Нам 70 лет!

Нам 70 лет!

   














НАМ 70 ЛЕТ!!! 

Городской дом санитарного просвещения Мосгорздравотдела был создан в соответствии с решением Исполнительного Комитета Московского Городского Совета депутатов трудящихся (Решение №25/23 от 03.06.1949г.).

За два года до этого события при Мосгорздравотделе было сформировано структурное подразделение – Научно-методическое Бюро санитарного просвещения. Первой заведующей Научно-методическим Бюро санитарного просвещения стала Михайлова Екатерина Федоровна. 

За два года до этого события при Мосгорздравотделе было сформировано структурное подразделение – Научно-методическое Бюро санитарного просвещения. Первой заведующей Научно-методическим Бюро санитарного просвещения стала Михайлова Екатерина Федоровна.

Е.Ф. Михайлова. 1947 год

Сотрудники Научно-методического Бюро санитарного просвещения Мосгорздравотдела на экскурсии в музее. 1948 год

Выступление заведующей Научно-методическим Бюро санитарного просвещения Мосгорздравотдела Михайловой Е.Ф. с докладом на методической конференции по противораковой пропаганде в Институте санитарного просвещения. 1948 год  

Президиум совещания по методике санитарного просвещения в Институте санитарного просвещения. 1948 год

В 1948 году Отдел санитарного просвещения Министерства здравоохранения РСФСР провел паспортизацию домов санитарного просвещения Российской Федерации, в том числе, и города Москвы. По состоянию на момент исследования в Москве числилось 25 домов санитарного просвещения.


Отчет по форме №50 Московского городского дома санитарного просвещения за 1949 год


По данным Государственного Архива Российской Федерации (фонд А, описи 47, дела 9211, листы 4-15) первый дом санитарного просвещения был открыт в 1918 года в Ждановском районе города Москвы (вопреки существующим в литературе данным, по которым первым домом санитарного просвещения, созданном в Москве, называют дом санитарного просвещения Краснопресненского района. Год его создания -1920 - й).

В 1922 году были открыты дома санитарного просвещения в Сокольническом и Москворецком районах, в 1923 году - во Фрунзенском районе, в 1924 году - в Советском районе. В 1925 году создан дом санитарного просвещения в Железнодорожном районе города Москвы, а в 1926 году - в Ленинградском, в 1927 году - в Бауманском районе города Москвы. 

В 1931 году созданы дома санитарного просвещения Кировского и Первомайского районов. В 1936 году основаны дома санитарного просвещения Дзержинского, Киевского, Коминтерновского, Красногвардейского и Ленинского районов. 1937 год ознаменовался созданием домов санитарного просвещения Куйбышевского, Октябрьского, Пролетарского районов. Дома санитарного просвещения Молотовского и Сталинского районов открылись в 1939 году. В 1941 году начали свою работу Краснопресненский, в 1942 году - Тимирязевский, а в 1943 году - Калининский дома санитарного просвещения.

Материально-техническое оснащение домов санитарного просвещения в районах города Москвы того периода было различным.

Ряд домов санитарного просвещения располагался в отдельно стоящих зданиях – это дома санитарного просвещения Калининского, Киевского, Кировского, Коминтерновского, Краснопресненского, Куйбышевского, Ленинского, Москворецкого, Пролетарского, Свердловского, Советского, Сталинского, Фрунзенского и Щербаковского районов. Имели 2-3 комнаты в отдельном помещении дома санитарного просвещения Калининского, Кировского, Коминтерновского, Краснопресненского, Куйбышевского, Ленинского, Москворецкого, Первомайского, Свердловского, Советского, Фрунзенского и Щербаковского районов. 4-5 комнат - дом санитарного просвещения Киевского района и 6 комнат дом санитарного просвещения Сталинского района города Москвы.

Находились в общем с другими организациями помещении дома санитарного просвещения Бауманского, Дзержинского, Железнодорожного, Красногвардейского, Ленинградского, Молотовского, Октябрьского, Первомайского, Сокольнического, Ждановского и Тимирязевского районов города Москвы. Имели одну комнату в общем с другими организациями помещении дома санитарного просвещения Дзержинского, Красногвардейского, Ленинградского, Молотовского, Октябрьского, Пролетарского, Ждановского и Тимирязевского районов. Двумя комнатами в общем помещении располагал дом санитарного просвещения Железнодорожного района, тремя комнатами пользовались дома санитарного просвещения Бауманского и Сокольнического районов.

Из 25 районных домов санитарного просвещения имели свои лекционные аудитории дома санитарного просвещения Бауманского, Калининского, Киевского, Кировского, Коминтерновского, Краснопресненского, Куйбышевского, Ленинского, Пролетарского, Сокольнического, Советского и Сталинского районов. 

Имели кабинеты в больницах и поликлиниках дома санитарного просвещения Бауманского, Дзержинского, Киевского, Кировского, Куйбышевского, Ленинского, Ленинградского, Молотовского, Первомайского, Советского, Сокольнического, Сталинского, Ждановского и Щербаковского районов. 

Методические кабинеты функционировали в домах санитарного просвещения Пролетарского, Первомайского, Советского, Сокольнического, Сталинского, Ждановского и Фрунзенского районов.

Стационарные выставки были развернуты в помещениях домов санитарного просвещения Бауманского, Дзержинского, Железнодорожного, Калининского, Кировского, Коминтерновского, Куйбышевского, Ленинского, Молотовского, Первомайского, Советского, Сокольнического, Сталинского, Ждановского и Щербаковского районов.

Имели в своей структуре лекционные бюро дома санитарного просвещения Бауманского, Дзержинского, Железнодорожного, Калининского, Киевского, Кировского, Коминтерновского, Краснопресненского, Красногвардейского, Молотовского, Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского, Пролетарского, Первомайского, Свердловского, Советского, Сокольнического, Сталинского, Ждановского и Тимирязевского районов.

Своими библиотеками располагали дома санитарного просвещения Бауманского, Дзержинского, Железнодорожного, Киевского, Кировского, Коминтерновского, Красногвардейского, Куйбышевского, Ленинского, Ленинградского, Октябрьского, Первомайского, Пролетарского, Свердловского, Советского, Сокольнического и Ждановского районов, а дом санитарного просвещения Сталинского района имел и свой читальный зал. 

Были оснащены передвижными киноустановками (узкопленочными) дома санитарного просвещения Кировского и Сокольнического районов, широкопленочными - дома санитарного просвещения Кировского, Коминтерновского, Ленинского, Сокольнического и Сталинского районов. 

Все дома санитарного просвещения обладали передвижным фондом наглядных пособий различной тематики и имели для проведения санитарно-просветительной работы лекционные диапозитивы, аллоскопные ленты, тематические выставки, муляжи, макеты, модели и другие.

