Медицинские и социальные основы языческих верований и религиозных догматов

Медицинские и социальные основы языческих верований и религиозных догматов

Мифические и сказочные сюжеты - отнюдь не произведения большой фантазии. Они воссоздают уровень знаний и способ выражения своего времени.

Л. Гумилёв

Истина ничуть не страдает от того, если кто-то ее не признает.

Ф. Шиллер

 

Болезни и, прежде всего, инфекции и инвазии оставили неизгладимые следы в истории каждого народа, как слепая и жестокая сила, приводящая к огромному числу жертв. Поэтому в мифологии и верованиях большинства народов мира присутствуют боги и демоны, наказывающие людей болезнями «за грехи». Наблюдения над массовыми болезнями формировали эмпирические подходы к их лечению и профилактике. Такие профилактические и гигиенические правила облекались в форму примет, суеверий, табу, призванных по образному выражению В.И. Даля запугать «малого и глупого», заставить невежественного человека «окольными путями» делать то, что «напрямик добиться от него трудно».

Именно в таком ключе подается в книге Левит Библии неизбежность и жестокость наказания за нарушение канонов: «если презрите Мои постановления и не будете исполнять заповеди Мои, то Я … пошлю на вас чахлость и горячку, … пошлю на вас язву…, города ваши сделаю пустыми… и погибнете между народами…». Как следствие «такого внушения» в поведении людей до сих пор присутствует большое число традиционных действий или «ритуалов», истинный смысл которых «затерялся в истории». Самая важная функция, которую выполняют ритуалы, состоит в том, что они действуют как самостоятельные, активные стимулы социального поведения.

Четкая формализация и регламентация ритуалов у человека появилась в результате селекционного давления неблагоприятных, часто биологических факторов, как ответное действие, уменьшающее это отрицательное воздействие.

Лихорадка – это наиболее частое проявление любой острой инфекционной болезни. Слово «лихорадка» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать кому-то во вред, злонамеренно. По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. В полете своем целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка…».

Согласно старинным народным поверьям лихорадки – это дочери царя Ирода – «трясовицы – девы простовласыми», которые «постоянно вредят роду человеческому: и тело жгут, и знобят, и кости ломают».

Их названия дают четкое представление о симптоматике, которая с ними связана: Огнея, Трясея, Ледиха, Желтея, Храпуша, Ломея, Пухлея и другие. Кроме них отдельно существовал образ чумы, которую достоверно отличали от обычного лихорадочного заболевания.

Особый интерес с эпидемиологической точки зрения представляет описание эпидемии в первой книге Царств Библии.

И выступили Израильтяне против Филистимлян… и повержены были Израильтяне Филистимлянами, … ковчег Божий был взят и два сына Илиевы... умерли.

Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот... И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, (а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние). ...И отправили ковчег Бога Израилева в Геф..., и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты. И отослали они ковчег божий в Аскалон. ...И те, которые не умерли, поражены были наростами. ...и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек.

Наиболее вероятно, что в этом эпизоде описана реальная трансмиссивная (блошиная) эпидемия бубонной чумы, связанная с высокой численностью мышевидных грызунов, последовательно распространявшаяся из города в город по цепочке: Авен-Езер – Азот – Геф – Аскалон - Вефсамис.

После этих несчастий филистимляне решили вернуть Ковчег Завета израильтянам и даже сопроводить его, по совету жрецов, дарами-жертвами, представлявшими собой золотые «изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю».

Необходимо обратить внимание, что, согласно Библии, передача чумы из Аскалона в Вефсамис произошла без участия людей. Эпидемиологически этому факту могут быть одно объяснение: в ковчеге и шкатулке с жертвами сохранялись зараженные блохи. Именно так можно объяснить причину гибели сынов Илиевых, охранявших ковчег – первых жертв этой эпидемии чумы.

Самой значительной особенностью описания этой эпидемии чумы является то, что в нем впервые чума связывается с грызунами. Эта гениальная догадка о связи чумы с грызунами опередила соответствующее научное открытие на 3000 лет. Непонятно только, как и почему это гениальное прозрение впоследствии было надолго забыто человечеством.

Еще в библейские времена люди четко связывали возможность возникновения многих болезней, инфекционная или паразитарная природа которых сейчас достоверно доказана, с пищей.

В Библии в пятой книге Моисеевой Второзаконие указано: «...не ешьте из жующих жвачку ... верблюда, зайца и тушканчика; потому, что ... нечисты они для вас; не ешьте мяса их и к трупам их не прикасайтесь». Этот запрет четко направлен на предотвращение алиментарного и трансмиссивного заражения чумой.

