Освещение в образовательной организации
Искусственное освещение является важнейшей составляющей процесса образования, так как 80% информации люди, в особенности дети, получают посредством зрительных ощущений. Наиболее благоприятным является естественное освещение, однако невозможно обеспечить требуемый уровень дневного света на протяжении всего учебного дня. Недостаток естественного света обязательно компенсируется общим освещением, которое должно соответствовать нормам и правилам проектирования, а также быть комфортным для педагогов и учащихся. Давайте разберем, какое освещение отвечает гигиеническим требованиям в школе.
Естественное и искусственное освещение в объектах должны соответствовать следующим требованиям:
Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам, в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Освещенность нормируется на рабочем столе (парте), на поверхности стола, на середине доске, на полу
Гигиенические нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных и вспомогательных помещениях общественных зданий
Таблица 5.54
Помещения |
Разряд и подразряд зрительной работы |
Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г - горизонтальная, В - вертикальная) и высота плоскости над полом, м |
Естественное освещение |
Совмещенное освещение |
Искусственное освещение |
||||||
КЕО eн, %, не менее |
КЕО eн, %, не менее |
Освещенность, EСР., лк, не менее |
Объединенный показатель дискомфорта UGR, не более |
коэффициент пульсации освещенности, Кп, % не более <3> |
|||||||
при верхнем или комбинированном освещении |
при боковом освещении |
при верхнем или комбинированном освещении |
при боковом освещении |
при комбинированном освещении |
при общем освещении |
||||||
всего |
от общего |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи |
|||||||||||
Организации для детей до 7 лет |
|||||||||||
10 Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до 7-ми лет |
А-2 |
Г-0,0 - на полу |
4,0 |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
400 |
14 |
10 |
11 Музыкальный зал, физкультурный зал |
А-2 |
Г-0,0 - на полу |
4,0 |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
200 |
14 |
10 |
12 Спальные |
В-1 |
Г-0,0 - на полу |
2,0 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
75 |
18 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 Изоляторы,комнаты для заболевших детей |
Б-2 |
Г-0,0 - на полу |
2,0 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
200 |
18 |
15 |
14 Раздевальная в групповой ячейке |
Б-1 |
Г-0,0 - на полу |
2,5 |
0,7 |
1,5 |
0,4 |
- |
- |
200 |
21 |
20 |
Организации для детей старше 7 лет и молодежи |
|||||||||||
15 Учебные помещения, кабинеты, аудитории, комнаты самоподготовки |
А-2 |
Рабочие столы и парты: на поверхности стола |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
300 |
21 |
10 |
А-1 |
Середина доски: В-1,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
500 |
- |
10 |
|
16 Учебные кабинеты технического черчения и рисования, изостудии, мастерские живописи, рисунка, скульптуры |
А-1 |
Г - на поверхности стола |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
500 |
21 |
10 |
А-1 |
В - на доске |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
500 |
- |
10 |
|
17 Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером |
А-2 |
Г - на поверхности стола |
3,5 |
1,2 |
2,1 |
0,7 |
500 |
300 |
400 |
14 |
10 |
А-2 |
Экран В-1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 (не более) |
- |
- |
|
18 Лаборантские при учебных кабинетах |
А-2 |
Г-0,8 |
3,5 |
1,2 |
2,1 |
0,7 |
500 |
300 |
400 |
14 |
10 |
19 Мастерские по обработке металлов и древесины |
IIIб |
Г - на рабочих поверхностях столов, верстаков |
- |
- |
3,0 |
1,2 |
1 000 |
200 |
300 |
21 |
15 |
20 Мастерские трудового обучения |
А-2 |
Г - на рабочих поверхностях |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
400 |
21 |
10 |
21 Кабинет для индивидуальных музыкальных занятий для организаций дополнительного образования |
Б-1 |
Г-0,8 |
3,0 |
1,0 |
1,8 |
0,6 |
- |
- |
300 |
24 |
15 |
22 Спортивные залы |