Что касается кадрового состава заведующих районными домами санитарного просвещения, все они имели высшее медицинское образование за исключением заведующих домами санитарного просвещения Москворецкого и Пролетарского районов, которые имели незаконченное высшее медицинское образование. Заведующие домами санитарного просвещения Кировского, Красногвардейского, Куйбышевского, Ленинского, Москворецкого, Первомайского, Советского, Ждановского и Фрунзенского районов имели стаж работы по санитарному просвещению свыше 10 лет, от 6 до 10 лет - заведующие домами санитарного просвещения Железнодорожным, Калининским и Свердловским районами, от 3 до 5 лет – заведующими домами санитарного просвещения Ленинградского и Щербаковского районов, от 1 года до 2-х лет – заведующие домами санитарного просвещения Дзержинского, Киевского, Коминтерновского, Краснопресненского, Сокольнического, Сталинского и Тимирязевского районов. Стажем работы по санитарному просвещению менее 1 года обладали заведующие домами санитарного просвещения Бауманского, Молотовского, Октябрьского и Первомайского районов. Для всех заведующих домами санитарного просвещения это было основное место работы, за исключением заведующих домами санитарного просвещения Ленинского и Советского районов, которые осуществляли эту работу в порядке совместительства. 

Специальную подготовку на курсах по санитарному просвещению прошли заведующие домами санитарного просвещения Дзержинского, Железнодорожного, Киевского, Кировского, Коминтерновского, Красногвардейского, Куйбышевского, Ленинского, Ленинградского, Москворецкого, Сталинского, Ждановского и Тимирязевского районов, то есть 13 из 25, что свидетельствует о недостаточной методической подготовке остальных руководителей домов санитарного просвещения. 

 

Данные о методистах домов санитарного просвещения в архивных материалах представлены не полностью. Сохранилась информация о 21 из 25 специалистах. Все они, за исключением методиста дома санитарного просвещения Свердловского района (он имел среднее медицинское образование) обладали высшим медицинским образованием. Стаж работы в области санитарного просвещения свыше 10 лет имели методисты домов санитарного просвещения Дзержинского, Калининского, Ленинского, Ленинградского, Октябрьского, Первомайского, Советского и Фрунзенского районов, от 3 до 5 лет имели методисты домов санитарного просвещения Коминтерновского, Молотовского и Ждановского районов. Стажем работы от 1 года до двух лет обладали методисты Железнодорожного, Киевского, Красногвардейского, Ленинского, Пролетарского, Свердловского и Сталинского районов, стаж менее 1 года имели методисты Красногвардейского, Кировского, Куйбышевского и Сокольнического районов. Специальную подготовку по вопросам санитарного просвещения на курсах прошли методисты домов санитарного просвещения Железнодорожного, Киевского, Красногвардейского, Куйбышевского, Ленинского, Ленинградского, Молотовского, Октябрьского, Пролетарского, Первомайского районов.
 Для 14 из 25 методистов работа в доме санитарного просвещения была основной, для 6 методистов осуществлялась в порядке внешнего совместительства. Сведения об остальных 5 методистах в архивных материалах отсутствуют.

Обращает на себя внимание тот факт, что большинство методистов работали в данном учреждении, в основном от 2-х до 6 месяцев, что свидетельствует об имевшей место в то время текучести кадров. 

С 20 октября 1949 года Научно-методическое Бюро санитарного просвещения Мосгорздравотдела было упразднено. Его функции были переданы Московскому Городскому дому санитарного просвещения. 

Е.Ф. Михайлова проработала в должности заведующей Московским городским домом санитарного просвещения недолго. В конце 1949 года она перешла на работу в Институт санитарного просвещения.

Е.Ф. Михайлова - заведующая Московским городским домом санитарного просвещения. 1949 год  



И.о. старшего научного сотрудника Института санитарного просвещения на занятиях политкружка. 1950 год

В Отчете по форме №50 Московского городского дома санитарного просвещения за 1949 год и Объяснительной записке к отчету о санитарно-просветительной работе в Москве за 1949 год в качестве заведующего уже фигурирует доктор Лазарев.

Сопроводительное письмо к отчету по форме №50 Московского городского дома санитарного просвещения за 1949 год и Объяснительной записке к отчету о санитарно-просветительной работе в Москве за 1949 год

Санитарно-просветительная работа в Москве в 1949 году проводилась по плану, в основе которого были положены установки, изложенные в Приказе МЗ СССР №109 от 28.02.1948 г., и директивные указания Московского городского отдела здравоохранения, исходящие из первоочередных задач здравоохранения города.

В качестве важнейших мероприятий Московского городского дома санитарного просвещения в отчетный период были отмечены:

1. СОЗДАНИЕ СОВЕТА ПО САНИТАРНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

 (с привлечением представителей основных управлений, отделов и секторов Горздрава, специалистов Института санитарного просвещения, областного и районных домов санитарного просвещения, работников Горкома РОКК, обкома союза медицинских работников и др.).

2. УЧАСТИЕ В РАЗРАБОТКЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПЛАНОВ совместной с отделами Горздрава работы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РАЙОННЫХ ДОМОВ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ осуществлялось на еженедельно проводимых совещаниях заведующих.

На этих совещаниях обсуждались ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ (отчеты, планы работы, итоги проверок санпросветработы в Москве вышестоящими организациями, о выделении показательных объектов, об организации лекториев при домоуправлениях, о состоянии библиотек в районных домах санитарного просвещения и др.), МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ (об использовании в лекционной работе случаев из врачебной практики, художественной литературы, об изучении вопросов слушателей на лекциях, о пересмотре принципов в противораковой пропаганде и др.), а также ОПЫТ С МЕСТ (санитарно-просветительные дни на заводе МАИ, работа с листовкой в роддоме, опыт издания газеты «Голос актива», опыт работы клуба пионеров, опыт рецензентского кружка врачей и пр.).

В помощь лекторам Московский городской дом санитарного просвещения ежемесячно выпускал БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ БЮЛЛЕТЕНИ. Кроме систематической информации о новой литературе в помощь лекторам были разосланы УКАЗАТЕЛИ ЛИТЕРАТУРЫ по темам: «К 90-летию академика Н.Ф. Гамалея», «О работах академика В. Филатова» (в связи с выходом на экран фильма «Они видят вновь») и СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ «Вопросы охраны здоровья в художественной литературе» В. Полякова.

В связи с развитием Ворошинского движения за чистоту и культуру на предприятиях была проведена следующая работа:

  • организована ГОРОДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВРАЧЕЙ медсанчастей, здравпунктов и районных домов санитарного просвещения с докладами городского промышленно-санитарного инспектора, заведующей Научно-методического бюро санитарного просвещения Мосгорздравотдела и содокладами начальников медсанчастей и заведующих здравпунктами. На конференции выступили заведующий Мосгорздравотделом П.Т. Приданников, помощник мастера ткацкой фабрики «Трехгорная мануфактура» тов. Ворошин, представитель Института санитарного просвещения и др.;

  • разослано методическое письмо «О Ворошинском движении»;

  • разосланы материалы по теме «За чистоту и культуру на предприятии».

1949 год – год РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ ЛЕКЦИЙ. В эту работу были вовлечены все врачи Московского городского и районных домов санитарного просвещения, а также врачи лечебно-профилактических учреждений. В ноябре 1949 года были подведены итоги этой работы на городской конференции.

