Алкоголизм и трезвость в дореволюционный период в России
( часть 1 )
В истории царской России славянские народы проявляли сознательную трезвость: они устраивали антиалкогольные бунты, интеллигенция призывала власть к борьбе с зелёным змием!
«У трактира» 1865 Л.И.Срломаткин
В 1858-1959 годах в 32 губерниях прокатились антиалкогольные бунты с требованием закрыть все кабаки. Под давлением общественности царь Александр III был вынужден ограничить торговлю водкой. Н.А. Добролюбов писал: «Сотни тысяч народа в каких-нибудь пять-шесть месяцев без всяких предварительных возбуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства отказались от водки». Три года трезвой жизни закончились отменой крепостного права. Потом были антиалкогольные выступления русской интеллигенции во главе с Достоевским и Львом Толстым. В 1914 году был принят сухой закон, который действовал всю войну.
Известно, что восточные славяне в очень малых количествах потребляли алкогольные напитки, такие как мед, брага, пиво.
Солод для варки пива славяне стали использовать с V-VI века, хмель же стал им известен с Х века: о нем упоминается у Нестора. В ХУ-Х1 веках потребление хмельного пива на Руси было уже настолько распространено, что царь был вынужден его ограничивать.
С VII века крестьянам дозволялось варить пиво, брагу и мед для домашнего потребления только 4 раза в год, на праздники (рождество, пасха, Дмитриевская суббота и масленица), а также по поводу крестин и свадеб, почему и пирушки в эти праздники назывались «особым пивцом». Но право такое давалось только отдельным крестьянам, которые повиновались богатым, выполняли оброк и барщину. На срок варки отводилось только три дня. По окончании этого времени кабацкий голова приходил и опечатывал оставшееся алкогольное питье до следующего праздника.
В домостроевских нормах Сильвестра (ХУ1 век) рекомендуется сыну и невестке не напиваться допьяна и следить за домочадцами. Митрополит Фотий в 1410 году запретил населению пить пиво до обеда.
Исследователи отмечают, что пьянства как явления, разъедающего общественный организм, в домосковской Руси не было.
При царе Иване III право изготовлять спиртные изделия принадлежало казне, которая организовывала питейные заведения- корчмы. Содержание такой корчмы считалось вознаграждением царских вельмож, которые назначались в города в качестве воевод. Насаждение корчмы в городе обычно вызывало всплеск пьянства. Иван III издал правительственный Указ, запрещающий «гнусное пьянство». Согласно этому указу низшие слои населения могли пить только 4 раза в год. Запрещалось боярам и дворянам исполнять служебные обязанности в состоянии опьянения или подпития. В свободное же от службы время им пить спиртное разрешалось.
Г.Г.Мясоедов «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» 1825 г.
Иван IV (Грозный) поставил в Москве в 1552 году первый кабак.
Увидев от этого нововведения большую прибыль для царской казны, царь Иван IV предписывает наместникам областей ликвидировать частную виноторговлю (корчмы) и создавать повсеместно царевы кабаки. Царь за хорошую службу несколько позже раздает кабаки боярам. В конце XVI века кабаки были созданы практически во всех городах, что и послужило большой материальной основой роста пьянства в Русском государстве.
Само слово «кабак» татарское, но в отличие от татарских постоялых дворов, в кабаках продавалась только водка. Кабаки содержались «на вере», то есть управлялись казной или отдавались на откуп «как государевой казне прибыльнее».
Быстрое распространение кабаков вызывало протесты и жалобы духовенства и народа. Иногда кабаки закрывались, либо уничтожались. С 1649 года казенная продажа алкоголя в России постепенно заменялась откупной системой. Откупщики получали монополию на торговлю спиртными изделиями и спаивали население в целях получения все большей и большей прибыли.
Во время царствования Алексея Михайловича по совету патриарха Никона в 1652 году на специально собранном церковном соборе о кабаках были введены некоторые ограничения в торговле спиртным, но объективно и эта мера способствовала спаиванию народа.
Народ приучался к кабаку не только экономическими мерами, но и физическими. Спутником кабака был так называемый «правеж», то есть порка. Непосредственно перед казной отвечали дворяне и бояре (откупщики), но в случае долга они на порку выставляли вместо себя крестьян. Уже тогда царь решил бороться более жестоко с домашним производством спиртных изделий. У нарушителей предписывалось «сечь руки и ссылать в Сибирь».