Б-2 |
Г-0,0 на полу |
2,5 |
0,7 |
1,5 |
0,4 |
- |
- |
200 |
24 |
20 |
Б-2 |
В - 2,0 с обеих сторон на продольной оси помещения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
75 |
- |
- |
|
23 Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые |
Ж-2 |
Г-0,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
- |
- |
24 Крытые бассейны |
Г |
Г - поверхность воды |
2,0 |
0,5 |
1,2 |
0,3 |
- |
- |
150 |
24 |
20 |
25 Актовые, концертные залы |
Д |
Г-0,0 на полу |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
25 (22) |
- |
26 Эстрады актовых, концертных залов |
Г |
В-1,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
300 |
- |
- |
27 Обеденный зал |
Б-2 |
Г-0,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
24 |
20 |
28 Рекреации |
Е |
Г-0,0 на полу |
2,0 |
0,5 |
1,2 |
0,3 |
- |
- |
200 |
25 |
- |
В игровых, спальнях групповых ячеек, в учебных кабинетах и жилых помещениях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине учебных помещений (аудиторий, классов) более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Допускается эксплуатация без естественного освещения следующих помещений:
- помещений для спортивных снарядов (далее - снарядные),
- умывальных, душевых, туалетов при гимнастическом (или спортивном) зале,
- душевых и туалетов для персонала,
- кладовых и складских помещений, радиоузлов,
- кино-, фотолабораторий,
- кинозалов,
- книгохранилищ,
- бойлерных, насосных водопровода и канализации,
- камер вентиляционных,
- камер кондиционирования воздуха,
- узлов управления и других помещений для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий,
- помещений для хранения и обработки уборочного инвентаря, помещений для хранения и разведения дезинфекционных средств.
При использовании ЭСО (электронные средства обучения) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств на окнах в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема.
Зашторивание окон в спальных помещениях проводится во время дневного и ночного сна, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения естественного освещения помещения.
Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением.
Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую конструкцию:
в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом - защитную,
в помещениях пищеблока, душевых и в прачечной - пылевлагонепроницаемую.
В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах).
Для равномерного освещения помещений используются отделочные материалы, создающие матовую поверхность светлых оттенков с коэффициентом отражения от панелей стен не менее 0,55, потолка, верхней части стен и оконных откосов - не менее 0,7, мебели - не менее - 0,45.
При использовании декоративных элементов с яркой цветовой палитрой их площадь не должна превышать 25% от общей площади поверхности стен помещения.
Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений.
Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы хранятся в отдельном помещении (месте) и направляют на утилизацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
array(50) { ["ID"]=> string(4) "6653" ["~ID"]=> string(4) "6653" ["NAME"]=> string(75) "Освещение в образовательной организации" ["~NAME"]=> string(75) "Освещение в образовательной организации" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["~IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "51" ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "51" ["DETAIL_TEXT"]=> string(25011) "Искусственное освещение является важнейшей составляющей процесса образования, так как 80% информации люди, в особенности дети, получают посредством зрительных ощущений. Наиболее благоприятным является естественное освещение, однако невозможно обеспечить требуемый уровень дневного света на протяжении всего учебного дня. Недостаток естественного света обязательно компенсируется общим освещением, которое должно соответствовать нормам и правилам проектирования, а также быть комфортным для педагогов и учащихся. Давайте разберем, какое освещение отвечает гигиеническим требованиям в школе.