Из НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ Московского городского дома санитарного просвещения, разработанных и внедренных в практику, следует отметить «ДВОРОВЫЕ ЛЕКТОРИИ», «ЗЕЛЕНЫЕ ЛЕКТОРИИ», «ЛЕТНИЕ ЛЕКТОРИИ». Суть этой работы заключалась в том, что во дворах домоуправлений города оборудовались уголки для чтения лекций (скамьи для слушателей, стол для лектора, стенд для наглядных пособий). Такие лектории собирали до 100 слушателей. В помощь организаторам летних лекториев Московский городской дом санитарного просвещения подготовил бланк афиши для информации населения о проведении лекций. Аналогичный лекторий на 80 человек был организован в саду 2-й Градской больницы. В лектории с большим успехом читали лекции заведующие отделениями больницы, ассистенты и доценты кафедр клиники.



Отчет о работе открытого лектория при 2-й Городской клинической больнице

В летний сезон была проделана большая лекционная работа в Парке культуры и отдыха, в том числе, в детском городке парка.

Количественные показатели ПРОКАТА САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ в 1949 году составили 6500 кинодемонстраций с охватом зрителей свыше 2 миллионов человек. Помимо этих фильмов демонстрировались также художественные кинофильмы на медицинские темы, а также хроникально-документальные фильмы (киножурналы) медицинской направленности.

Осуществлялась ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Листовки 

  • «Что надо знать о гриппе». Тираж – 100 000 экз.

  • «Брюшной тиф и дизентерия». Тираж – 450 000 экз.

  • «Если ребенок жалуется на боль в горле(скарлатина). Тираж – 300 000 экз.

  • «Дизентерия у маленьких детей». Тираж – 200 000 экз.

Памятки 

  • «Родителям детей, переболевших скарлатиной». Тираж – 100 000 экз.

  • «Памятка для работников общественного питания». Тираж – 100 000 экз.

  • «Как уберечь себя от брюшного тифа». Тираж – 100 000 экз.

  • «Как уберечь себя от дизентерии». Тираж – 100 000 экз.

  • «Памятка матери». Тираж – 50 000 экз.

Брошюры

  • «Как уберечься от поражения электротоком». Тираж – 3000 экз.

  • «Что такое глисты и как ими заражаются». Тираж – 10 000 экз.

  • «Гигиена женщины». Тираж – 10 000 экз.

  • «Тяжелый урок». Тираж – 10 000 экз.

  • «Закаливание организма». Тираж – 10 000 экз.

  • «Как правильно пользоваться солнцем, воздухом, водой». Тираж – 10 000 экз.

  • «Сон и здоровье». Тираж – 10 000 экз.

Лозунги 

  • «Заразные кишечные заболеваний». 10 наименований. Тираж – 150 000 экз.

  • «Что надо знать о гриппе». Тираж – 100 000 экз.

Методические пособия

  • «Методический материал по скарлатине». Тираж – 25 000 экз.

  • «Вопросы охраны здоровья в художественной литературе». Тираж – 3 000 экз.

Помимо собственных изданий Московский городской дом санитарного просвещения приобрел и передал районным домам санитарного просвещения издания Медгиз и Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения.

Осуществлялась работа по ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОВОДИМОЙ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ – это МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ И ИНСТРУКТАЖИ с медицинскими работниками. В течение 1949 года было проведено 11 238 занятий. При домах санитарного просвещения работали ЛЕКЦИОННЫЕ БЮРО. Были проведены 243 заседания. В лечебно-профилактических учреждениях работали лекторские группы. Были проведены 1211 заседаний лекторских групп.

Проводилось РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ЛЕКЦИЙ. К концу года их было 500.

Продолжилось УКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА САНПРОСВЕТОРГАНИЗАТОРОВ в лечебно-профилактических учреждениях. В ряде учреждений ОТКРЫТЫ КАБИНЕТЫ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. На конец 1949 года в Москве были учтены 22 штатные врачебные единицы, выделенные для санпросветорганизаторов лечебно-профилактических учреждений и заведующих кабинетами санитарного просвещения.

Увеличилось число ЛЕКЦИЙ В КРУПНЫХ АУДИТОРИЯХ – 3 461 лекция с охватом 262 310 слушателей.

«ШКОЛУ МАТЕРЕЙ» по полной программе (женская консультация+родильный дом+детская консультация) окончили 31 422 матери.

Окончили ЗАНЯТИЯ В КРУЖКАХ ГСО - 46 146 человек, БГСО – 28 353 человека.

Закончили КУРСЫ общественных санитарных инспекторов 4 232 человека.

ОБУЧЕНО работников пищевых, коммунально-бытовых предприятий, шоферов – 34 996 человек.

Проводилась работа по формированию ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ в городе и районах по постановке в них санитарно-просветительной работы. Среди них – больницы, обслуживающие взрослое и детское население, женские и детские консультации, молочные кухни, противотуберкулезные и противовенерические диспансеры, ясли и детские сады, школы, здравпункты и медсанчасти. Все объекты, выделенные в качестве показательных, обследованы методистами Московского городского дома санитарного просвещения. На большинстве объектов проведена организационная работа, выделены санпросветорганизаторы, укреплены лекторские группы, проведены занятия с врачами, выделены материалы для устройства выставок. 

Значительная организационно-методическая и массовая работа проводилась Московским городским и районными домами санитарного просвещения в ШКОЛАХ.

На августовских педагогических конференциях в школах состоялись выступления врачей, которые сопровождались развертыванием выставок санитарно-просветительной литературы и наглядных пособий. 

Дома санитарного просвещения обеспечили школы Москвы пособием для учителей И.И. Мильмана «Уроки по охране здоровья в 1 и П классах начальной школы».

По отчетным данным число школ, охваченных санпросветработой, превысило 400.

Однако, в школах ещё имел место недостаток методических и иллюстрационных пособий для других классов школы, что явилось тормозом в проведении санитарно-просветительной работы в школах города. 

Для школьных медицинских работников в ряде районов города Москвы проведены семинары по методике санитарно-просветительной работы в школах.

Несмотря на большую работу, проведенную в школах домами санитарного просвещения со школьными врачами, значительная их часть всё ещё не уделяла должного внимания санитарно-просветительной работе, ссылаясь на загруженность в связи с совмещением работы в школе или в детском саду. Тормозом в работе школьных врачей в области санитарного просвещения явились также их частая сменяемость и отсутствие должного контроля за их работой со стороны главных врачей детских поликлиник.

Всё же главным проводником санитарно-гигиенических знаний в школе является учитель. Поэтому врачи Московского городского и районных домов санитарного просвещения уделяли большое внимание работе с учителями (совещания, конференции, лекции на санитарно-гигиенические темы, семинары по проведению уроков здоровья, работа в базовых школах, проведение открытых уроков по охране здоровья и их методический разбор, обмен опытом работы и др.). Плановость и систематичность в работе обеспечивает её успех. Поэтому работники домов санитарного просвещения ратовали за включение уроков по охране здоровья в план учителя наравне с уроками по другим предметам. Всего по итогам 1949 года проведено 38 749 уроков по охране здоровья.