Некоторые историки показывают Петра I борцом с пьянством. Другие утверждают, что царь всегда оставался царем, приверженцем своего класса, и что он никогда не думал о народной трезвости. Петр I учредил орден служения Бахусу, первая заповедь которого была - напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвым. Петр 1добился того, что борцов с пьянством стали называть еретиками. П.О.Ковалевский «Порка розгами» 1880 г
Один из первых русских исследователей этой проблемы И. Прыжов в книге «История кабаков России» утверждал, что пьянство пришло на русскую землю «извне». Да и само слово «корчма» иноязычного происхождения (польское). В 1740 году откупщиков уже называли компанейщиками (или компанейцами), так как питейные сборы стали отдаваться «в компанию охочим людям». В 1740 году вокруг Москвы, чтобы её жители пили только в царевых кабаках казенную водку, был построен земляной вал, на котором дежурили нанимаемые компанейщиками солдаты.Тех, кто пытался переходить вал. Солдаты пороли плетьми и нагайками. Этот камерколлежский вал сохранился до сих пор и находится теперь в центре столицы. Алкоголь в руках купцов, промышленников и царских чиновников становился орудием обмана, ограбления и угнетения народов. В одном из памятников стариной русской культуры «Притча о хмеле» описывается вред пьянства.
Особенно же активно русский народ стал спиваться в конце ХУШ-начале Х1Х веков. Развитие капитализма повлекло за собой развитие пьянства. Литература того времени предостерегает лишь против злоупотребления алкоголем, и только позднее выдающиеся писатели и публицисты осознают, что истина успеха в том, чтобы вовсе не употреблять спиртного.
Господствующие классы России поощряли массовое употребление в народе алкоголя как средства отвлечения трудящихся от протеста и борьбы за человеческие условия труда и жизни.
Первое трезвенническое движение в России началось летом 1858 года с движения против откупщиков в ответ на повышение ими цен на водку. Первые общества трезвости появились в Ковенской губернии, затем в Виленской, Гродненской и других. Началось небывалое трезвенническое движение народа, которое было частью стихийной революционной борьбы.
Многие видные люди Х1Х века, такие как Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Н.Г Чернышевский, Л.Г. Толстой, И.М. Сеченов и другие активно пробуждали в русском обществе интерес к проблемам воспитания детей и подростков, ратовали за здоровье и нравственное совершенствование подрастающего поколения. За вопросы воспитания детей и подростков в то время взялись не только педагоги, но биологи и медики. В 1857 году начинают выходить «Журнал воспитания» и «Русский педагогический вестник», с 1860 года - «Учитель», с 1861 года - «Ясная Поляна», с 1864 года - «Педагогический сборник», а с 1866 года - «Детский сад». В этих журналах частично ставились и вопросы антиалкогольного воспитания юношества.
Несмотря на жестокие репрессии, в России вновь стали организовываться общества трезвости. Первое из них было утверждено в 1874 году в селе Дейкаловка Полтавской губернии.
Через некоторое время, в 1882 году, было создано «согласие трезвости» в селе Татево Смоленской губернии, в 1874 году было
организовано Украинское общество трезвости. В 1887 году Л.Н. Толстой вместе с Н.Н. Миклухо-Маклаем, П.И. Бирюковым, Н.Н. Ге (младшим) и другими подписал «Согласие против пьянства» и создал у себя в имении общество трезвости. Подобные общества привлекали внимание правительственных учреждений и духовенства. В 1889 году Священный Синод предложил духовенству заняться созданием трезвеннических организаций. В 1890 году было основано Петербургское общество трезвости, в 1891 году - Одесское, в 1892году - Казанское, в 1893год - Рыбинское, а в 1895 году - Московское общество трезвости.
Особенно активно работало Казанское общество трезвости, председателем которого являлся А.Г. Соловьев. За два года общество издало много брошюр и книг. В 1891 году было создано Нижне-Тагильское общество трезвости, а в 1893 году Подольское, Рыбинское, Сарапулььское, Тобольское и другие. В 1896 году в Киеве было открыто Юго-Западное общество трезвости. В 1898 году созданы общества трезвости в Туле и Астрахани.
В то время в России стали издаваться трезвеннические журналы: с 1894 года в Санкт-Петербурге «Вестник трезвости», с 1896 года в Казани - «Деятель», а с 1898 года - «Народная трезвость», приложение к журналу «Наше хозяйство» и другие.
В состав указанных обществ входили главным образом рабочие фабрик, ремесленники и крестьяне. В учреждении и работе обществ трезвости активное участие принимали видные русские врачи (А.М. Коровин, Н.И. Григорьев), а также другие представители прогрессивной русской интеллигенции.
