Санитарное просвещение в России в период 1930-1941гг


  

Санитарное просвещение в России в период 1930-1941гг.

Лозунг: «От борьбы с эпидемиями                                                                  

к оздоровлению труда и быта»                                                                        

В. А. Обух, врач, один из организаторов советского здравоохранения.     

В период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930-1934 гг.) указаниями партии и правительства работа здравоохранения, а вместе с ним и санитарного просвещения, перестраивалась в направлении все большего учета потребностей крупной промышленности, новостроек, колхозного и совхозного строительства на селе. 

Поворот здравоохранения лицом к производству, задача первоочередного и наилучшего медицинского обслуживания рабочего, оздоровление условий его труда и быта, создавали новую организационную форму, через которую органы здравоохранения проводили и осуществляли эти задачи,- здравпункты на предприятиях.  

Одним из методов профилактической работы здравпункта являлась широкая санитарно-просветительная работа, организация самодеятельности рабочих и привлечение их к участию в осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий и организации первой помощи на предприятии.  

Здравпункты сыграли важную роль в повышении санитарной культуры на предприятии.

Производственная гимнастика   

Вопросы санитарно-гигиенического порядка были включены в различные виды и формы технической пропаганды; они освещались при проведении общественных смотров охраны труда и техники безопасности.    

Возникает интересная форма систематической санитарной учебы для общественного санитарного актива - рабочие санитарные университеты.   

Изданное Постановление СНК РСФСР от 20.05.1930 "О санитарном минимуме" явилось новым этапом в массовой санитарно-культурной работе, так как оно определило значение общественности в деле борьбы за санитарную культуру. Организовывались курсы по сантехминимуму (например, для пищевиков, рабочих швейной промышленности), уроки по охране здоровья в школе и т. д.

Развитие совхозов и МТС[1], изменение условий труда на колхозных полях, культурный рост советской деревни создали совершенно новую обстановку в работе лечебно-профилактических учреждений на селе и выдвинули перед санитарным просвещением ряд актуальных задач.   

Важнейшими задачами санитарно-просветительной работы на селе явились: 

1. Активизация колхозников, рабочих совхозов и МТС на оздоровление условий быта и борьбы за санитарное благоустройство села.   

2. Пропаганда среди колхозников, рабочих совхозов и МТС вопросов гигиены сельскохозяйственного труда и мероприятий, содействующих снижению сельскохозяйственного травматизма.   

3. Пропаганда мероприятий по охране и укреплению здоровья матери и ребенка; борьба за дальнейшее снижение заболеваемости и смертности детей.   

4. Пропаганда мероприятий по борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.   

5. Подготовка населения к санитарной обороне.   

6. Подготовка санитарного актива для содействия в разрешении задач здравоохранения на участке.   

Через многообразные формы санитарно-просветительной работы (лекции, беседы, брошюры, листовки, наглядные пособия, газеты, кино и т. д.) широко развернулась пропаганда этих мероприятий на селе.


Работники санаторной повозки раздают литературу колхозникам в полевом стане, 1933 год  

Кроме этого, стали проводиться и новые формы санитарно-просветительной работы: сан-культпоходы, массовые рейды, санкультэстафеты, месячники, штурмы, санитарно-культурные займы, авиасанагитрейсы и т. д. Широкое развитие получили «школы матерей», «родительские университеты».   

В 1936г., в связи с ростом благосостояния народных масс, правительство издало закон о запрещении абортов. Одновременно была намечена обширная программа строительства родильных домов, яслей, молочных кухонь, детских садов. Особым законом была установлена значительная помощь многодетным семьям.   

Декрет о запрещении абортов от 27.06.1936г. поставил ряд практических задач по пропаганде в области охраны здоровья матери и ребенка.   

В советской школе были созданы наиболее благоприятные условия для прочного усвоения гигиенических знаний и закрепления гигиенических навыков.   

В области санитарного просвещения перед школой стояли следующие задачи, тесно переплетающиеся между собой:  

1) сообщить учащимся систематизированный объем знаний по гигиене и первой помощи;   

2) сформировать у них, совместно с семьей, обязательный для культурного человека круг гигиенических навыков;   

3) приучить детей к общественной инициативе и активности в деле охраны здоровья как в школе, так и вне ее.   

Широко развернулось в годы сталинских пятилеток издание методических и наглядных пособий, популярной литературы, систематически оказывалась методическая помощь медицинским работникам школы, для них организовывались семинары, инструктивные совещания, индивидуальный инструктаж и т. д.   

Развивается систематическое обучение рабочих по вопросам охраны здоровья применительно к специфическим особенностям отдельных производств (сантехучеба и сантехинструктаж).  

Практика лекционной работы выдвинула в этот период новую форму организации - так называемые лектории.

Санитарный инспектор Татаринов показывает выставку в Доме санитарного просвещения Фрунзенского района города Москвы, 1933 год 

В санитарно-просветительной работе широко используется радио, причем систематические передачи организуются не только центральными радиостанциями, но и на периферии.


 

Использование метода театрализации в санитарном просвещении также получает значительное развитие. В 1935г. по СССР существовало около 15 профессиональных санитарно-просветительных театров. Возрастает художественная ценность санитарных пьес, к их созданию привлекаются крупные литераторы и драматурги. Наряду с «большими формами» развивается и театр «малых форм» (кукольный, скетчи, живая газета и пр.).



Значительное развитие в санитарно-просветительной работе получило также кино (научно-художественные, научно-популярные, инструктивные фильмы).