Естественное и искусственное освещение в объектах должны соответствовать следующим требованиям:
Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам, в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Освещенность нормируется на рабочем столе (парте), на поверхности стола, на середине доске, на полу
Гигиенические нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных и вспомогательных помещениях общественных зданий
Таблица 5.54
Помещения |
Разряд и подразряд зрительной работы |
Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г - горизонтальная, В - вертикальная) и высота плоскости над полом, м |
Естественное освещение |
Совмещенное освещение |
Искусственное освещение |
||||||
КЕО eн, %, не менее |
КЕО eн, %, не менее |
Освещенность, EСР., лк, не менее |
Объединенный показатель дискомфорта UGR, не более |
коэффициент пульсации освещенности, Кп, % не более <3> |
|||||||
при верхнем или комбинированном освещении |
при боковом освещении |
при верхнем или комбинированном освещении |
при боковом освещении |
при комбинированном освещении |
при общем освещении |
||||||
всего |
от общего |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи |
|||||||||||
Организации для детей до 7 лет |
|||||||||||
10 Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до 7-ми лет |
А-2 |
Г-0,0 - на полу |
4,0 |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
400 |
14 |
10 |
11 Музыкальный зал, физкультурный зал |
А-2 |
Г-0,0 - на полу |
4,0 |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
200 |
14 |
10 |
12 Спальные |
В-1 |
Г-0,0 - на полу |
2,0 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
75 |
18 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 Изоляторы,комнаты для заболевших детей |
Б-2 |
Г-0,0 - на полу |
2,0 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
200 |
18 |
15 |
14 Раздевальная в групповой ячейке |
Б-1 |
Г-0,0 - на полу |
2,5 |
0,7 |
1,5 |
0,4 |
- |
- |
200 |
21 |
20 |
Организации для детей старше 7 лет и молодежи |
|||||||||||
15 Учебные помещения, кабинеты, аудитории, комнаты самоподготовки |
А-2 |
Рабочие столы и парты: на поверхности стола |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
300 |
21 |
10 |
А-1 |
Середина доски: В-1,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
500 |
- |
10 |
|
16 Учебные кабинеты технического черчения и рисования, изостудии, мастерские живописи, рисунка, скульптуры |
А-1 |
Г - на поверхности стола |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
500 |
21 |
10 |
А-1 |
В - на доске |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
500 |
- |
10 |
|
17 Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером |
А-2 |
Г - на поверхности стола |
3,5 |
1,2 |
2,1 |
0,7 |
500 |
300 |
400 |
14 |
10 |
А-2 |
Экран В-1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 (не более) |
- |
- |
|
18 Лаборантские при учебных кабинетах |
А-2 |
Г-0,8 |
3,5 |
1,2 |
2,1 |
0,7 |
500 |
300 |
400 |
14 |
10 |
19 Мастерские по обработке металлов и древесины |
IIIб |
Г - на рабочих поверхностях столов, верстаков |
- |
- |
3,0 |
1,2 |
1 000 |
200 |
300 |
21 |
15 |
20 Мастерские трудового обучения |
А-2 |
Г - на рабочих поверхностях |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
400 |
21 |
10 |
21 Кабинет для индивидуальных музыкальных занятий для организаций дополнительного образования |
Б-1 |
Г-0,8 |
3,0 |
1,0 |
1,8 |
0,6 |
- |
- |
300 |
24 |
15 |
22 Спортивные залы |
Б-2 |
Г-0,0 на полу |
2,5 |
0,7 |
1,5 |
0,4 |
- |
- |
200 |
24 |
20 |
Б-2 |
В - 2,0 с обеих сторон на продольной оси помещения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
75 |
- |
- |
|
23 Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые |
Ж-2 |
Г-0,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
- |
- |
24 Крытые бассейны |
Г |
Г - поверхность воды |
2,0 |
0,5 |
1,2 |
0,3 |
- |
- |
150 |
24 |
20 |
25 Актовые, концертные залы |
Д |
Г-0,0 на полу |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
25 (22) |
- |
26 Эстрады актовых, концертных залов |
Г |
В-1,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
300 |
- |
- |
27 Обеденный зал |
Б-2 |
Г-0,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
24 |
20 |
28 Рекреации |
Е |
Г-0,0 на полу |
2,0 |
0,5 |
1,2 |
0,3 |
- |
- |
200 |
25 |
- |
В игровых, спальнях групповых ячеек, в учебных кабинетах и жилых помещениях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине учебных помещений (аудиторий, классов) более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Допускается эксплуатация без естественного освещения следующих помещений:
- помещений для спортивных снарядов (далее - снарядные),
- умывальных, душевых, туалетов при гимнастическом (или спортивном) зале,
- душевых и туалетов для персонала,
- кладовых и складских помещений, радиоузлов,
- кино-, фотолабораторий,
- кинозалов,
- книгохранилищ,
- бойлерных, насосных водопровода и канализации,
- камер вентиляционных,
- камер кондиционирования воздуха,
- узлов управления и других помещений для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий,
- помещений для хранения и обработки уборочного инвентаря, помещений для хранения и разведения дезинфекционных средств.
При использовании ЭСО (электронные средства обучения) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств на окнах в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема.
Зашторивание окон в спальных помещениях проводится во время дневного и ночного сна, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения естественного освещения помещения.
Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением.
Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую конструкцию:
в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом - защитную,
в помещениях пищеблока, душевых и в прачечной - пылевлагонепроницаемую.
В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах).
Для равномерного освещения помещений используются отделочные материалы, создающие матовую поверхность светлых оттенков с коэффициентом отражения от панелей стен не менее 0,55, потолка, верхней части стен и оконных откосов - не менее 0,7, мебели - не менее - 0,45.
При использовании декоративных элементов с яркой цветовой палитрой их площадь не должна превышать 25% от общей площади поверхности стен помещения.
Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений.
Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы хранятся в отдельном помещении (месте) и направляют на утилизацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
" ["~DETAIL_TEXT"]=> string(25011) "Искусственное освещение является важнейшей составляющей процесса образования, так как 80% информации люди, в особенности дети, получают посредством зрительных ощущений. Наиболее благоприятным является естественное освещение, однако невозможно обеспечить требуемый уровень дневного света на протяжении всего учебного дня. Недостаток естественного света обязательно компенсируется общим освещением, которое должно соответствовать нормам и правилам проектирования, а также быть комфортным для педагогов и учащихся. Давайте разберем, какое освещение отвечает гигиеническим требованиям в школе.
Естественное и искусственное освещение в объектах должны соответствовать следующим требованиям:
Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам, в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Освещенность нормируется на рабочем столе (парте), на поверхности стола, на середине доске, на полу
Гигиенические нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных и вспомогательных помещениях общественных зданий
Таблица 5.54
Помещения |
Разряд и подразряд зрительной работы |
Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г - горизонтальная, В - вертикальная) и высота плоскости над полом, м |
Естественное освещение |
Совмещенное освещение |
Искусственное освещение |
||||||
КЕО eн, %, не менее |
КЕО eн, %, не менее |
Освещенность, EСР., лк, не менее |
Объединенный показатель дискомфорта UGR, не более |
коэффициент пульсации освещенности, Кп, % не более <3> |
|||||||
при верхнем или комбинированном освещении |
при боковом освещении |
при верхнем или комбинированном освещении |
при боковом освещении |
при комбинированном освещении |
при общем освещении |
||||||
всего |
от общего |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи |
|||||||||||
Организации для детей до 7 лет |
|||||||||||
10 Групповая, игровая комната, помещения для занятий для детей до 7-ми лет |
А-2 |
Г-0,0 - на полу |
4,0 |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
400 |
14 |
10 |
11 Музыкальный зал, физкультурный зал |
А-2 |
Г-0,0 - на полу |
4,0 |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
200 |
14 |
10 |
12 Спальные |
В-1 |
Г-0,0 - на полу |
2,0 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
75 |
18 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 Изоляторы,комнаты для заболевших детей |
Б-2 |
Г-0,0 - на полу |
2,0 |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
200 |
18 |
15 |
14 Раздевальная в групповой ячейке |
Б-1 |
Г-0,0 - на полу |
2,5 |
0,7 |
1,5 |
0,4 |
- |
- |
200 |
21 |
20 |
Организации для детей старше 7 лет и молодежи |
|||||||||||
15 Учебные помещения, кабинеты, аудитории, комнаты самоподготовки |
А-2 |
Рабочие столы и парты: на поверхности стола |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
300 |
21 |
10 |
А-1 |
Середина доски: В-1,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
500 |
- |
10 |
|
16 Учебные кабинеты технического черчения и рисования, изостудии, мастерские живописи, рисунка, скульптуры |
А-1 |
Г - на поверхности стола |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
500 |
21 |
10 |
А-1 |
