Формирование санитарного просвещения как государственной системы в 20-30 годы XX века

Формирование санитарного просвещения как государственной системы в 20-30 годы XX века

Как часть государственной системы здравоохранения санитарное просвещение начало формироваться в 20-е годы XX столетия.

Разработка основных принципов и методологии санитарного просвещения тех лет связана с выдающимися организаторами здравоохранения Н.А. Семашко и З.П. Соловьевым. Под их руководством в Наркомздраве РСФСР в 1919 году был организован в составе санитарно-эпидемиологической секции отдел санитарного просвещения с целым рядом необходимых для него учреждений и вспомогательных консультативных групп: выставочно-музейная, литературно-редакционная и лекционная (циркуляр Наркомздрава РСФСР от 12 февраля 1919 года № 1023).

Общая разработка вопросов санитарного просвещения была сосредоточена в особой Комиссии при санитарно-эпидемиологической секции, куда входили представители всех отделов других комиссариатов, просветительных рабочих организаций, городских и губернских медико-санитарных отделов, Пироговского Общества и различных других просветительных обществ.

Эффективность санитарного просвещения того времени была обусловлена массовостью агитации и пропаганды.

Наиболее распространенными формами санитарного просвещения населения были санитарные митинги, боевые листки, памятки, лозунги, агитплакаты. В 1919-1922 годах было издано 202 наименования популярной литературы общим тиражом 13 миллионов экземпляров.

Лучшие медицинские силы были сосредоточены в армии, которые вели поиски новых форм популяризации санитарных знаний: проводились «санитарные суды», зарождались санагитпьесы, выпускались яркие призывные «санросты», создавались специальные издания по методике санитарного просвещения: «Санитарное просвещение», «Здоровье и просвещение».

В санитарном просвещении принимали участие видные художники (Д. Дени, В. Моор) и писатели (В. Маяковский, Д. Бедный).

К борьбе с эпидемиями активно привлекалось население. Организовывались «рабочие комиссии и группы за чистоту», «сантройки», «санпятерки». В моменты наибольшей угрозы развития эпидемий проводились «недели чистоты», «недели борьбы с вшивостью», «недели санитарного просвещения», «банные дни».

Н.А. Семашко в 1919 году подчеркивал: «Без преувеличения можно сказать, что если сыпняк мы в этом году сломили, то в значительной мере мы обязаны живому участию самого населения в этой борьбе, широкому санитарному просвещению».

Идет организация и рост домов санитарного просвещения в Москве, Екатеринбурге, Ярославле, Ростове-на-Дону, Одессе и других городах.

Основные проблемы санитарного просвещения страны и борьбы с эпидемиями рассматривались на проходивших в эти годы всероссийских медицинских съездах.

Обобщение огромного опыта санитарно-просветительской работы было проведено на 1-ом Всероссийском совещании по санитарному просвещению (15-20 марта 1921 года). Совещанием оно называлось лишь формально, фактически по количеству участников (209 человек) это был съезд, на которым с програмными речами выступили народный комиссар здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко и основоположник гигиены детей и подростков А.В. Мольков.

На совещании было отмечено, что санпросветработа является базой для практического проведения в жизнь задач здравоохранения и специальной отраслью общеполитической просветительской работы, указывалось на необходимость обратить особое внимание на увеличение кадров квалифицированных санпросветработников и организации специальных курсов для их подготовки. Особо подчеркивалось, что «исчерпывающее приобщение к санитарному просвещению всех слоев населения будет достигнуто через молодое поколение», а вопросы изучения методики существенно важны в деле качественного улучшения санпросветработы.

Совещание постановило «приступить к дальнейшей эмпирической разработке методов сапросвещения в связи с местными условиями, используя Дома санитарного просвещения как научно-практические лаборатории».

Вместе с тем, тяжелое послевоенное экономическое положение больно ударило по самому слабому месту санпросветработы – силам и средствам. С осени 1921 года происходит резкое сокращение штатов здравотделов, в первую очередь за счет санпросветработников. Просветительское дело лишается всяких материальных ресурсов, сокращается число домов санитарного просвещения.

Исчезновение из штатов здравотделов санпросветотделений привело к тому, что вопросами практического просвещения вплотную занялись организованные в соответствии с Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 15 сентября 1922 года «О санитарных органах республики» санитарные организации, в круг задач которых входило санитарное просвещение. Впервые вопросы санитарного просвещения были включены в сферу государственной политики в области здравоохранения.

Учитывая это, на всех курсах усовершенствования санитарных врачей был введен курс по организации и методике санитарного просвещения, на медицинских факультетах с 1922 года начинают преподавать социальную гигиену, знакомя студентов с вопросами санпросвещения. В 1-ом Московском государственном университете организуется первая кафедра социальной гигиены, к концу 1920-х годов в стране таких кафедр было уже 18.

20 февраля 1922 года - Н.А. Семашко прочел студентам Московского медицинского факультета первую лекцию на тему: «Социальная гигиена, ее предмет, метод и значение»

Предпосылки к возрождению широкой деятельности санитарного просвещения начались в 1923 году, когда к данной работе начали привлекать культурно-просветительские учреждения – рабочие клубы, дома крестьянина, избы-читальни, которые стали опорными пунктами по ликвидации санитарной безграмотности среди крестьянства и рабочих. В армии был введен «санчас», выделяемый один раз в неделю из общего числа часов, отведенных на политическую грамоту. Кроме того, военнослужащие, находившиеся в отпуске, использовались в качестве «распространителей санитарной культуры» в деревне.