Проведенная проверка санитарно-гигиенических знаний и навыков учащихся в классе и в домашней обстановке, отзывы родителей свидетельствовали о том, что санитарно-просветительная работа оказывает положительное влияние – дети прочно овладевают гигиеническими навыками и в значительной мере применяют эти знания на практике. 

Для установления тесной связи школ с домами санитарного просвещения создаются санитарные активы, которые, получив инструкции в домах санитарного просвещения, организуют в школах санитарно-просветительную работу (доклады учащихся, выпуск санитарных бюллетеней, санитарные утренники и др.). Санитарный актив в школах организует тематические спектакли, утренники. В старших классах организуются санитарные посты и санитарные дружины, члены которых следили за порядком в школе, за проветриванием классов. Некоторые районные дома санитарного просвещения организуют районные слеты санитарного актива школьников.

Подводя некоторые итоги санитарно-просветительной работы в школах, проводимой домами санитарного просвещения, следует отметить, что она поводилась в районах города планово и систематически. 

Приведенные показатели деятельности Московского городского дома санитарного просвещения за 1949 год (по данным Государственного архива Российской Федерации – фонд А 482, опись – 49, дело 1272, лист 1-37) не в полной мере смогли отразить вопросы организации, тематики, методики, объема, форм и методов санитарно-просветительной работы в городе Москве того периода, так как учреждение в это время находилось в стадии становления и комплектования кадров, а также работало в условиях проводимого ремонта. Тем не менее прослеживаются положительные тенденции в координации деятельности районных домов санитарного просвещения и лечебно-профилактических учреждений города, в комплексном планировании и методическом обеспечении их работы в области санитарного просвещения, в попытках улучшения качества проводимых санитарно-просветительных мероприятий (создание Совета по санитарному просвещению, рецензирование лекционной деятельности врачей лечебно-профилактических учреждений, их обеспечение наглядной и печатной продукцией, стремление к совместной с научными учреждениями работе с населением, внедрение новых форм санитарного просвещения и обмен опытом этой работы).

По архивным данным Лазарев Павел Федорович проработал заведующим Московским городским домом санитарного просвещения до 1954 года. В 1954 году в связи с его внезапной кончиной исполнение обязанностей заведующего Московским городским домом санитарного просвещения было возложено на Полиновского П.М. К сожалению, неполнота архивных документов того времени не дала возможности широко представить их деятельность по руководству санитарным просвещением в городе Москве.

В 1963 году приказом Мосгорздравотдела главным врачом Московского городского дома санитарного просвещения был назначен Корсак Евгений Константинович.

Корсак Евгений Константинович

Корсак Е.К. на совещании главных врачей домов санитарного просвещения в Республиканском Доме санитарного просвещения МЗ РФ

КОРСАК ЕВГЕНИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ родился 6 февраля 1920 года. Закончил 1-й Московский ордена Ленина медицинский институт в 1947 году по специальности «лечебное дело». С 1950 по 1953 год работал в Исполкоме СОКК и КП СССР в должности старшего инспектора Центральной секции по работе среди школьников, а затем начальником отдела подготовки медицинских кадров санитарно-оздоровительного управления. С 1953 по 1954 год работал заведующим кабинетом санитарного просвещения МСЧ №2 Московского городского отдела здравоохранения. С 1954 по1956 год – инструктор организационного отдела Сокольнического РК КПСС г. Москвы. С 1956 по 1958 год - директор медицинского училища №22 при Городской больнице №34. С 1958 по 1963 год – старший контролер отдела проверки по вопросам образования и здравоохранения Комиссии Советского контроля Совета Министров СССР. С 1963 по 1982 год – главный врач Московского городского дома санитарного просвещения.

Деятельность в области пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения города Москвы осуществлялась в соответствии с комплексными планами. Сохранился «Комплексный план мероприятий по усилению пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения города Москвы на 1971-1975 гг.».


 

«Комплексный план мероприятий по усилению пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения города Москвы на 1971-1975 гг.»

В отличие от предыдущего комплексного плана на 1965-1970 гг. в него впервые были включены проблемы, связанные с научной организацией труда и управлением в санитарном просвещении, с научно-практическими исследованиями, с широким внедрением в практику санитарного просвещения технических средств – слайдов, диапозитивов, диафильмов, создаваемых на местном материале Домами санитарного просвещения и лечебно-профилактическими учреждениями. Планировалось создание сети кабинетов пропаганды медицинских и гигиенических знаний во всех лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях. Впервые был поставлен вопрос о создании Музея истории здравоохранения города Москвы. Много внимания было уделено укреплению материально-технической базы санитарного просвещения, внедрению новейших форм и методов санитарного просвещения. План был составлен с учетом принятого в декабре 1969 года Верховным Советом СССР закона «Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении».

В статье 3 «Основ законодательства» четко сформулировано, что «Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций» и что «граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества».

В статье 31 «Санитарное просвещение» зафиксированы законодательно обязанности не только органов и учреждений здравоохранения, но и других государственных учреждений и общественных организаций «обеспечить пропаганду научных и медицинских знаний среди населения».

ЦЕЛЬЮ пропаганды медицинских и гигиенических знаний является содействие улучшению условий труда, быта и отдыха населения, ликвидации ряда болезней, снижению заболеваемости и травматизма населения, повышению показателей его здоровья, увеличению работоспособного долголетия. 

Непосредственной ЦЕЛЬЮ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ являлась выработка у каждого человека соответствующих умений, потребности и привычек в соблюдении на работе и в быту гигиенических норм и правил, сознания ответственности за своё здоровье и здоровье коллектива, желания активно и сознательно помогать органам и учреждениям здравоохранения в работе по охране здоровья советского человека.

«Комплексный план мероприятий по усилению пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения города Москвы на 1971-1975 гг.» был согласован с девятнадцатью ведомствами на территории города Москвы и утвержден заместителем Председателя Исполкома Моссовета Ворониной П.А. 

В соответствии с этим планом Московский городской дом санитарного просвещения строил свою работу на ближайшую пятилетку.

Сохранившиеся с того времени Календари работы Московского городского дома санитарного просвещения, издававшиеся ежеквартально, наглядно демонстрируют используемые им в его повседневной деятельности формы и методы работы со специалистами, а также с разнообразными группами населения.

