Знаменитые «завтраки» в изобразительном искусстве

ТЕМА ЕДЫ В ЖИВОПИСИ – одна из самых популярных. Это и красочные натюрморты и разнообразные жанровые сцены. Многочисленные «завтраки», «обеды» и «ужины» можно найти среди работ любого художника. Но лишь некоторые из них стали знамениты и вошли в золотой фонд мировой живописи.

Самым известным и скандальным завтраком можно считать картину французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Она была написана в 1863 году для традиционного Салона – ежегодной выставки. В этот год жюри особенно было строгим и отклонило много представленных на их суд работ. Император Наполеон Ш, недовольный качеством не допущенных к выставке работ, решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном «Салон отверженных». Появившись там, полотно «Завтрак на траве» произвео эффект разорвавшейся бомбы. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 г.

В 1868 году из-под кисти мастера выходит картина «Завтрак в мастерской». В своей работе художник соединил портрет, натюрморт и бытовую сцену. Многие критики упрекали художника за сочетание в одном произведении кота, меча, лимона и шлема, называя её «арт-винегретом».

Эдуард Мане. «Завтрак в мастерской». 1868 г.

Другой импрессионист Клод Моне, поддавшись соблазну запечатлеть раннюю трапезу на природе, пишет картину «Завтрак на траве». Картина была оставлена художником на хранение в качестве залога хозяину гостиницы, в которой останавливался мастер. К сожалению, полотно хранилось в неподобающих условиях и заплесневело… Художнику ничего не оставалось делать, как обрезать испортившиеся фрагменты. Но Моне все же решает написать новую картину с тем же сюжетом и теми же героями.

Клод Моне. «Завтрак на траве». 1865 г.

Вино, груши, виноград… - Ну, чем не богемный завтрак ? Конечно же это знаменитая картина Пьера Огюста Ренуара «Завтрак гребцов». 

Все застыли в ожидании подачи фирменного блюда хозяйки ресторана Фурнез – салата «Мимоза».

Кстати, художник написал не просто веселую компанию. Он изобразил себя (человек, облокотившийся на перила), своих друзей и будущую супругу (юная дама с собачкой).

Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». 1881 г.

Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак в ресторане Фурнез». 1875 г.

Картина «Чашка чая. Завтрак после купания» Эдгара Дега – поздняя работа мастера.

Эдгар Дега. «Чашка чая. Завтрак после купания». 1895 г.

Первая женщина-импрессионист Берта Моризо не обошла своим вниманием тему завтраков: романтика, красота и утренняя трапеза. 

Берта Моризо. «После завтрака».

Произведения художника Жана Эдуара Вюйара ( его завтраки) –очаровательная пестрота. И это не случайно – ведь его матушка была портнихой и немного модисткой.

Жан Эдуар Вюйар. « Завтрак у мадам Вюйар). 1895 г.

Жан Эдуар Вюйар. «Завтрак в Виллервиле. 1910 г.

Вы убедились, что завтрак может быть разнообразным – от обнаженной девушки до светских «гребцов». Такой неординарный подход к простой бытовой теме лишь только подтверждает нашу любовь к художникам-импрессионистам. 

Художник Диего Веласкес – представитель золотого века испанской живописи – свои первые картины создавал в жанре бодегонес , который сочетал в себе элементы бытовых сценок из народной жизни и натюрморта. К ним относится картина «Завтрак».

Старик, мальчик и молодой человек изображены за незамысловатым завтраком. Наиболее яркая часть композиции: строгий и скупой натюрморт на белой скатерти. Висящие на стене короткополая шляпа и шпага показывает на то, что один из присутствующих - человек благородного происхождения. Несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают радость и оптимизм.

Диего Веласкес.«Завтрак». 1617 г.

Картина, идентична другому полотну художника, выполненному годом позже под названием «Крестьянский завтрак». Тот же акцент на белой скатерти, но натюрморт не так скуп: рыба, лимон, морковь, хлеб и вино, которое девушка наливает в прозрачный бокал. Пожилой человек и юноша заняты беседой.

Диего Веласкес. «Крестьянский завтрак». 1618 г.

Франсуа Буше – придворный художник Людовика ХУ - получил звание «первого живописца короля». Его славу живописца составили многочисленные пейзажи и пасторали. Особняком в его творчестве стоит картина «Завтрак». Домашняя сцена в элегантной гостиной, где за кофейным (модный на ту пору напиток) столиком собрались члены одной семьи. Картина запечатлела счастливое мгновение домашнего покоя и семейного счастья.

Франсуа Буше. «Завтрак». 1739 г.

Пабло Пикассо. Цикл картин «Завтрак на траве. По Мане». 1950-1960 гг.

Когда Пабло Пикассо впервые увидел картину «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, он сказал себе: «Это моя проблема на будущее».

Пикассо в разные периоды своего творчества обращался к живописи гениальных предшественников, создавая циклы картин на тему того или иного художника или на тему какого-либо произведения. Великие работы живописцев служили ему не только вдохновением, но и своеобразным вызовом. В 1950 – 1960 годы Пабло Пикассо создал серию картин «Завтрак на траве. По Мане». Цикл вариаций включал 26 полотен, 6 линогравюр, 140 рисунков и ряд скульптурных композиций. Пикассо прежде всего интересовали сюжетно-смысловые трансформации оригинала. На первых картинах и рисунках изменения не велики – художник сохраняет и облик персонажей и их позы, но в дальнейшем тема оригинала постепенно видоизменяется, превращаясь в другие. На картинах меняется облик персонажей, их взаимоотношения, окружающая среда и даже эпоха. Также разнообразно и изобразительное решение «завтраков». Своими странными и дерзкими произведениями Пикассо ведет свой «диалог сквозь века» с Мане, своим примером передавая эстафету последующим поколениям художников.

 В Х1Х веке Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Особо значение в его работах имели детали, которые помогали внимательному зрителю раскрыть истинный замысел сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа. Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Нынешним зрителям убранство комнаты, изображений на картине, мало о чем говорит, однако, современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который впопыхах хозяин пытается прикрыть книгой. Федотов назвал свою картину «Не в пору гость». Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток указывает на то, что действие происходит утром или днем (вечером полагалось носить белые перчатки). Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. Но, как говорится «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк!». Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и ещё одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку, и мы видим, что он пуст. На стуле лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично.

Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849- 1850 г.

Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.

На полотне изображены трое из четырех детей художницы: старший восьмилетний Женя пьет воду, семилетний Шура на мгновение отвлекся от еды и повернулся к зрителю, и трехлетняя Таня в ожидании супа положила руку на тарелку. Самой маленькой годовалой Кати нет за столом. Бабушка, мать Серебряковой, разливает суп из фарфоровой супницы В семье художницы придерживались европейского распорядка приема пищи: рано утром маленький завтрак из булочки и стакана молока, а в 12 часов – большой завтрак, больше напоминающий обед. Именно он и изображен на полотне. Картина наполнена спокойствием, пронизана любовью матери к своим детям.

Просмотренная Вами галерея самых знаменитых «завтраков» известных мастеров живописи красноречиво говорит о том, что еда, изображаемая художником на холсте, может многое рассказать об её авторе, манере и технике его письма, об исторических периодах запечатленного им на картине времени, о пристрастиях в моде и еде, о социальном статусе её персонажей. Внимательный и чуткий зритель даже по незначительным деталям картины, будь - то еда, предметы быта, окружающая обстановка, всегда сможет уловить глубинный смысл произведения, задуманного автором. Вот почему подобные произведения остаются в памяти на века и являются культурным наследием всего человечества.