В - на доске |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
500 |
- |
10 |
|
17 Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером |
А-2 |
Г - на поверхности стола |
3,5 |
1,2 |
2,1 |
0,7 |
500 |
300 |
400 |
14 |
10 |
А-2 |
Экран В-1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 (не более) |
- |
- |
|
18 Лаборантские при учебных кабинетах |
А-2 |
Г-0,8 |
3,5 |
1,2 |
2,1 |
0,7 |
500 |
300 |
400 |
14 |
10 |
19 Мастерские по обработке металлов и древесины |
IIIб |
Г - на рабочих поверхностях столов, верстаков |
- |
- |
3,0 |
1,2 |
1 000 |
200 |
300 |
21 |
15 |
20 Мастерские трудового обучения |
А-2 |
Г - на рабочих поверхностях |
4,0 |
1,5 |
2,1 |
1,3 |
- |
- |
400 |
21 |
10 |
21 Кабинет для индивидуальных музыкальных занятий для организаций дополнительного образования |
Б-1 |
Г-0,8 |
3,0 |
1,0 |
1,8 |
0,6 |
- |
- |
300 |
24 |
15 |
22 Спортивные залы |
Б-2 |
Г-0,0 на полу |
2,5 |
0,7 |
1,5 |
0,4 |
- |
- |
200 |
24 |
20 |
Б-2 |
В - 2,0 с обеих сторон на продольной оси помещения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
75 |
- |
- |
|
23 Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые |
Ж-2 |
Г-0,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
- |
- |
24 Крытые бассейны |
Г |
Г - поверхность воды |
2,0 |
0,5 |
1,2 |
0,3 |
- |
- |
150 |
24 |
20 |
25 Актовые, концертные залы |
Д |
Г-0,0 на полу |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
25 (22) |
- |
26 Эстрады актовых, концертных залов |
Г |
В-1,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
300 |
- |
- |
27 Обеденный зал |
Б-2 |
Г-0,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
24 |
20 |
28 Рекреации |
Е |
Г-0,0 на полу |
2,0 |
0,5 |
1,2 |
0,3 |
- |
- |
200 |
25 |
- |
В игровых, спальнях групповых ячеек, в учебных кабинетах и жилых помещениях обеспечивается наличие естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине учебных помещений (аудиторий, классов) более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Допускается эксплуатация без естественного освещения следующих помещений:
- помещений для спортивных снарядов (далее - снарядные),
- умывальных, душевых, туалетов при гимнастическом (или спортивном) зале,
- душевых и туалетов для персонала,
- кладовых и складских помещений, радиоузлов,
- кино-, фотолабораторий,
- кинозалов,
- книгохранилищ,
- бойлерных, насосных водопровода и канализации,
- камер вентиляционных,
- камер кондиционирования воздуха,
- узлов управления и других помещений для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий,
- помещений для хранения и обработки уборочного инвентаря, помещений для хранения и разведения дезинфекционных средств.
При использовании ЭСО (электронные средства обучения) с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения.
Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств на окнах в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема.
Зашторивание окон в спальных помещениях проводится во время дневного и ночного сна, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения естественного освещения помещения.
Система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением.
Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую конструкцию:
в помещениях, предназначенных для занятий физкультурой и спортом - защитную,
в помещениях пищеблока, душевых и в прачечной - пылевлагонепроницаемую.
В спальных корпусах дополнительно предусматривается дежурное (ночное) освещение в рекреациях (коридорах).
Для равномерного освещения помещений используются отделочные материалы, создающие матовую поверхность светлых оттенков с коэффициентом отражения от панелей стен не менее 0,55, потолка, верхней части стен и оконных откосов - не менее 0,7, мебели - не менее - 0,45.
При использовании декоративных элементов с яркой цветовой палитрой их площадь не должна превышать 25% от общей площади поверхности стен помещения.
Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений.
Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы хранятся в отдельном помещении (месте) и направляют на утилизацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(330) "Искусственное освещение является важнейшей составляющей процесса образования, так как 80% информации люди, в особенности дети, получают посредством зрительных ощущений.
" ["~PREVIEW_TEXT"]=> string(330) "Искусственное освещение является важнейшей составляющей процесса образования, так как 80% информации люди, в особенности дети, получают посредством зрительных ощущений.