Осуществляя организационно-методическое руководство деятельностью районных домов санитарного просвещения, специалисты Московского городского дома санитарного просвещения проводили ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СОВЕЩАНИЯ на следующие темы (на примере данных календаря за 1965 год):

  • «Опыт санитарного просвещения в системе диспансеризации». Доклад научного сотрудника ЦИСП Васильевой Е.А.;

  • «О состоянии борьбы с гельминтозами в соответствии с письмом городской СЭС и городского ДСП «О санпросветработе по профилактике гельминтозов». Доклад врача-методиста городского ДСП Аккермана А.И.;

  • «О задачах санитарно-просветительной работы в школах в связи с окончанием учебного года». Доклад врача-методиста городского ДСП Гутиной Е.И.;

  • «Обмен опытом пропаганды донорства». Доклады главных врачей домов санитарного просвещений Кировского и Ленинградского районов города Москвы (Гринштейн Н.Д. и Крайцберг Р.А.);

  • «Итоги работы Городского и районных ДСП за 1964 год и задачи на 1965 год». Доклад главного врача городского ДСП Корсака Е.К.;

  • «Опыт ряда областей РСФСР по гигиеническому воспитанию школьников». Доклад врача-методиста Республиканского ДСП Олейниковой А.Е.;

  • «Обмен опытом антиалкогольной работы». Доклад врача-методиста городского ДСП Яковлева Д.С.;

  • «Обмен опытом работы «Школ здоровья». Доклад врача-методиста городского ДСП Наумова Н.М.;

  • «Взаимосвязь гигиенического и эстетического воспитания школьников». Доклад научного сотрудника ЦИСП Калашниковой С.В.;

  • «Об использовании кино в подготовке «Дня здоровья». Доклады врачей-методистов городского ДСП Наумова Н.М. и Белова Л.М.;

  • «О состоянии санитарно-просветительной работы на промпредприятиях, обслуживаемых здравпунктами». Доклады врачей-методистов городского ДСП Яковлева Д.С. и Наумова Н.М.

На совещания приглашались главные врачи районных ДСП города Москвы, а в зависимости от тематики совещания и другие специалисты лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологических станций, учителя школ и другие специалисты.

  • С целью повышения уровня методической подготовки специалистов городского и районных ДСП проводились СЕМИНАРЫ на следующие темы:

  • «Антенатальная охрана плода». Доклад научного сотрудника ЦИСП Полчановой С.Л.;

  • «Методика санитарно-просветительной работы в школах-интернатах и детских домах». Доклад врача-методиста городского ДСП Гутиной Е.И.;

  • «Смотр санитарных бюллетеней больниц и медсанчастей Московского городского отдела здравоохранения». Доклад врача-методиста городского ДСП Аккермана А.И.;

  • «Об использовании технических средств в пропаганде медицинских и гигиенических знаний». Доклад главного врача городского ДСП Корсака Е.К.;

  • «Роль санитарного просвещения в профилактике зубо-челюстных деформаций у детей». Доклад младшего научного сотрудника ЦИСП Липатовой Л.С.;

  • «Санитарная подготовка работников общественного питания».

  • Доклад врача-методиста городского ДСП Аккермана А.И.;

  • «Методика чтения лекций на темы: «Гигиена девушки» и «Гигиена юноши». Доклады научных сотрудников ЦИСП Шибаевой А.Н. и Коростылева Н.Б.;

  • «Организация методических кабинетов и уголков санитарного просвещения в лечебно-профилактическом учреждении». Доклад заведующей методическим кабинетом городского ДСП Дедаевой Л.А.

Для врачей-организаторов пропаганды медицинских и гигиенических знаний, главных врачей и врачей-методистов районных домов санитарного просвещения, санпросветорганизаторов, заведующих кабинетами санитарного просвещения лечебно-профилактических учреждений был организован СЕМИНАР ПО МЕТОДИКЕ ПОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. Были проведены следующие занятия:

  • «О марксистской и буржуазной трактовке социальных проблем медицины». Профессор Смулевич Я.Б.;

  • « Статистический метод в научных работах по санитарному просвещению». Доцент Бирюкова Р.Н.;

  • « Методика научных работ в области санитарного просвещения». Профессор Боголепова Л.С..

Проведены ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ на темы: «Выбор научной темы, обоснование, задача, методика, опытная работа». Докладчик - доцент Шенинг-Паршина М.М. и «Методика составления библиографии». Докладчик - кандидат медицинских наук Заболоцкая Л.П.

В Календаре была также отражена РАБОТА МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА Городского дома санитарного просвещения, КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА, РАБОТА КИНОЛЕКТОРИЯ Городского дома санитарного просвещения, РАБОТА ЛЕКТОРИЕВ, организованных на базе Дома культуры медицинских работников, Центрального парка культуры и отдыха им. Горького и Государственного биологического музея им. Тимирязева.

Образцы Календарей работы Московского городского дома санитарного просвещения за 1965, 1966 и 1967 годы

Корсак Е.К. возглавлял Московский городской дом санитарного просвещения до 1982 года. За это время учреждение трижды меняло своё месторасположение – Смоленская площадь, д. 4/9, ул. Кирова, д. 42, 1-ый Смоленский пер., д. 9. Неоднократно менялось также и название учреждения: Московский городской дом санитарного просвещения Мосгорздравотдела (1949), Центр здоровья Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома (1989), Московский центр гигиенического воспитания и образования населения Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации (1994), Центр гигиенического образования населения в Москве МЗ РФ (1998), Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиенического образования населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (2005), Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиенического образования населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (2011).

В 1982 году после тяжелой и продолжительной болезни Корсак Е.К. скончался. С 1983 по 1986 год Московский городской дом санитарного просвещения возглавила Ручкина Наталия Александровна.

РУЧКИНА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА – родилась в 1941 году. Окончила Московский медицинский стоматологический институт в 1968 году. В службе санитарного просвещения работает с 1969 года. За время своей работы прошла путь от врача-методиста, заведующей методическим кабинетом, заместителя главного врача до главного врача Московского городского дома санитарного просвещения. Закончила заочную аспирантуру по санитарному просвещению на базе ЦНИИ санитарного просвещения МЗ СССР. В настоящее время работает заместителем главного врача ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора.

ДЕДУХ ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА – родилась в 1938 году, закончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова в 1965 году и Московский медицинский стоматологический институт в 1984 году. Работала заместителем заведующего учебно-методическим кабинетом Республиканского учебно-методического кабинета МЗ РСФСР (с 1972 по 1981 годы). С 1985 по 1990 год – главный врач Дома санитарного просвещения Киевского районного отдела здравоохранения города Москвы. С 1990 по 1992 годы – заведующая филиалом по неинфекционным заболеваниям Центра здоровья Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома. С 1992 по 1998 год – и.о. главного врача Центра гигиенического воспитания и образования населения Госкомсанэпиднадзора РФ. С 1998 по 2005 годы – главный врач Центра гигиенического образования населения в Москве МЗ РФ. С 2005 по 2009 годы – главный врач Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиенического образования населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. С 2009 по 2011 годы – первый заместитель главного врача Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиенического образования населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. С 2011 года по настоящее время – первый заместитель главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиенического образования населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 

Если в первые годы своего существования перед Московским городским домом санитарного просвещения стояли задачи развития сети домов санитарного просвещения, их материально-технического обеспечения, подготовки кадров, проведения массовой санитарно-просветительной работы среди населения, а также разработки и совершенствования современных форм и методов санитарного просвещения, то в последующие периоды акцент в работе делался на методическую работу. Вот как выглядела организационно-методическая работа филиала №1 Московского центра гигиенического воспитания и образования населения Госкомсанэпиднадзора РФ по вопросам формирования здорового образа жизни матери и ребенка (руководитель филиала – Иссерлис А.Р.). 

