Санитарно-гигиенические условия крестьянского быта конца XIX – начала XX века

Одной из сфер жизни русских крестьян, которая была обделена вниманием исследователей, является гигиена жителей села и санитарные условия их быта.

Санитарные условия крестьянского быта

Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего поражал аскетизм внутреннего убранства жилища. Крестьянская изба конца XIX века мало чем отличалась от сельского жилища века предыдущего.

Большую часть комнаты занимала печь, служившая для обогрева, и приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». Кубатура воздуха была недостаточна. Воздух, особенно в зимнее время, был переполнен разными запахами и чрезвычайно нагрет.

Санитарное состояние крестьянского жилища зависело прежде всего от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой, которая служила универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На неё дети и больные члены семьи справляли свои естественные нужды. Солому по мере загрязнения, периодически меняли. О санитарных требованиях русские крестьяне имели весьма смутное представление. 

Полы, в большинстве своем земляные, служили источником грязи, пыли и сырости. Зимой в избах содержался молодняк – телята и ягнята, следовательно, о какой опрятности могла идти речь.

Семинарист А. Соболев в своем отчете в этнографический фонд за 1898 год, так описал состояние жилища местных крестьян. «Изба служит и кухней, и спальней, и загоном, где обитают куры, часто телята и ягнята, иногда даже коровы, особенно больные, а пол моется раз в год…В избе постоянно стоит специфический запах, который свежего человека может легко довести до приступа тошноты и даже не позволит зайти в крестьянскую избу». Схожее суждение о санитарном состоянии крестьянского жилища содержатся в исследованиях А.И. Орглерта. «В хатах зимой помещаются молодые телята, приплод от овец и поросят, которые пропитывают земляной пол мочой и извержениями, делая атмосферу крестьянского жилища ниже всякой критики».

В приверженности крестьян к традиционному типу жилища и функциональному назначению его помещений представители просвещенного общества усматривали присущий жителям села консерватизм. Сельский священник в своей статье сетовал: «Сколько вы, например, ни рассказывайте мужику, даже богатому, о пользе для здоровья чистого воздуха в избе зимой, как ни убеждайте его о необходимости вентиляции, о больших окнах, о высоких потолках, он все же будет думать: «Всё равно телята и ягнята загрязнят и продушат избу»».

Чистота сельской избы зависела от частоты и качества уборки помещения. Дом крестьянки мели два раза в день, утром и вечером. Правда, в страдную пору уборку производили значительно реже. 

Мыли полы в крестьянских избах, как правило, перед двунадесятыми или престольными праздниками, то есть, не чаще, чем один раз в месяц. Обязательной была генеральная уборка перед Пасхой, в ходе которой не только скребли полы, но и очищали от грязи стены, потолок, мыли столы и лавки. В качестве средства очищения поверхностей от грязи в русском селе использовали речной песок.

В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой на печах, летом на полатях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой. Как здесь не вспомнить слова воронежского поэта И.С. Никитина:

Невестка за свежей соломкой сходила,

На нарах в сторонке её постлала,

К стене в изголовье зипун положила.

О чистоте постелей в сельских избах можно говорить только относительно. Часто постелью служил «соломенник», то есть, мешок, набитый ржаной или яровой соломой. Солома эта не менялась иногда по целому году, в неё набиралась масса пыли и грязи, заводились клопы.

Почти не было постельного белья, лишь подушки иногда одевались в наволочки, да не всегда были и подушки. Простыню заменяло рядно, домотканая подстилка, а одеяло не знало никаких пододеяльников.

Не было в сельском быту и надлежащей гигиены питания. Пищу в крестьянских семьях, как правило, употребляли из общей посуды, столовых приборов практически не было, пили из кружек по очереди. Посуду крестьяне после приема пищи не мыли, а только ополаскивали её в холодной воде и ставили на место. Настоящим образом посуда мылась не более одного-двух раз в год. «Посуду, есть досуг вымыть, вымоют, а то больше так: уберут со стола, и лежит она грязная до новой надобности, а там сполоснут – и баста». Дефицита воды в русских деревнях не было, но её доставка из колодца для бытовых нужд всегда была делом трудоемким.

В уборных вода не употреблялась: отхожее место строилось или во дворе (в средней полосе и на юге), или, в северных деревнях, в хлеву, соединенным с избой одной крышей (предусмотрительно на случай бури или снегопада). «Строилось» – слишком громко сказано: обычно это была легкая отгородка от глаз домашних, а иногда и таковой не было. Отхожие продукты бросались лопатой в навоз (потом все шло на удобрения), и место освобождалось для следующих операций. 

Конечно, не было не только туалетной бумаги, не было никакой бумаги вообще. Использовались: сено, солома, трава, иногда даже палочки от плетня. А в ряде сел и уборных не было, а экскременты рассеивались по полям, во дворах, на задворках и пожирались свиньями, собаками, курами».

Этнографические источники конца ХХ века содержат сведения о наличии в крестьянских избах вредных насекомых: тараканов, клопов, блох. Из них можно сделать вывод о том, что они были неизменными спутниками сельского быта. Для борьбы с тараканами крестьяне прибегали к достаточно простому, но эффективному способу: их вымораживали. В зимнюю пору семья переставала топить печь, а сама перебиралась жить на два – три дня к соседям. С целью избавиться от клопов, крестьяне прибегали к различным приемам. Их выкуривали «баганом», отпаривали кипятком, мазали щели керосином. В селах Калужской губернии для уничтожения клопов употребляли папоротник, который развешивали по стенам избы; против блох использовали полынь, её клали в постель, тараканов травили бурой, подсыпая порошок в молочную кашу.