В Коране нет четкого указания на опасность мяса верблюда. Однако, в двух местах в седьмой Суре «Преграды» и в одиннадцатой Суре «Худ» описаны смертельные исходы после употребления в пищу мяса верблюдицы: «Это – верблюдица … не касайтесь ее …, чтобы не постигло вас близкое наказание. И закололи они верблюдицу, и ослушались повеления Господа их. … И сказал он, – наслаждайтесь в домах своих три дня. И когда пришло [время] … постигло их сотрясение, вопль, и наутро оказались они в своих жилищах поверженными ниц, как будто бы и не жили …». Этот эпизод можно расценить как описание алиментарной верблюжьей вспышки чумы.

Смертельная “тарбаганья болезнь” (чума) была издавна известна в Монголии. Поэтому как профилактику алиментарного заражения чумой можно рассматривать древние религиозные ламаистские запреты в этой стране на употребление в пищу мяса тарбаганов.

 Широко известно, что некоторые народы по религиозным причинам не употребляют в пищу свинину. Бесспорно, профилактическую направленность имеют пищевые запреты иудеев с ХШ в. до н.э. и мусульман с VI века н.э. Библейский запрет: «не ешьте ... и свиньи, потому, что ... нечиста она для вас», возможно, связан с профилактикой трихинеллеза, который остается высоко эндемичным в странах Средиземноморья и Ближнего Востока и в наши дни, как это было и в библейские времена. Позднее аналогичный запрет в отношении мяса свиньи многократно будет воспроизведен в Коране, написанном в VI веке н.э. В этой священной книге мусульман можно прочитать, - «Запрещена Вам мертвечина и мясо свиньи». Подтверждением наличия трихинеллеза в Древнем Египте служит обнаружение инкапсулированных трихинеллезных личинок в мышечной ткани мумии молодого ткача, жившего на берегах Нила в I в. до н.э. Вероятно, также с трихинеллезом связан запрет, существовавший в Древней Греции, на принесение жертв божественным девам Парфенос и Мальпадии людьми, которые употребляли в пищу свинину или даже просто контактировали с этими животными.

В Библии во второй книге Моисеевой Исход приводятся указания о правилах приема пищи, которые скрыто направлены на предупреждение пищевых отравлений:

Агнец у вас должен быть без порока; … возьмите его от овец, или от коз;
Пусть съедят мясо его … испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;
Не ешьте от него недопеченного или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, … не ешьте с кровью …
Аналогичное предписание о безопасной еде, содержится в книге Левит:
Когда будете приносить Господу жертву… в день жертвоприношения и на другой день должно есть ее, а оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне.
Если же кто-то станет есть ее на третий день, … это не будет благоприятно; кто станет есть ее, то понесет на себе грех … и истребится душа та из народа.
Десятая казнь египетская, описанные в книге Исход, также могла быть связана с алиментарными отравлениями:
И умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное от скота;
И будет вопль великий по всей земле Египетской …

Одной из причин этой десятой казни могло быть отравление грибком Stachybotrys hartarum – «токсичной черной плесенью», которая поражает деревянные поверхности зернохранилищ и зерно в них, или спорыньей – грибком Claviceps purpurea, поражающем злаковые. Поскольку, согласно традиции, только старшие сыновья (первенцы) и старшие животные (вожаки) в стадах в Древнем Египте получали двойную порцию зерна из запасов в хранилищах, это могло приводить к массивному заражению микотоксинами с летальными последствиями. У остальных употреблявших зараженный хлеб и получивших меньшую нелетальную дозу микотоксина могли развиться только явления эрготизма без летального исхода.

Широко бытующая в русском языке поговорка «отбросить копыта», возможно, также связана с отравлением спорыньей, что случалось в Российской империи часто и приводило к «эпидемии смертей» среди крестьян и массовому падежу скота. У скота при отравлении спорыньей в связи с отмиранием мышц конечностей оголялись кости и сочленения копыт ломались. Таким образом создавалось впечатление, что скотина буквально отбрасывала копыта.

Но вернемся к медицинским аспектам. Одной из самых древних и страшных болезней человечества является проказа или лепра.

Возбудитель проказы - Mycobacterium leprae был открыт норвежским врачом A. Хансеном (Hansen) в г. Бергене в 1873 г., где в Норвегии в фиордах в то время была большая колония прокаженных. Интересно отметить, что M. leprae была первым обнаруженным возбудителем, связь которого с конкретной болезнью человека была доказана.