Методическая работа специалистов филиала была направлена на разработку и внедрение в практическую деятельность лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих детское население, и учреждений родовспоможения г. Москвы системы гигиенического обучения населения с целью воспитания в семье здорового ребенка раннего возраста.

В 1994-1995 -1996 годах перед филиалом №1 Московского центра гигиенического воспитания и образования населения были поставлены следующие первоочередные задачи по совершенствованию этой системы:

1. РЕКОНСТРУКЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КАБИНЕТОВ ФИЛИАЛА:

а) отделение детской поликлиники по профилактической работе с детьми раннего возраста и повышение эффективности пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди родителей (формирование здорового образа жизни семьи); охрана здоровья новорожденного и детей раннего возраста, воспитывающихся дома и в дошкольных учреждениях;

б) система профилактических мероприятий и организация гигиенического обучения и воспитания населения по охране здоровья женщины – матери и будущего ребенка при оказании амбулаторно-поликлинической помощи; антенатальная охрана плода;

в) по охране здоровья беременных женщин и антенатальной охране плода в условиях амбулаторно-поликлинической помощи;

г) по пропаганде здорового детства раннего возраста.

2. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ПОЛИКЛИНИК И УЧРЕЖДЕНИЙ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ МЕТОДИКЕ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

3. РАЗРАБОТКА, РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ, ТИРАЖИРОВАНИЕ, МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, ИНСТРУКТИВНЫХ ПИСЕМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИМИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ И РФ.

4. РАЗРАБОТКА, ТИРАЖИРОВАНИЕ НАБОРА ПАМЯТОК – РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ И ЧЛЕНОВ СЕМЬИ С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА.

Для выполнения поставленных задач были заключены договора о научно-практическом сотрудничестве с кафедрами ЦОЛИУ врачей, Российским НИИ перинаталогии РАМН, акушерства и гинекологии, Российским НИЦ профилактической медицины, Центром планирования семьи и репродукции МЗ РФ, Институтом минералогии, геохимии и кристаллографии редких элементов; Федеральным НИИ медицинских проблем формирования здоровья МЗ РФ; Международным фондом охраны здоровья матери и ребенка; Советом по профилактике заболеваний и формирования здоровья МЗ РФ НИИ им. Н.А. Семашко.

В результате были разработаны и оборудованы МЕТОДИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ:

  • по охране здоровья беременных женщин и антенатальной охране плода в условиях оказания амбулаторно-поликлинической помощи;

  • по пропаганде здорового детства.

Разработаны шестичасовые программы занятий для медицинских сестер детских поликлиник и учреждений родовспоможения на тему: «Формирование здорового образа жизни семьи с целью воспитания здорового ребенка» (для участковых медсестер, медсестер комнат здорового ребенка, детских отделений стационаров, акушерок женских консультаций и родильных домов).

Обучение медицинских работников детских поликлиник и учреждений родовспоможения осуществлялось по специально разработанным программам на тему: «Формирование здорового образа жизни семьи с целью воспитания здорового ребенка» (для заведующих педиатрическими отделениями, участковых педиатров, участковых медсестер, медсестер Кабинетов здорового ребенка, старших и главных медсестер детских поликлиник, медсестер родильных домов).

Обучение акушеров-гинекологов, акушеров женских консультаций и родильных домов по теме: «Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам».

Занятиями были охвачены:

  • заведующие педиатрическими отделениями -101 чел.

  • участковые врачи-педиатры -244 чел

  • акушеры-гинекологи – 254 чел.

  • медсестры детских поликлиник -2378 чел.

  • акушерки женских консультаций – 245 чел.

  • палатные медсестры роддомов -169 чел. 

Проведены занятия с главными врачами и врачами-специалистами Центров медицинской профилактики РФ по теме: «Роль Центров медицинской профилактики в формировании здорового образа жизни и профилактике заболеваний с повышенными факторами риска». Охват – 25 человек. 

Проведено занятие со специалистами Центров медицинской профилактики из США на тему: «Формы и методы работы филиала №1 Центра здоровья МГЦ Госсанэпиднадзора по формированию здорового образа жизни в семье». Присутствовали 12 человек.

Подготовлены, тиражированы и распространены следующие материалы:

1994 год – Фото. «Рождение здорового ребенка в семье». Методические рекомендации для медицинского персонала женских консультаций и детских поликлиник, проводящих занятия в «Школе материнства». Тираж – 5000 экз. 

«Воспитание здорового ребенка в семье». Методические рекомендации для медицинского персонала детских поликлиник, проводящих занятия в «Школе родителей». Тираж – 5000 экз.

«Роль детских лечебно-профилактических учреждений, учреждений родовспоможения в воспитании здорового ребенка в семье». Методические рекомендации. Тираж – 5000 экз.


«Роль Центров медицинской профилактики в воспитании здорового ребенка в семье». Инструктивно-методическое письмо. Тираж – 5000 экз.

1995 год – «Комплексная оценка организации профилактической помощи детям раннего возраста в амбулаторно-поликлинических учреждениях». Методические рекомендации. Тираж – 5000 экз.

«Организация патронажа участковой медицинской сестрой детей раннего и дошкольного возраста». Методические указания. Тираж - 5000 экз.

«Влияние техногенных загрязнений окружающей среды на здоровье детей. Основы профилактики микроэлементозов». Методическое письмо. Тираж – 5000экз. 

«Экологические факторы и репродуктивная функция». Информационное письмо. Тираж – 5000 экз.

   

«Воспитание населения по планированию семьи и контрацепции». Информационное письмо. Тираж – 5000 экз.

 

«Программа и содержание занятий по гигиеническому обучению и воспитанию отцов с целью обеспечения благоприятного течения родов и ухода за новорожденным («Школа отцов»)». Методические рекомендации. Тираж – 5000 экз

   

«Советы будущей матери». Тираж – 5000 экз.

   

«Профилактика перинатальной патологии методами и средствами гигиенического воспитания». Информационное письмо для медицинского персонала учреждений родовспоможения. Тираж - 5000 экз.   

«Контроль за качеством организации профилактической работы детских поликлиник с детьми первого года жизни». Информационное письмо. Тираж – 5000 экз.   

«Воспитание ребенка 1-го года жизни». Советы молодым родителям. Тираж – 5000 экз.

 

В Российской Федерации выполнялась Федеральная целевая программа «Вакцинопрофилактика», стратегия которой определялась Расширенной программой иммунизации в Европе в 90-е годы. За эти годы были разработаны и внедрены в практику новые вакцинные препараты, изменена тактика вакцинопрофилактики, введен новый календарь прививок. Центр гигиенического воспитания и образования населения в Москве МЗ РФ принял участие в выполнении программы «Вакцинопрофилактика до 2005 года», в задачу которой входило дальнейшее снижение заболеваемости населения управляемыми инфекциями. Своеобразным тормозом на пути решения этой задачи стали недостаточное понимание медицинским персоналом стратегии и тактики вакцинопрофилактики, а также недостаточный уровень гигиенической культуры населения, которые в значительной мере определяют частоту отказов и уклонений от профилактических прививок.