Головная и платяная вошь были широко распространены в крестьянской среде, особенно часто головная вошь встречалась у детей. С головной вошью боролись, периодически осматривая головы детей, а взрослые – друг друга, насекомых вычесывали частым гребнем и механически уничтожали. Платяные вши уничтожали путем выжарки зараженного белья и одежды в печи.

Личная гигиена крестьян

Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но баня была не в каждом доме. Как правило, несколько семей объединялись и мылись по субботам, мужчины и женщины все вместе. Многие мылись один-два раза в месяц в избе в лотках или просто на соломе. В тех местностях, где бани отсутствовали, крестьяне парились в печах. Мылись обычно вечером, в печи, протопленной с утра. В печи стелили солому. Залезали в печь, кропили мокрым веником на стенки для получения пара. По окончанию процедуры окатывали себя теплой водой, стоя у лохани, и вытирались полотенцем.

Купаться в открытых водоемах в русской деревне было не принято. Да и температура воды в летнюю пору делала купальный сезон слишком коротким. 

Крестьяне никаких купален не делали, а так как до ХХ века было принято купаться нагишом, то женщинам было затруднительно искать у реки или озера укромные местечки, поэтому они очень редко пользовались водоемами, да и мужчины, то ли с устатку, то ли с непривычки, почти не купались. Бултыхаться в водоёмах было уделом ребятишек. 

Мыла крестьяне практически не знали. Если его и приобретали, то использовали исключительно для мытья головы у детей. Во всем остальном в качестве моющего средства традиционно использовали щелок. Его изготавливали следующим образом: в чугун клали золу и часть воды, затем раскаляли камни на огне и опускали их в сосуд, который накрывали крышкой. После того, как раствор остывал и отстаивался(щелок), его использовался для мытья тела и волос.

Инфекционные заболевания – последствия антисанитарии

Исследователь дореволюционной поры Н. Бржеский на основе изучения быта крестьян черноземных губерний пришел к выводу о том, что «плохое качество воды и решительное равнодушие селян к содержанию себя в чистоте становились причинами распространения инфекционных заболеваний». Да и могло ли быть иначе, если ели из одной миски, пили из одной кружки, утирались одним полотенцем, пользовались чужим бельем? Объясняя причины широкого распространения сифилиса в деревне, врачи указывали на то, что основным путем передачи сифилиса в русском селе являлся бытовой путь вследствие несоблюдения населением элементарных правил гигиены.

Уход за младенцами

В уходе за младенцами сельские женщины руководствовались обыденными представлениями, которые были далеки от элементарных требований гигиены. Так, в деревне считали, что ребенка достаточно перевернуть в сутки два – три раза, а для того, чтобы он не «промок», подкладывали кучу тряпок. Можно себе представить, в каком ужасном положении находились спеленутые дети, завернутые в пропитанные мочой и калом пелёнки, и это к тому же в летнюю жаркую пору. 

Сделается совершенно понятным и ничуть не преувеличенным заявление наблюдателя протоиерея Гиляровского, что от такого моче-калового компресса и от жары «кожа под шейкой, под мышками и в паху сопревает, получаются язвы, нередко наполняющиеся червями и т.д.». Также нетрудно дополнить всю эту картину той массой комаров и мух, которые особенно охотно привлекаются вонючей атмосферой около ребёнка от гниения мочи и кала. Мыли новорожденных не чаще одного раза в неделю, белье не стирали, а только высушивали.

Пищу грудных детей составляла молоко из рожка, с надетой гуттаперчевой соской, нередко коровьей титькой, а также «жовка». Всё это содержалось в крайней нечистоте. В страдную пору с грязным вонючим рожком ребенка оставляли на целый день под присмотром малолетних нянек. 

В воззвании доктора В.П. Никитенко «О борьбе с детской смертностью в России» указывалась основная причина смерти младенцев, как и в Центральной России, так и в Сибири: «Ни еврейки, ни татарки не заменяют собственного молока соской, это исключительно русский обычай и один из самых гибельных». По общему свидетельству, отказ от кормления младенца грудью – главная причина их вымирания. Отсутствие грудного молока в питании младенцев делало их уязвимыми для кишечных инфекций, особенно распространенных в летнюю пору. Большинство детей в возрасте до года умирали в русском селе по причине диареи.

Таким образом, состояние общественной санитарии русского села того времени определялось низким уровнем бытовой культуры крестьянского населения. Условия повседневной жизни русских крестьян характеризовались теснотой жилищного пространства, аскетизмом внутреннего убранства, многофункциональностью крестьянской избы, отсутствием мест для отдыха.

Чистота внутреннего помещения зависела не только от аккуратности хозяйки и опрятности членов семьи, но и определялась такими факторами, как время года, наличием молодняка в избе, покрытием пола и др.

Поддержание личной гигиены в крестьянских семьях осуществлялось посредством мытья в бане, в печах. Частота и качество этих процедур не соответствовали гигиеническим требованиям. Моющие средства крестьяне практически не использовали, поэтому при стирке не достигалась необходимая гигиеническая обработка белья. По причине скученности проживания женщины часто не соблюдали требования интимной гигиены. Уход за новорожденными детьми в русском селе в силу особенностей крестьянского быта не соответствовал санитарным нормам и требованиям гигиены. Уровень санитарного просвещения жителей русского села конца XIX – начала ХХ века оставался на низком уровне, что было обусловлено как традиционным крестьянским невежеством, так и экономическим состоянием деревни того времени.

 

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников