Что такое «Светофор» для продуктов питания

1 июня 2018 года в России стартовал проект по добровольной маркировке продуктов цветовой шкалой в зависимости от содержания в них сахара, жира и соли. Инициатором проекта выступил Роспотребнадзор, а методические рекомендации по цветовой индикации в маркировке пищевых продуктов разработал ФИЦ НИИ питания и биотехнологии.

Основная цель проекта под названием «Светофор» - это максимальное информирование населения о содержании в продуктах сахара, соли и жира.

Такая инициатива связана с тем, что потребление продуктов с высоким содержанием сахара, соли, жира, в т.ч. жира с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот, приводит к нарушению структуры питания и развитию неинфекционных заболеваний, таких как избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет II типа, сердечно-сосудистые заболевания.

Пищевые продукты промышленного производства в зависимости от количественного содержания в них жира, сахара и соли предлагают маркировать красным, желтым или зеленым цветом.

Если говорить о сахаре, то предложенная шкала выглядит так:

Продукты попадают в красный цвет - «высокое содержание», если содержание сахара следующее:

  • 7 г или более на 100 мл для жидкости;

  • 22 г или более на 100 г для твердых продуктов;

  • более 9 г на 100 г для кисломолочной и творожной продукции.

Зеленый цвет - «низкое содержание»:

  • 2,5 г или менее на 100 мл для жидкости;

  • 5 г или менее на 100 г для твердой пищи и кисломолочной и творожной продукции.

Желтым цветом («среднее содержание») можно маркировать продукты со средними между красными и зелеными показателями.

Индикацию можно указывать в виде любого графического изображения, например в виде полос, помещенных в квадрат. Если продукт характеризуется высоким содержанием сахара и жиров с низким количеством соли, нужно нанести две красные полосы и одну зеленую. На картинке необходимо также указать среднее содержание этих веществ в продукте.

Для отдельных групп пищевых продуктов сделано исключение.

Поэтому на следующих продуктах потребитель не увидит никакой индикации:

- продукты с простым составом: сахар-рафинад, растительное и сливочное масло, сало и др.;

- сахаристые и мучные кондитерские изделия из-за высокого содержания в их составе сахара для достижения вкусового эффекта (шоколадные конфеты, карамель, ирис, драже, халва, мармелад, пастильные изделия, сахаристые восточные изделия, жевательная резинка, паста, крем, кондитерские плитки, кондитерские фигуры, сбивные изделия, безе, нуга, печенье, вафли, пряничные изделия, кексы, рулеты, торты, пирожные, мучные восточные изделия).

Поэтому если потребитель не видит на такой продукции красную индикацию, это совсем не означает, что такой продукт не содержит большого количества сахара или жира и полезен для здоровья.

Также исключение распространяется на:

- твердые, полутвердые и мягкие сыры, полученные по традиционным технологиям с заведомо высоким содержанием соли и жира;

- специи;

- бутилированная питьевая и минеральная вода, безалкогольные напитки с подсластителями, имеющие природный или заданный химический состав;

- специализированная пищевая продукция, в том числе пищевая продукция диетического лечебного и диетического профилактического питания, пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, пищевая продукция для детского питания, биологически активные добавки к пище (БАД), которые имеют заданный химический состав.

Цветовая индикация сейчас является добровольной.

Первым участником проекта стала компания Unilever. Мороженое производства этой компании появилось с цветовой индикацией в магазинах 1 июня. К проекту подключилась и одна из крупнейших розничных российских компаний X5 Retail Group (“Пятерочка”, “Перекресток”, “Карусель”). В рамках проекта в магазинах планируется создать отдельные полки для промаркированных продуктов. Это должно помочь потребителям сделать осознанный выбор и сформировать свой здоровый рацион.

Важно понимать, что цветовая индикация «Светофор» не отражает опасность или вред продукта для здоровья. Основная задача – привлечь внимание потребителя к содержанию соли, сахара и жиров в продуктах питания и, для наглядности, отразить это цветом.