Сформировать адекватное гигиеническое поведении населения в отношении вакцинации на основе полученных ими от медицинских работников гигиенических знаний - важная задача гигиенического образования населения.

Активизировать работу в области гигиенического образования населения в те годы заставило не только ухудшение эпидемической ситуации по ряду инфекционных болезней (вспышки эпидемического паротита, кори, краснухи, полиомиелита, эпидемический подъем заболеваемости дифтерией), но и некомпетентные выступления некоторых специалистов по вопросам вакцинопрофилактики в средствах массовой информации (радио, телевидение, печать).

С этой целью Центр гигиенического образования населения в Москве МЗ РФ разработал систему гигиенического образования населения по вопросам профилактики управляемых инфекций и последовательно осуществил комплекс санитарно-просветительных мероприятий, направленных на обеспечение заинтересованности родителей в проведении профилактических прививок их детям и сведение в минимуму случаев отказа от вакцинации.

Система включала в себя вопросы организации, содержания и методики работы по гигиеническому образованию населения и предусматривала работу в следующих основных направлениях:

1. Повышение информированности широких слоев населения в вопросах профилактики управляемых инфекций.

2. Методическая подготовка различных категорий медицинских работников лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений для работы с родителями и детьми различного возраста по вопросам проведения профилактических прививок.

3. Подготовка, издание и изготовление пропагандистских материалов (методической литературы, популярных материалов, разнообразной сувенирной продукции и пр.) и их распространение.

4. Разработка новых методов и средств гигиенического образования населения и внедрение их в практику.

Повышение информированности широких слоев населения в вопросах профилактики управляемых инфекций решается путем активного использования медицинскими работниками средств массовой информации различных уровней. Существует ряд специальных изданий, теле- и радиопередач, которые выполняют эту функцию. Но они не в силах дойти до каждого гражданина. Поэтому возникает необходимость насыщения всего информационного пространства материалами по вакцинопрофилактике. А это возможно лишь тогда, когда множество изданий помещает на своих страницах тематическую информацию. Причем материалы, предназначенные для населения, должны быть максимально адаптированы для простого понимания, но в то же время должны быть точными, научно-обоснованными и достоверными. Успешное сотрудничество медицинских работников со средствами массовой информации во многом определяется умением заинтересовать журналистов вопросами вакцинопрофилактики. Специалист, занимающийся информационно-просветительской деятельностью, должен уметь оригинально представить тривиальный медицинский материал, подать его с интересной точки зрения просто и доходчиво, не вызывая разночтений.

В работе с государственными и коммерческими теле- и радио-компаниями практикуется трансляция специальных видео- и аудио клипов, созданных в рамках Федеральной целевой программы «Вакцинопрофилактика», а также клипов, созданных на региональном уровне, организация передач в прямом теле- и радиоэфире, тематических брифингов, пресс-конференций, «круглых столов» в сотрудничестве с другими организациями.

Немаловажным фактором является использование возможностей средств массовой информации муниципального уровня – кабельного телевидения (прямой эфир, запись, телетекст, текст «бегущая строка», демонстрация тематических материалов и др.), окружной и муниципальной печати, местного радиовещания.

Практика показала, что у многих медицинских работников не сформировано новое гигиеническое мышление, в котором центральное место занимают идеи профилактики, а их готовность к проведению пропагандистской работы по вопросам вакцинопрофилактики явно недостаточна, что требует систематической методической подготовки медицинских работников следующих учреждений:

  • женских консультаций и родильных домов;

  • детских поликлиник;

  • поликлиник, обслуживающих взрослое население;

  • детских дошкольных учреждений, школ, коллежей, ВУЗов;

  • Центров госсанэпиднадзорв различных территориальных уровней;

  • территориальных Центров медицинской профилактики.

Правильная организация работы по гигиеническому воспитанию населения в этих учреждениях с участием методически подготовленных специалистов особенно важна в контексте профилактики управляемых инфекций и реализации Федеральной целевой программы «Вакцинопрофилактика».

Подготовка осуществлялась на совместных тематических методических семинарах специалистами территориальных органов здравоохранения, Центров госсанэпиднадзора, Центров медицинской профилактики. Методической подготовке способствовали также разработка и издание массовым тиражом ряда организационных материалов (календарь профилактических прививок, сертификат о профилактических прививках), наглядных материалов для оформления прививочных кабинетов детских поликлиник (плакаты) и популярных материалов (памятки, листовки, буклеты).

Роль каждого из перечисленных учреждений в формировании гигиенического поведения населения различна, так как их функции и обслуживаемые контингенты не всегда совпадают. В то же время они осуществляют плановую работу с населением на основе анализа показателей заболеваемости, гигиенического поведения населения (доля лиц, отказавшихся от прививок; причины отказов; несвоевременность явки на профилактические прививки), выбора контингентов населения – субъектов пропаганды с учетом социальных, экономических, психологических и других факторов (возраста, пола, рода занятий и др.), которые оказывают воздействие на мотивы поведения людей, и наконец, определения содержания, форм, методов и средств гигиенического воспитания. 

Специалисты Центра гигиенического образования населения в Москве МЗ РФ осуществляли подготовку и издание популярных материалов для населения (памяток, листовок, буклетов и др.), изготовление тематической сувенирной продукции (значков, ручек, блокнотов, липких аппликаций). Текстовая информация для родителей и школьников по вопросам вакцинопрофилактики была размещена на страницах школьных дневников, на почтовых конвертах, на спичечных коробках, которые реализовывались через торговую сеть и отделения связи.

Методические рекомендации   

Образцы памяток, листовок, буклетов.   

Сертификат о профилактических прививках.   


Образцы сувенирной продукции. 


Плакаты и сувенирная продукция к проведению Национальных дней иммунизации против полиомиелита.


Повседневная практика работы по гигиеническому образованию в системе вакцинопрофилактики, а также опыт проведения Национальных Дней иммунизации против полиомиелита доказали эффективность предложенной системы гигиенического образования населения, для осуществления которой необходим системный подход и четко скоординированные программы и действия органов, учреждений здравоохранения, центров медицинской профилактики, государственной санитарно-эпидемиологической службы при условии соответствующего финансирования.

Именно согласованная деятельность органов здравоохранения, лечебно-профилактических учреждений и других заинтересованных организаций позволяет постепенно менять сформировавшийся у населения негативный стереотип в отношении профилактических прививок и способствует укреплению здоровья населения.

С 2016 года главным врачом ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора назначена Симкалова Людмила Михайловна.

СИМКАЛОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА – окончила в 1976 году Иркутский государственный медицинский институт по специальности «Санитарно-гигиеническое дело», кандидат медицинских наук. С 1976 по 1985 годы работала санитарным врачом, заведующей санитарным отделом санитарно-эпидемиологической станции Центральной районной больницы г. Нижнеудинска Иркутской области, с 1985 по 1986 годы – санитарным врачом по гигиене детей и подростков Чаунской районной санитарно-эпидемиологической станции Магаданской области, в 1986 году – санитарным врачом, заведующей отделением коммунальной гигиены Магаданской санитарно-эпидемиологической станции, с 1986 по 1990 годы- заведующей отделением гигиены детей и подростков Магаданской областной санитарно-эпидемиологической станции; с 1990 по 1991 годы – заведующей отделом гигиены детей и подростков Российского республиканского информационно-аналитического центра , с 1992 по 1996 годы – главным специалистом Управления организации и развития санитарно-эпидемиологической службы России, главным специалистом Управления государственной санитарно-эпидемиологической службы России Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, с 1996 по 1998 годы – главным специалистом отдела организации госсанэпидслужбы Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, с 1998 по 2004 годы – директором Центра санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации, с 2004 по 2016 годы – замещала должности Федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: начальника Управления государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека, начальника Управления организации службы государственной регистрации и лицензирования, начальника Управления организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и реализации административной реформы, начальника Управления организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Новый руководитель ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора инициировал новый вектор развития организации. Была продолжена реализация традиционных мероприятий по гигиеническому воспитанию населения с учетом запросов современности. Одновременно была начата разработка новых направлений деятельности по взаимодействию с предпринимательским сообществом.

РАБОТА СО ШКОЛАМИ 

Уроки здоровья.

Уроки здоровья для учащихся, включают как проведение традиционных классных занятий, так и уроки с использованием интерактивных образовательных технологий.


Живой отклик у школьников всегда находит лекционный формат образовательных мероприятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦИИ

18.12.2019 Всероссийская акция #Наденьмаскузащитисебяотгриппа!

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

На мастер-классах разбираются вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся методами и средствами гигиенического образования, роль семьи и школы в формировании представлений о здоровом образе жизни, методики обучения здоровому питанию, возможности геймификации санитарного просвещения в школе.

11.04.2019 мастер-класс для педагогов на тему гигиенического просвещения обучающихся по вопросам здорового питания.

МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

На новый уровень вышло сотрудничество с представителями школьного и медицинского сообществ по совершенствованию комплексного подхода к реализации программ гигиенического образования, укрепления здоровья, популяризации здорового образа жизни.

10 мая 2018 г Окружное совещание, по итогам совместной работы в 2017—2018 гг. ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, общеобразовательных организаций округа, научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения МГПУ в проекте по сохранению здоровья участников образовательных отношений.

30.11.2017 семинар, посвященный актуальным проблемам ВИЧ-инфекции (совместно с Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом), на базе ФГБПОУ «Медицинский колледж»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ АКЦИЙ И ФЛЭШ-МОБОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 

На площадке «Радио Зеленоград сегодня» проводится цикл радиопередач с видеотрансляцией, посвященных культуре здорового образа жизни и защите прав потребителей. 



17.05.2019 Круглый стол «АиФ» «Как предотвратить распространение аллергических заболеваний в России.

УЧАСТИЕ В КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ СОБЫТИЯХ.

В рамках XIII Всероссийского фестиваля «NAUKA 0+» врачи Центра провели серию интерактивных обучающих мастер-классов «Моем руки по науке» и развернули мобильную виртуальную выставку- ретроспективу санитарно - просветительских плакатов 1930-х годов и сопроводительных лозунгов - четверостиший Владимира Маяковского. 

12.10.2018.XIII Всероссийский фестиваль «NAUKA 0+» организованный Минобрнауки России и Правительством Москвы при поддержке МГУ имени М.В. Ломоносова.

17.05.2019 II Международный Симпозиум «Образование и город: практики соучаствующего проектирования». Доклад «Пассивный транспорт от дома до школы. Риски рутинной практики»

12.04.2019 VI Московский международный салон образования (ММСО) Всероссийское совещание «Актуальные вопросы организации питания в образовательных организациях, а также производства и качества пищевой продукции для детей», доклад «Здоровое питание- ключевой фактор здоровьесбережения населения России».

29.05.2019 XIII Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»

Актуализация малых форм тематической печатной продукции. 

Буклеты, листовки, памятки санитарные бюллетени – классическое, всегда востребованное и необходимое средство санитарного просвещения.

ЦЕНТР ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • В последнее десятилетие произошли революционные изменения в типах цифровых технологий, доступных для массового использования. 

Мобильные цифровые устройства, с возможностью подключения к Интернету практически из любого места, смартфоны, планшетные компьютеры и носимые сенсорные устройства, получили широкое распространение. 

Приложения для мобильных устройств, цифровые платформы и тематические веб-сайты предложили пользователям не только быстрый доступ к медицинской информации и информации о здоровье в Интернете, и новые способы мониторинга физиологических показателей, дали возможность обмениваться личной информацией и опытом с другими пользователями.

Запрос общества на информацию, связанную с личным здоровьем остается стабильно высоким. И большинство выбирает для поиска такого рода информации максимально доступный и удобный для себя медиа-канал. Согласно опросам, 8 из 10 пользователей Рунета ищут информацию о здоровье именно Интернете.

  • С распространением и ростом доступности цифровых коммуникационных технологий санитарное просвещение не только получило высокоэффективное средство адресного распространения информации но и встало перед новым вызовом. Не просто интегрировать в свою деятельность новые медиа, но и переосмыслить саму стратегию коммуникаций. 

Тематические интернет- ресурсы, социальные сети и мессенджеры ежедневно генерируют беспрецедентный по объему и простоте доступа информационный поток, в том числе и по вопросам профилактики заболеваний и здоровому образу жизни. 

Значительная часть такого тематического контента, отличается отсутствием научной доказательной базы, предоставлением устаревших или неверных сведений и рекомендаций, что делает его потенциально опасным для здоровья и благополучия потребителей.

Кроме того, чрезмерное количество информации из традиционных СМИ и социальных сетей в сочетании с огромным объемом коммерческой рекламы привело к информационной перегрузке, и острой конкуренции за внимание общественности. 

Новая задача, вставшая перед Центром в эпоху цифровых технологий: разработка новой коммуникационной стратегии, задействующей приоритетные для целевых групп цифровые коммуникационные технологии, каналы и инструменты для информирования и обучения. 

Первым шагом на пути решения этой задачи стала модернизация официального сайта организации.

Нововведения коснулись как визуального оформления, которое было изменено с учетом эстетических и стилистических требований современности, так и структуры контент- наполнения.

Приоритетными для освещения стали направления профилактики заболеваний, здорового образа жизни, здорового питания, и информационно-методического сопровождения организаций, осуществляющих мероприятия по гигиеническому образованию населения. Удобная, интуитивно- понятная навигация сайта обеспечила посетителям легкий поиск информации

 Материалы, размещаемые на сайте представлены как в традиционной форме текстовых сообщений, так и в актуальных форматах анимации, инфографики, видео. 

Активно используется потенциал социальных сетей. Через официальные аккаунты Центра в facebookVKinstagram реализуется таргетное информирование пользователей по вопросам профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Кроме того, такой формат взаимодействия стал инструментом обратной связи, и анализа, обозначив спектр актуальных проблем и потребностей конкретных групп населения.