Наряду с введением винной монополии в 1895 году Витте провел ряд миниреформ в частности учредил попечительства о народной трезвости, спиртное стали продавать исключительно в запечатанной посуде и мелкой расфасовке. Вторая мера привела к тому, что во-первых, «пьянство основательно завоевало семью»; во-вторых, у магазинов появились «стаканщики». Мелкая расфасовка способствовала доступности спиртного. Что же касается попечительства о народной трезвости, то достаточно вспомнить, что состав этих учреждений, был насквозь бюрократический и главенствующую власть в них почти всегда занимали одни и те же люди, которые правой рукой насаждали пьянство, а левой пытались поставить его в рамки приличия.
В России в конце Х1Х века просветитель С.А. Рачинский объезжал школы и обращался к учащимся с горячими увещеваниями бороться за трезвость. Он же создал первые русские школьные общества трезвости.
На рубеже 19 и 20 веков в России происходит подъем в антиалкогольном воспитании и обучении трезвости подрастающего поколения. В 1905-1908 годах в Петербурге стало выходить бесплатное приложение к журналу «Трезвая жизнь», «Листок трезвости для школьников», а в 1909 году листок трезвости для младших детей «Зорька».
Ещё в 1897 году при обществе Охранения народного здравия была организована комиссия по борьбе с алкоголизмом, при которой была создана подкомиссия по вопросам преподавания «антиалкоголизма» в школе. Специалисты на границе веков предлагали расширить круг наук по антиталкоголизму в университетах, была разработана развернутая тематика «нормальных антиалкогольных курсов», объявлена премия за лучшую «противоалкогольную хрестоматию» для школ с иллюстрациями, доступными для детей и подростков. Инспектор народных училищ Г.Ф. Марков в 1912 году написал «Проект методики преподавания «Науки трезвости». Им же в 1911 году было переведено с французского языка «Практическое руководство для преподавания науки трезвости», которое он использовал в работе Московского Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом». В 1913 году в Санкт-Петербурге вышел переведенный с французского языка А.Л. Мельденсоном «Учебник трезвости для начальной и средней школы» Ж. Дени. В этом же году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге он удостоен малой золотой медали. В 1914 году в Москве вышел популярный учебник трезвости для начальных училищ «Школа трезвости» С.Е. Успенского, а в 1915 году первая отечественная противоалкогольная хрестоматия Н.В. Васильева «Трезвая жизнь», в которой были использованы произведения Г. Успенского, А.П. Чехова, Н.А. Некрасова, Г. Мопасана и др.
Анализ литературы, вышедшей в России с начала 90-х годов Х1Х века по 1914 год по проблемам алкоголизации детей и подростков, свидетельствует о том, что исследования велись в основном по трем направлениям. Одни работы посвящены конкретным исследованиям распространенности и факторов, способствующих алкоголизации учащихся; вторые - посвящены влиянию алкоголя на детский и юношеский алкоголизм; третьи - роль школы в профилактике алкогольных бед среди учащихся и задачах школы в борьбе за трезвость.
Представляет интерес деятельность детских обществ трезвости второго десятилетия ХХ века в России. Вначале общества боролись за полутрезвость, то есть разрешалось потреблять пиво, сидр, вино. Отрицались только водка и самогон. Ясно, что эти противоречия детских обществах трезвости не могли привести к положительным результатам отрезвления подростков.
В 1912 году в Москве вышла книжка М. Рязанова «Противоалкогольный детский праздник», с 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью «Будущее принадлежит трезвым нациям», а в 1914 году была издана книжка В.Ф. Смирнова «Георгиевский детский кружок как мера борьбы со школьными пороками». Много внимания стало уделяться в периодической печати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. В Казани выходил журнал
«Праздник трезвости», в Серпухове Московской губернии «Воскресный листок», в Острове Псковской губернии «Друг трезвости», в Воронеже - «Заря трезвости», в Одессе - «Зеленый змий», в Уфе -«Уфимское попечительство о народной трезвости», в Царицыне - «Царицынский трезвенник» и другие. Несколько журналов в защиту трезвости выходили в Москве, причем все они назывались: «В борьбе за трезвость».В Петербурге выходили журналы: «Листок трезвости», «Народная трезвость», «Отрезвление», «Сеятель трезвости», «Сила трезвости», «Трезвая жизнь», «Трезвость и бережливость», «Трезвые всходы» и другие.