Проказа была широко распространена в Древнем мире. В индийском трактате «Сашрита Самхита» VI в. до н.э. приводится подробное клиническое описание проказы, а также данные о распространении и способах лечения этой болезни. Лепра описывается в древних китайских медицинских книгах, относящихся к V в. до н.э. Достоверно известно, что проказа существовала в Древнем Египте во II в. до н.э. Признаки болезни были обнаружены у мумий этого периода.

Как правило, лепра распространялась постепенно, не вызывая эпидемических вспышек. Единственное исключение: эпидемическое распространение болезни на ряде островов Океании в начале ХХ века. Наиболее ярко это проявилось на о. Науру, где в течение нескольких лет после приезда женщины, больной проказой, была инфицирована третья часть населения.

Проказа во все века рассматривалась как скорбная болезнь, ассоциировалась со страданием и отождествлялась с комплексом вины. Ни при какой другой болезни больных не сжигали заживо, не изгоняли из городов. При обнаружении больного проказой среди матросов, его просто выбрасывали за борт.

История царя древней Иудеи Озия (или Азария) как назидание сохранилась в веках. Он царствовал 52 г. в VIII в. до н.э. и тратил много усилий на укрепление своего города Иерусалима. «Когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его: ибо вошел он в храм Господень, чтобы воскурить фимиам». Этому воспротивились священники, ибо это была прерогатива исключительно священников. Разгневался царь Озия «и проказа явилась на челе его, пред лицом священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного». После этого Озия был вынужден оставить престол, передать бразды правления в руки своего сына Иофама, покинуть столицу и жить в изоляции до самой смерти.

Специальные главы третьей книги Моисеевой Левит Библии посвящены лепре и называются «Закон о проказе, повеление о ней священникам».

Закон не только четко перечислял диагностические признаки лепры и дифференциальную диагностику ее от нарыва, опухоли, лишая и «паршивости», но и регламентировал меры профилактики, включая изоляцию:

Когда у кого … на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к священнику.
Священник осмотрит его и, если на опухоли живое мясо: живое мясо нечисто, это проказа.
У прокаженного, на котором эта язва; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.
Если живое мясо обратится в белое, пусть он придет к священнику; священник осмотрит его и, если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым. Он чист.

По мнению F. Kraus и T. Brugsch, нельзя всегда однозначно идентифицировать болезнь, упоминаемую в Библии, как проказу. Лепра не склонна к спонтанному выздоровлению. Поэтому описание заживления язвы больше напоминает течение кожного лейшманиоза, который и сейчас широко распространен в странах Ближнего Востока.

Возможно, во второй книге Моисеевой Исход Библии, описывающей «казни египетские», описана вспышка кожного лейшманиоза?

вторая казнь - “... и вышли жабы, и покрыли землю Египетскую.
... Жабы вымерли в домах, на дворах и в полях.
И собрали их в груды, и высмердела земля”.
третья казнь - “... и явились мошки на людях и на скоте”.
шестая казнь - “... и будет на людях ... воспаление с нарывами
по всей земле Египетской”.

Постараемся дать возможное рациональное объяснение наблюдаемых явлений. В гнилостном субстрате от погибших земноводных происходило массовое размножение москитов-переносчиков лейшманиоза. Вследствие возросшей численности переносчиков возникла массовая передача возбудителя и последующая эпидемическая вспышка кожного лейшманиоза.

Предлагаемое толкование не является единственно возможным. Можно предположить, что одновременно имела место трансмиссивная вспышка сибирской язвы. В пользу последнего допущения свидетельствуют описания четвертой и пятой казней:

четвертая казнь - ”... налетело множество песьих мух (по
нашему мнению, слепней) в дом
фараонов, и в домы рабов его, на всю
землю Египетскую...”.
пятая казнь - “... на скоте твоем, который в поле, на конях,
на ослах, на верблюдах, на волах и овцах;
будет моровая язва весьма тяжелая. ...
и вымер весь скот Египетский”.

Возможно, что в данном разделе Библии приведены описания эпидемии кожного лейшманиоза и эпизоотии сибирской язвы.

В свете последних данных о периодически возникающих в Египте трансмиссивных эпизоотиях лихорадки Долины Рифт (Рифт-вали лихорадка) нельзя исключить и эту болезнь в качестве причины массового падежа сельскохозяйственных животных.

*******

В завершение короткого эссе на «неисчерпаемую» тему приведем слова американского философа XIX в. Э.У. Эмерсона:

«Верования, которые мы теперь называем ложными, некогда считались истинными».

И, как наглядный пример этого: в XIII в. римский папа осудил химию, назвав ее дьявольским искусством.