" ["PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["~PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["DETAIL_PICTURE"]=> bool(false) ["~DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "21.10.2022 16:00:38" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "21.10.2022 16:00:38" ["ACTIVE_FROM"]=> NULL ["~ACTIVE_FROM"]=> NULL ["LIST_PAGE_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(61) "/biznesu/articles/osveshchenie-v-obrazovatelnoy-organizatsii/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(61) "/biznesu/articles/osveshchenie-v-obrazovatelnoy-organizatsii/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(42) "osveshchenie-v-obrazovatelnoy-organizatsii" ["~CODE"]=> string(42) "osveshchenie-v-obrazovatelnoy-organizatsii" ["EXTERNAL_ID"]=> string(4) "6653" ["~EXTERNAL_ID"]=> string(4) "6653" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(8) "business" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(8) "business" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "biznesu-articles" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "biznesu-articles" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(0) "" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(2) { ["ELEMENT_META_TITLE"]=> string(120) "Освещение в образовательной организации · ЦГОН Предпринимателям" ["ELEMENT_META_DESCRIPTION"]=> string(182) "Портал для предпринимателей | ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора" } ["FIELDS"]=> array(0) { } ["PROPERTIES"]=> array(4) { ["TOP_SIDEBAR"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "93" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-08-12 14:11:42" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["NAME"]=> string(25) "Верх сайдбара" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(11) "TOP_SIDEBAR" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "E" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "1" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "4" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(25) "Верх сайдбара" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["SHOW_RELATED_ITEMS"]=> &array(37) { ["ID"]=> string(2) "94" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-08-12 14:11:42" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["NAME"]=> string(52) "Показать связанные элементы" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(18) "SHOW_RELATED_ITEMS" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "L" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "C" ["MULTIPLE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> NULL ["VALUE"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["VALUE_ENUM_ID"]=> NULL ["~VALUE"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~NAME"]=> string(52) "Показать связанные элементы" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } ["HTML_IN_SIDEBAR"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "95" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-08-12 14:11:42" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["NAME"]=> string(25) "HTML содержимое" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(15) "HTML_IN_SIDEBAR" ["DEFAULT_VALUE"]=> array(2) { ["TEXT"]=> string(0) "" ["TYPE"]=> string(4) "HTML" } ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "S" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "5" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "0" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> string(4) "HTML" ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> array(1) { ["height"]=> int(200) } ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> NULL ["VALUE"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~NAME"]=> string(25) "HTML содержимое" ["~DEFAULT_VALUE"]=> array(2) { ["TEXT"]=> string(0) "" ["TYPE"]=> string(4) "HTML" } } ["BOTTOM_SIDEBAR"]=> array(36) { ["ID"]=> string(2) "96" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "2022-08-12 14:11:42" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["NAME"]=> string(23) "Низ сайдбара" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["CODE"]=> string(14) "BOTTOM_SIDEBAR" ["DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" ["PROPERTY_TYPE"]=> string(1) "E" ["ROW_COUNT"]=> string(1) "1" ["COL_COUNT"]=> string(2) "30" ["LIST_TYPE"]=> string(1) "L" ["MULTIPLE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> NULL ["FILE_TYPE"]=> string(0) "" ["MULTIPLE_CNT"]=> string(1) "1" ["TMP_ID"]=> NULL ["LINK_IBLOCK_ID"]=> string(1) "4" ["WITH_DESCRIPTION"]=> string(1) "N" ["SEARCHABLE"]=> string(1) "N" ["FILTRABLE"]=> string(1) "N" ["IS_REQUIRED"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["USER_TYPE"]=> NULL ["USER_TYPE_SETTINGS"]=> NULL ["HINT"]=> string(0) "" ["PROPERTY_VALUE_ID"]=> bool(false) ["VALUE"]=> bool(false) ["DESCRIPTION"]=> bool(false) ["VALUE_ENUM"]=> NULL ["VALUE_XML_ID"]=> NULL ["VALUE_SORT"]=> NULL ["~VALUE"]=> bool(false) ["~DESCRIPTION"]=> bool(false) ["~NAME"]=> string(23) "Низ сайдбара" ["~DEFAULT_VALUE"]=> string(0) "" } } ["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) { } ["IBLOCK"]=> array(92) { ["ID"]=> string(2) "22" ["~ID"]=> string(2) "22" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "14.08.2022 20:11:22" ["~TIMESTAMP_X"]=> string(19) "14.08.2022 