Малоизвестные плакаты Великой Отечественной войны. «Окна тасс» 1941-1945 гг

Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - одно из самых распространенных средств агитации и пропаганды. Кто не знает такие известные произведения плакатного искусства, как плакат «Родина мать зовёт!» художника Ираклия Тоидзе или плакат «Ты чем помог фронту?» художника Д.С. Моора, созданные в 1941 году? Порой их работы били точно в цель как самое грозное оружие. Недаром Адольф Гитлер некоторых художников – авторов плакатов и карикатур - считал своими личными врагами и даже составил, так называемый, «черный список» гестапо, по которому после взятия Москвы он намеревался найти и повесить.

Первый плакат «Окна ТАСС» был выпущен 27 июня 1941 года, в дальнейшем плакаты стали выходить еженедельно. В «Окнах ТАСС» работали 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гас свет. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных экстренных случаях - не более 4 часов.

Героями плакатов становились солдаты, труженики тыла, блокадники. За 4 года плакатисты создали более 1250 работ. На сообщения Совинформбюро реагировали мгновенно: художники тут же набрасывали эскизы, поэты писали стихи. Типографии не справлялись – плакаты «трафаретили» вручную. В Москве в мастерской «Окна ТАСС» днем и ночью трудились десятки художников и поэтов. «Окна ТАСС» работали в Московском доме художника. Они были организованы на следующий день после начала войны. Ещё через день был готов первый плакат. С этого момента «Окна» обновлялись почти ежедневно.

Вашему вниманию представляем малоизвестные плакаты времен Великой Отечественной войны. Большая часть из них была издана в блокадном Ленинграде. Плакаты призывали горожан к труду, стойкости, борьбе и бдительности, а также давали инструкции, как нужно действовать в той или иной ситуации.


Плакаты «Окна ТАСС» оказывали своё мобилизующее влияние на население в хронике событий блокадного Ленинграда. Вместе с тем плакаты, создававшиеся в экстремальной обстановке блокадного города-фронта, имели и высокую художественную ценность. При всей широте тематического и стилистического спектра этих произведений всех их объединяет ярко выраженная гражданская направленность, а авторы выступают как свидетели того времени и непосредственные участники этих событий. В своем образном воплощении плакаты использовали образы древнерусской живописи и отечественное художественное наследие второй половины Х1Х века и язык революционных «Окон РОСТА».

Долгое время значение блокадных плакатов «Окон ТАСС» не получало должной оценки, в том числе из-за известного «Ленинградского дела» конца 1940-х – начала 1950-х годов, когда репрессиям подвергались многие активные участники героической обороны Ленинграда.

Агитационные политические плакаты «Окна ТАСС» призывали к победе над немецко-фашистскими захватчиками , прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом. В Ленинграде они расклеивались в разных частях города, в том числе на Невском проспекте у Елисеевского магазина.

Над созданием плакатов трудился коллектив художников при участии Василия Селиванова. Моисея Ваксера, Леонида Торича, Виктора Слышенко, Николая Игнатьева и других. Им помогали в работн знаменитые карикатуристы творческого объединения «Боевой карандаш» Владимир Гальба и Борис Лео. В числе авторов текстов выступали Ольга Бергольц, Александр Прокофьев, Александр Флит, Виссарион Саянов,Борис Тимофеев.

В настоящее время собрание блокадных плакатов «Окна ТАСС» находится в фондах Российской национальной библиотеки.

В Москве в годы великой Отечественной войны «Окна ТАСС» были созданы в первые дни войны художниками , работавшими в «Окнах РОСТА», считавшими себя продолжателями В.В. Маяковского и возродившими традиции этих знаменитых плакатов. «Окна ТАСС» в Москве создали художники В.Н. Дени, Н.Ф. Денисовский, Б.Е. Ефимов, Б.В. Иогансон, В.Б. Корецкий, П.И. Котов, Кукрыниксы, В.В. Лебедев, Д.С. Моор, Г.Г. Нисский, А.А. Осмёркин, Ю.И. Пименов, Г.К. Савицкий, П.П. Соколов-Скаля, М.М. Черемных, а также писатели и поэты - М.И. Алигер, Н.Н. Асеев, Д. Бедный, О.М. Брик, В.М. Инбер, В.П. Катаев, В.И. Лебедев-Кумач, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, С.С. Наровчатов, К.М. Симонов, Н.А. Черемных, С.П. Щипачев, И.Г. Эренбург. Всего свыше 200 человек. С первых дней войны создавались плакаты антифашистского, патриотического, героического содержания, которые вывешивались в витрине мастерской «Окна ТАСС» на Кузнецком мосту в Москве. Использовались разнообразные техники и приемы: живопись маслом, акварелью, темперой, оригинальная графика. Сочетание изобразительных приемов «Окон РОСТА» и традиций русского лубка с их сатирической остротой и общепонятностью было рассчитано на самые широкие массы зрителей. Сначала плакаты выходили в одном экземпляре или маленьким тиражом, впоследствии тираж вырос до 1,5 тысяч экземпляров, их отправляли на фронт, распространяли в тылу. Размножали плакаты вручную бригады резчиков трафаретов; трафаретная техника исполнения плакатов постоянно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10-12 и более). Художники и писатели молниеносно реагировали на военные события и оперативно отражали их в броских агитационных формах , изображения сопровождались меткими и острыми стихотворными текстами. Тематика плакатов определялась задачами того или иного этапа борьбы с врагом. Многие плакаты представляли собой остроумные хлесткие репортажи со всех фронтов, политические эпиграммы на А. Гитлера, его окружение и союзников. «Окна ТАСС» создавались не только в Москве и Ленинграде, но и в Ашхабаде, Баку, Мурманске, Томске Саратове, Свердловске, Ташкенте и других городах СССР. «Окна ТАСС» вошли в историю не только советского, но и международного плаката.

Литература: 

 1. Суздалев П.К. «Советское искусство периода Великой Отечественной войны». М., 1965 г. 

 2. Денисовский Н. «Окна ТАСС. 1941-1945 гг.(Сб. плакатов). М. 1970 г. 

 3. «Ленинградские «Окна ТАСС» 1941-1945 гг.» в собрании Российской национальной библиотеки». Каталог /сост. И.В. Селиванова, Н.Н. Школьный/. СПб., 1995 г. 

 4. Колесникова Л.Е. «Окна ТАСС» 1941-1945 гг. Оружие Победы». М., 2005 г. 

 5. Ко Дню Победы. «Советское искусство периода Великой Отечественной войны» / Сост. А.И. Морозов/. М.,2005 г.