Как открыть салон красоты?
Данная статья дает пошаговую инструкцию для предпринимателей о том, как открыть салон красоты с нуля.
I этап: Зарегистрировать юридическое лицо или ИП
II этап: подать уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности
Порядок представления уведомлений:
-
непосредственно в уполномоченный орган Роспотребнадзора
-
заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
-
в многофункциональный центр.
-
посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ).
Форму уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности можно найти в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»
Непредставление уведомления влечет наложение административного штрафа.
III этап: Организовать необходимые условия для работы салона красоты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:
-
Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
-
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
-
Техническим регламентом ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»
-
Санитарными правилами СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
-
Санитарными нормами и правилами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
-
Санитарныыми правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в ред. изменений и дополнений № 1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13).
-
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1514 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения»
-
Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
Организации, оказывающие парикмахерские, косметологические услуги могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях.
-
Если салон красоты располагается в жилом доме, то обязательным условием является наличии изолированного входа от жилой части.
-
Если салон красоты располагается в подвальных и цокольных этажах зданий, в торговых центрах и комплексах без естественного освещения, то во всех помещениях салона необходимо соблюдать гигиенические требований к воздухообмену помещений и параметров микроклимата, а также использования ламп дневного света с улучшенной цветопередачей.
-
Материалы, используемые для отделки помещений должны быть безопасны для здоровья, допускающие проведение влажной уборки и устойчивы к обработке дезинфицирующими средствами.
-
Организации, оказывающие парикмахерские услуги, и салоны красоты должны быть оборудованы системами централизованного водоснабжения и канализации. При отсутствии в населенном пункте централизованных систем водоснабжения и канализации организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, оборудуются автономными системами.
-
Нагревательные приборы должны иметь поверхность, позволяющую осуществлять влажную уборку.
-
В организациях, оказывающих парикмахерские услуги, и салонах красоты с количеством рабочих мест не более 3 (за исключением кабинета мастера по наращиванию ногтей и косметического кабинета), расположенных на нежилых этажах жилых зданий, воздухообмен может быть организован за счет проветривания помещений через открывающиеся фрамуги и (или) через естественную вытяжную вентиляцию.
-
В маникюрных и педикюрных кабинетах, кабинетах декоративной косметики должно быть предусмотрено комбинированное освещение (общее и местное). В помещениях парикмахерских организуется общее освещение.
-
Кабинеты оказания разных услуг должны размещаться в отдельных помещениях.
-
В косметических кабинетах рабочие места изолируются перегородками высотой 1,8 метра.
-
Кроме парикмахерского зала, и кабинетов специалистов, салоны красоты должны иметь места для хранения одежды посетителей, подсобные, вспомогательные помещения (туалеты, кладовые), а также помещения или место для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос.
-
Комната приема пищи может совмещаться с гардеробной для работников при численности работников в смене менее 10 человек, а также совмещение вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания.
-
Помещения для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами, для грязного белья - емкостями с крышками, покрытие которых позволяет проводить их мытье и дезинфекцию.
Условия труда в парикмахерской или салоне красоты должны соответствовать гигиеническим требованиям к микроклимату, освещению производственных помещений.
Требования к санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы салона красоты
Для предупреждения распространения инфекционных заболеваний (парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, грибковых заболеваний и других инфекций) проводится дезинфекция и стерилизация применяемых изделий и инструментов.
Все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью, следует проводить в резиновых перчатках.
Дезинфекция инструмента проводится путем погружения в раствор дезинфицирующих средств по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях – для парикмахерского инструмента и по режиму, применяемому при вирусных гепатитах – для инструмента маникюра, педикюра, татуажа, пирсинга, пилинга.
Стерилизация инструмента осуществляется в стерилизаторах, разрешённых к использованию в установленном порядке и имеющих инструкцию по применению на русском языке.
Стирка использованного белья и рабочей одежды должна проводиться централизованно. Допускается организация стирки использованного белья непосредственно в парикмахерской при наличии отдельно выделенного помещения со специальным оборудованием.
Рабочая и личная одежда персонала должна храниться раздельно.
Для парикмахерских залов и кабинетов для маникюра, педикюра, пирсинга, пилинга, татуажа, косметических услуг следует иметь не менее трех наборов типовых инструментов.
Для обеспечения дезинфекционных мероприятий должен быть запас средств для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.
Емкости с рабочими растворами средств должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочего раствора.
Уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры) маркируют с указанием помещений и видов уборочных работ, и хранят в специально выделенном помещении (или шкафчике).
В целях личной профилактики работники должны быть обеспечены аптечкой для оказания первой помощи.
Требования к обращению с отходами производства и потребления
Остриженные волосы должны собираться в закрытые емкости, которые устанавливаются в подсобном помещении и утилизируются как бытовые отходы.
Хранение люминесцентных ламп, ламп соляриев и бактерицидных ламп осуществляется в подсобных помещениях в упакованном виде или в специальных емкостях для хранения люминесцентных ламп.
Вывоз и утилизация люминесцентных ламп осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Не допускается удаление ламп на контейнерные площадки для бытовых отходов.
Мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами
-
В организациях не допускается наличие насекомых (членистоногие - тараканы, мухи, рыжие домовые муравьи, комары, крысиные клещи; вредители запасов - жуки, бабочки, сеноеды, клещи и др.) и грызунов (серые и черные крысы, домовые мыши, полевки и др.).
-
Мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся при наличии грызунов, насекомых или следов их жизнедеятельности.
Лица, поступающие на работу в организации коммунально-бытового назначения, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке
На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.
IV этап: Документы, которые необходимо иметь в салоне красоты:
-
договоры аренды нежилых помещений или свидетельство на право собственности помещений;
-
документы, подтверждающие проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации (договор, акты выполненных работ или иные);
-
документы, подтверждающие проведение планово-регулярной очистки от твердых бытовых отходов (договор, акты выполненных работ или иные);
-
утвержденная программа производственного контроля;
-
личные медицинские книжки сотрудников, список сотрудников;
-
журнал учета получения, расхода дезинфицирующих средств и проведения дезинфекционных работ на объекте
-
документы (накладные, чеки) подтверждающие закупку дезинфицирующих средств в течении последних трех лет или с момента проведение последней проверки;
-
договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов при их наличии (люминесцентные лампы, лампы солярия).
Как узнать о предстоящей проверке?
На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека можно найти полную информацию о планируемых сроках проведения проверки.
Распространенные нарушения обязательных требований санитарных правил и норм субъектами предпринимательства.
-
не соблюдение дезинфекционного режима в салоне красоты
-
отсутствие личных медицинских книжек у персонала
-
отсутствие дезинфицирующих средств или применение средств бытовой химии вместо средств для дезинфекции и стерилизации, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.
-
отсутствие маркировки на уборочном инвентаре, емкостях с растворами дезинфицирующих средств;
-
недостаточное количество типовых инструментов для обслуживания одного клиента;
-
отсутствие производственного контроля на объекте;
-
нарушение хранения люминесцентных ламп, ламп соляриев и бактерицидных ламп.
Распространенные нарушение обязательных требований в сфере защиты прав потребителей
-
отсутствие вывески и информации для потребителя в салоне красоты;
-
неправильно оформленные ценники на парфюмерно-косметическую продукцию (если в салоне красоты предусматривается продажа данной продукции);
-
оказание в салоне красоты услуг, подлежащие лицензированию такие как мезотерапия, контурная пластика, применение ботулотоксина, химические пилинги, аппаратная косметология и т.д, без медицинской лицензии.
Административные наказания, в том числе административные штрафы, выносятся в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.