Вовлечение рабочей общественности в дело здравоохранения по-прежнему является одной из важнейших задач.  

Новой формой организации общественности явились общественные санитарные инспекторы (общественные санитарные уполномоченные), группы содействия здравоохранению на предприятиях, уличные комитеты - в городах и поселках. 


Из новых форм работы с общественным активом следует отметить организацию жен-общественниц (жены инженерно-технических и хозяйственных работников), оказывавших существенную помощь органам здравоохранения в проведении оздоровительных мероприятий, в частности, санитарно-просветительной работы.  

Московский областной институт санитарного просвещения, возникший в 1929г., впоследствии был реорганизован во всесоюзный научно-методический центр по санитарному просвещению - Центральный институт санитарного просвещения. 

Были организованы отделения санитарного просвещения в ряде отраслевых научно-исследовательских институтов, в курс медицинского образования было введено преподавание методики санитарного просвещения.  

Увеличился выпуск научно-методической литературы.  

Подъему санитарно-просветительной работы в 3-й пятилетке немало содействовали пленумы Совета по санитарному просвещению, организованного при Наркомздраве СССР в 1939 г.  

Три пленума Совета по санитарному просвещению, состоявшиеся в Москве (1939, 1940 и 1941 гг.), обсудили актуальные текущие вопросы санитарного просвещения и наметили важнейшие мероприятия по улучшению работы и укреплению организационно-методического руководства.  

Улучшению санитарно-просветительной работы содействовали также советы по санитарному просвещению, организованные при наркомздравах ряда союзных республик,- при некоторых край- и облздравах и домах санитарного просвещения.  

За период с 1920 по 1940 г. сеть домов санитарного просвещения (ДСП)-периферийных организационно-методических центров санитарного просвещения- значительно выросла: 1920 г- 1, 1925- 63, 1928- 53, 1935- 76, 1940- 98.  

В связи с обострением международного положения в третьей пятилетке одной из важнейших задач санитарно-просветительной работы становится подготовка населения к санитарной обороне страны. Домами санитарного просвещения в контакте с организациями общества Красного Креста и Красного Полумесяца разворачивается широкая пропаганда санитарно-оборонных знаний среди населения. Издаются программные, методические и популярные материалы, наглядные пособия по вопросам санитарной обороны.  

В отношении массовой работы общества Красного Креста следует отметить, что с 1933г. он, не ослабляя санитарно-оборонной работы, подошел ближе к вопросам оздоровления условий труда и быта, организуя «кружки санитарных знаний» и санитарные посты на предприятиях, в жилищах рабочих, в колхозах, в школе. 

Массовая работа общества Красного Креста получила широкий размах после утверждения положения и нормы сдачи комплекса на получение значка «Готов к санитарной обороне» (1934 г.) [2] и детского значка «Будь готов к санитарной обороне» (1935 г.). [3]

 


В кружках ГСО и БГСО десятки и сотни тысяч взрослых и школьников стали овладевать санитарными и санитарно-оборонными знаниями.

Физкультурная подготовка ГТО 

 

Многомиллионные общественные организации Красного Креста и Красного Полумесяца распространяли санитарную грамотность среди населения, вели массовую подготовку средних медицинских работников.  

Возникший в 1929 году Московский областной институт санитарной культуры (в последствии - Центральный институт санитарного просвещения), как указывалось выше, проверил и обобщил накопленный опыт работы по санитарному просвещению, разработал и издал ряд научно-методических пособий в помощь санитарной пропаганде и по основным проблемам здравоохранения, выпустил научно-методические сборники «Санитарное просвещение», объединяющие в себе многие темы по вопросам организации и методики санитарно-просветительной работы.  

За годы сталинских пятилеток санитарное просвещение выросло как количественно, так и качественно, несмотря на временное отставание на некоторых участках здравоохранения. Участие населения помогло навести чистоту и санитарный порядок в населенных пунктах, в результате чего значительно повысилась санитарная культура и резко снизилось число заболеваний инфекционными болезнями.

Наличие развернутой сети учреждений санитарного просвещения, подготовленных кадров, большая методическая и издательская работы - все это давало основание полагать, что поставленные перед санитарным просвещением задачи будут с успехом выполнены.  

Но война, навязанная фашистами, резко изменила все направления санитарно-просветительной работы.

[1] Машинно-тракторная станция (МТС) — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР и ряде других социалистических государств, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам).

[2] Положения и нормы сдачи на получение значка «Готов к санитарной обороне»  включали в себя комплексы: военно-санитарный, санитарной грамоты по противовоздушной обороне, гигиены жилья, гигиены питания, личной гигиены и физкультуры. 

[3] Положение и нормы сдачи комплекса на получение значка «Будь готов к санитарной обороне СССР» (БГСО) состояли из 4-х разделов: первая помощь и гигиена похода; противовоздушная оборона; школьная гигиена и санитария; организация Красного Креста и Красного Полумесяца.

ЛИТЕРАТУРА:   

 1. Л.О. Каневский «Основные этапы развития санитарного просвещения в СССР». Институт санитарного просвещения МЗ СССР. 1951 год.   

2. «Очерки по истории Советского санитарного просвещения»/ ред. И.С. Соколова. Центральный научно-исследовательский Институт санитарного просвещения МЗ СССР. 1960 год.   

3. Википедия  https://ru.wikipedia.org/wiki/Машинно-тракторная_станция   

4. Фото: Электронный ресурс удаленного доступа (Internet),   Государственный архив Российской Федерации.