20:11:22" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(8) "business" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(8) "business" ["LID"]=> string(2) "s1" ["~LID"]=> string(2) "s1" ["CODE"]=> string(16) "biznesu-articles" ["~CODE"]=> string(16) "biznesu-articles" ["API_CODE"]=> NULL ["~API_CODE"]=> NULL ["REST_ON"]=> string(1) "N" ["~REST_ON"]=> string(1) "N" ["NAME"]=> string(29) "Бизнесу - статьи" ["~NAME"]=> string(29) "Бизнесу - статьи" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["~LIST_PAGE_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(43) "#SITE_DIR#/biznesu/articles/#ELEMENT_CODE#/" ["~DETAIL_PAGE_URL"]=> string(43) "#SITE_DIR#/biznesu/articles/#ELEMENT_CODE#/" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(28) "#SITE_DIR#/biznesu/articles/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(28) "#SITE_DIR#/biznesu/articles/" ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["~CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["PICTURE"]=> NULL ["~PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["~DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["~DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["~RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["~RSS_FILE_LIMIT"]=> NULL ["RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["~RSS_FILE_DAYS"]=> NULL ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["~RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "N" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["TMP_ID"]=> string(32) "c5b7899d79509bf7e8222a09f5eded3a" ["~TMP_ID"]=> string(32) "c5b7899d79509bf7e8222a09f5eded3a" ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["~INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["~WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["~BIZPROC"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["~SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["~LIST_MODE"]=> string(0) "" ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["~RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "N" ["~SECTION_PROPERTY"]=> string(1) "N" ["PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["~PROPERTY_INDEX"]=> string(1) "N" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["~VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["~LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["~SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["~EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["~SECTIONS_NAME"]=> string(14) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["~SECTION_NAME"]=> string(12) "Раздел" ["ELEMENTS_NAME"]=> string(16) "Элементы" ["~ELEMENTS_NAME"]=> string(16) "Элементы" ["ELEMENT_NAME"]=> string(14) "Элемент" ["~ELEMENT_NAME"]=> string(14) "Элемент" ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["~LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["SERVER_NAME"]=> string(0) "" ["~SERVER_NAME"]=> string(0) "" } ["SECTION"]=> array(1) { ["PATH"]=> array(2) { [0]=> array(31) { ["ID"]=> string(2) "29" ["~ID"]=> string(2) "29" ["CODE"]=> string(21) "kak-upravlyat-riskami" ["~CODE"]=> string(21) "kak-upravlyat-riskami" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["~IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["NAME"]=> string(40) "Как управлять рисками" ["~NAME"]=> string(40) "Как управлять рисками" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["~DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "1" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(8) "business" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(8) "business" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "biznesu-articles" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "biznesu-articles" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(0) { } } [1]=> array(31) { ["ID"]=> string(2) "51" ["~ID"]=> string(2) "51" ["CODE"]=> string(17) "obrazovanie-detey" ["~CODE"]=> string(17) "obrazovanie-detey" ["XML_ID"]=> NULL ["~XML_ID"]=> NULL ["EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~EXTERNAL_ID"]=> NULL ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["~IBLOCK_ID"]=> string(2) "22" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "29" ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=> string(2) "29" ["SORT"]=> string(3) "500" ["~SORT"]=> string(3) "500" ["NAME"]=> string(33) "Образование детей" ["~NAME"]=> string(33) "Образование детей" ["ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "2" ["~DEPTH_LEVEL"]=> string(1) "2" ["SECTION_PAGE_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["~SECTION_PAGE_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(8) "business" ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(8) "business" ["IBLOCK_CODE"]=> string(16) "biznesu-articles" ["~IBLOCK_CODE"]=> string(16) "biznesu-articles" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> NULL ["GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["~GLOBAL_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(0) { } } } } ["SECTION_URL"]=> string(18) "/biznesu/articles/" ["META_TAGS"]=> array(4) { ["TITLE"]=> string(75) "Освещение в образовательной организации" ["BROWSER_TITLE"]=> string(120) "Освещение в образовательной организации · ЦГОН Предпринимателям" ["KEYWORDS"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION"]=> string(182) "Портал для предпринимателей | ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора" } }