.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в планы проведения плановых контрольных мероприятий на 2023 год не включаются плановые контрольные мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых включены в категории чрезвычайно высокого и высокого риска.
В отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения. Профилактический визит в этом случае осуществляется и в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы. При этом срок проведения профилактического визита может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более трех рабочих дней.
Срок проведения профилактического визита может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
Если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об их устранении.
В отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образовании контрольными органами может быть принято решение о проведении профилактического визита в 2023 году. Такое решение принимается, когда объекты контроля отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, профилактического визита. В этом случае профилактическое мероприятие включается в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Проведение внеплановых проверок в 2023 году
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся:
а) при условии согласования проведения такой проверки с органами прокуратуры;
б) без согласования проверки с органами прокуратуры, но при наличии поручения Президента Российской Федерации, председателя Правительства Российской Федерации, заместителя председателя Правительства Российской Федерации.
Органы прокуратуры согласовывают проведение внеплановой проверки (внепланового инспекционного визита) в случае истечения срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
У многих предпринимателей возникают вопросы о проверках, в связи с многочисленными изменениями в законодательстве. В нашей статье расскажем об особенностях организации и осуществления государственного контроля в 2023 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» был введен запрет на проведение в 2022-2023 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок:
- при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Действующие в 2022 году ограничения в части государственного контроля (надзора) распространяют свою юридическую силу и на проверки, осуществляемые в 2023 году.
Виды контрольных мероприятий, включаемых в планы проведения проверок на 2023 год
В планы проведения плановых контрольных мероприятий включаются плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Введенные ограничения не распространяются на виды государственного контроля, в отношении которых не применяется риск-ориентированный подход.
Напомним, что государственный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Понятия, используемые при риск-ориентированном подходе |
||
Риск причинения вреда (ущерба) |
Оценка риска причинения вреда (ущерба) |
Управлением риском причинения вреда (ущерба) |
Вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям |
Деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей |
Осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности |
Контрольным органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба). При этом объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
1) чрезвычайно высокий риск;
2) высокий риск;
3) значительный риск;
4) средний риск;
5) умеренный риск;
6) низкий риск.
Для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного, но не более двух в год.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - не менее одного в четыре года и не более одного в два года.
Профилактический визит вместо контрольного мероприятия
Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за два месяца до даты начала планового контрольного мероприятия, контрольный орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового контрольного мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование согласования.
Профилактический визит – это один из видов профилактических мероприятий. Он проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. В ходе профилактического визита инспектор может консультировать контролируемое лицо.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 11(4) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в планы проведения плановых контрольных мероприятий на 2023 год не включаются плановые контрольные мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых включены в категории чрезвычайно высокого и высокого риска.
В отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения. Профилактический визит в этом случае осуществляется и в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы. При этом срок проведения профилактического визита может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более трех рабочих дней.
Срок проведения профилактического визита может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
Если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об их устранении.
В отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образовании контрольными органами может быть принято решение о проведении профилактического визита в 2023 году. Такое решение принимается, когда объекты контроля отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, профилактического визита. В этом случае профилактическое мероприятие включается в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Проведение внеплановых проверок в 2023 году
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся:
а) при условии согласования проведения такой проверки с органами прокуратуры;
б) без согласования проверки с органами прокуратуры, но при наличии поручения Президента Российской Федерации, председателя Правительства Российской Федерации, заместителя председателя Правительства Российской Федерации.
Органы прокуратуры согласовывают проведение внеплановой проверки (внепланового инспекционного визита) в случае истечения срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.