Отдельное внимание уделяется гигиеническому воспитанию в школе и санитарному просвещению молодежи, вводится изучение вопросов гигиены в учебные программы общеобразовательных школ и школ фабрично-заводского ученичества.

Массовую санитарно-просветительную работу проводит организованная Наркомздравом РСФСР в Москве постоянная выставка по охране здоровья.

Прошедший с 20 по 26 мая 1924 года в Ленинграде в рамках проведения 8-го Всероссийского съезда санитарных врачей и эпидемиологов 2-ое Всероссийское совещание по санитарному просвещению обобщило опыт санитарно-просветительской работы в период перехода на восстановление народного хозяйства. На совещании были обсуждены вопросы санпросветработы в школе, армии, медицинских учреждениях, высших учебных заведениях, работы домов санпросвещения, гигиенического воспитания крестьянства и женщин.


В Положении о санитарных органах республики, утвержденном постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 октября 1927 года, проведение мероприятий по санитарному просвещению также было отнесено к предметам ведения санитарных органов.

С улучшением материально-технической базы (типографии, бумага и другие) расширяется номенклатура изданий санитарно-просветительской литературы. Увеличивается тираж брошюр и книг. В 1922-1925 годах было издано 893 наименования брошюр и книг общим тиражом более 10 миллионов экземпляров. Создаются целые серии брошюр «библиотека санпредставителя».

В решении XI Всесоюзного съезда бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей, проходившего в Ленинграде с 21-26 мая 1928 года, указывается на необходимость «широкого развития санитарного просвещения, для чего в проведении последнего должны принимать участие все лечебные учреждения со всеми кадрами своих медработников и санитарная организация в целом».

Расширяются организационные формы проведения санитарно-просветительной работы, наряду с агитационными формами открываются кружки, курсы, музеи по охране здоровья. Возникают специальные театры с санитарно-просветительским репертуаром. Издаются массовые популярные журналы «Здоровая деревня», «За новый быт», «Гигиена и здоровье рабочей семьи», «Путь к здоровью».

Усиливается научно-исследовательское и организационно-методическое руководство санитарно-просветительной работы. Идет рост числа домов санитарного просвещения как организационно-методических центров санитарного просвещения. Так за период с 1920 года по 1940 год их количество выросло до 198. Положением о Домах Санитарного Просвещения (циркуляр Наркомздрава РСФСР от 19 апреля 1924 года № 91) определялось, что они являются основными учреждениями по проведению санпросвещения, в состав которых входили стационарная выставка по охране здоровья, подвижной фонд наглядных пособий, аудитория, библиотека-читальня, склад или ларек популярной санитарной литературы.

В 1928 году создается Московский областной институт санитарной культуры, преобразованный в 1938 году в Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Наркомздрава СССР. Институт работает над включением разделов санитарии и гигиены в школьные программы и учебные планы, в профессиональную подготовку рабочих и колхозников. Под контролем Института на санитарные темы ставилось множество агитационных спектаклей (живые спектакли «Голубая блуза»).

Использование в санитарном просвещении метода театрализации получает значительное развитие. В 1935 году по СССР существовало около 15 профессиональных санитарно-просветительных театров. Возрастает художественная ценность санитарных пьес, к их созданию привлекаются крупные литераторы и драматурги. Наряду с «большими формами» развивается и театр «малых форм» (кукольный, скетчи, «живая газета» и пр.).

Изданное Совнаркомом РСФСР в 1930 году постановление о санитарном минимуме явилось новым этапом в массовой санитарно-культурной работе, так как определило значение общественности в деле борьбы за санитарную культуру.

Способствовало развитию санитарного просвещения введенное Всесоюзным советом по физической культуре в 1931 году положение о значке «Готов к труду и обороне» (ГТО), ставшее основой массового физкультурного движения. А также разработанная в 1934 году Обществом Красного Креста и Красного Полумесяца СССР система массовой санитарной подготовки населения «Будь готов к санитарной обороне» (БСГО), предусматривающая обучение комплексу медицинских и гигиенических знаний и навыков. 

Значок «Будь готов к санитарной обороне»

В январе 1936 года проводится 1-ое Всесоюзное совещание санкультработников, созванного Госсанинспекцией СССР. На совещании были приняты решения о необходимости единого планирования и руководства санкультработой, укрепление сети домов санитарного просвещения, организации проведения на всесоюзном уровне научно-исследовательских работ в области санитарной культуры.

В 30 годах ХХ столетия большое распространение получили новые формы лекционной работы – лектории. Кроме этого, стали проводиться: санкультпоходы, массовые рейды, санкультэстафеты, санитарные месячники и штурмы, санитарно-культурные займы, авиасанагитрейсы и т.д. Широкое развитие получили «школы матерей», «родительские университеты».

В санитарно-просветительной работе широко используется радио. Значительное развитие получило также кино (научно-художественные, научно-популярные, инструктивные фильмы).

Подъему санитарно-просветительной работы немало содействовали пленумы Совета по санитарному просвещению, организованного при Наркомздраве СССР в 1939 году. Три пленума Совета по санитарному просвещению, состоявшиеся в Москве (1939, 1940 и 1941 годах), обсудили актуальные текущие вопросы санитарного просвещения и наметили важнейшие мероприятия по улучшению работы и укреплению организационно-методического руководства. Улучшению санитарно-просветительной работы содействовали также советы по санитарному просвещению, организованные при наркомздравах ряда союзных республик, некоторых край- и облздравах и домах санитарного просвещения.

Наличие сети учреждений и подготовленных кадров санитарного просвещения, большое количество методической и издательской работы перед началом Великой Отечественной войны предполагало выполнение всех задач, поставленных перед санитарным просвещением.