Арт-наивная еда в живописи

НАИВНОЕ ИСКУССТВО (naïve art) – одно из направлений примитивизма, которое характеризуется наивной простотой техники, анти - академическим подходом к живописи, свежестью взглядов и оригинальностью манеры исполнения рисунков. Некогда преследуемый за «варварское» отношение к канонам живописи, арт-наив занял достойное место в истории мировой культуры. В творчестве художников, работающих в данной манере, часто присутствуют бытовые сцены, связанные с едой.

Корни жанра «арт-наив» уходят глубоко в историю. Первыми образцами наивного изобразительного искусства можно считать наскальные рисунки, найденные в пещерах Южной Африки. Причем эти рисунки воспринимались не столько как живопись, а скорее как художественное представление еды того времени.

Позже греки обнаружили к северу от Черного моря скифские статуи , каменных баб, сочли их примитивным варварством из-за нарушения пропорций тела, которые в древнегреческой культуре характеризовали гармонию и красоту. 

После свержения господства Рима в большинстве стран Европы изобразительное искусство сменило курс от совершенства в сторону поиска выразительности, оригинальности и самобытности, которыми в полной мере обладало наивное искусство.

Выдающиеся мастера арт-наива получили признание также за счет внимания к их творчеству со стороны европейских художников (Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жоан Миро, Макс Эрнст и др.). Это они поддержали «восстание» против романтики классицизма. 

Известно, что Пабло Пикассо подробно исследовал африканский стиль примитивного искусства, изучал маски и скульптуры, привезенные оттуда, чтобы изучить искусство мастеров «черного континента» и воплотить его в своих работах. Это во многом определило его фирменный асимметричный стиль. Даже на шутливых фотографиях с булочками вместо пальцев он использует приемы диспропорции. Портрет этого испанского живописца –новатора был своеобразно выполнен колумбийским художником.Фернандо Ботеро. 

Одна из излюбленных тем мастера – пикники.

Один из старейших художников-примитивистов, лидер хорватского наивного искусства - Иван Генералич. Отсутствие специального образования, крестьянское происхождение не помешали ему получить признание в Европе. Крестьянская жизнь предстает в его работах как бы увиденной изнутри, что придает им удивительную свежесть и непосредственность.

Картину, на которой хорватский дедушка под Эйфелевой башней пасет коров, можно считать скрытой иронией в адрес парижского бомонда.

Многие художники современного наивного искусства кажется не избежали очарования произведений предшественников. Но при этом непосредственность художественного выражения, присущая арт-наиву, они привносят неведомые западным европейцам элементы «соцкульта». 

Вот несколько декоративных жанровых сценок белорусской художницы Елены Наркевич. Её картины ироническая реконструкция идеализированного мира прошлого, хорошо знакомого всем жителям бывшего СНГ. Они наполнены ностальгическим духом соцреализма с запахами кухни, где готовят оливье и суетятся хозяйки в ожидании гостей, где дачи заменяют загородные дома и пикники называются «вылазками на природу».

Всё же специалисты считают работы Елены Наркевич псевдо - наивным искусством несмотря на наличие всех формальных признаков жанра наив-арта. 

Ещё одну черту наивного искусства – нарочитую детскость изображений – демонстрирует художница Евгения Гапчинская.

В схожей с Еленой Наркевич манере работает художница родом из Донецка Анжела Джерих. Внутренний мир рисунков Анжелы Джерих иногда сравнивают с магией изображения персонажей из фильмов Феллини. Художнице удаются иронические иллюстрации ушедшей эпохи соцреализма. Кроме того, Анжела Джерих обладает элегантной фантазией и может ярко фиксировать мгновения жизни.

Серия работ московского художника Владимира Любарова под названием «Едоки» радует глаз съестными натюрмортами. Но эту гастрономическую реальность он не выделяет саму по себе. Она является лишь поводом к тому, чтобы продемонстрировать жизнь своих персонажей, их характеры и чувства.

Картины наивного художника Валентина Губарева обладают невероятной притягательной силой и обаянием. На них эмоционально и позитивно реагируют даже далекие от искусства люди. В его произведениях кроется некое простодушие и ирония , озорство и грусть, глубокая философия и юмор. На его картинах множество действующих лиц, деталей и предметов как на балконе панельной пятиэтажки, заваленном вещами нескольких поколений жильцов. Но как точно подмечают ценители его картин : «Много всего, но ничего лишнего». За страсть к мелкой деталировке картин его называют «белорусским Брейгелем». Сравните сами: слева Брейгель в оригинале, а справа одни из сотен схожих картин Губарева. (Кстати, ювелирно используя миниатюры, Брейгель на своей картине изобразил 118 пословиц из скандинавского фольклора).

В целом возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и подъемом массовой культуры, а с другой стороны, вызовом изощренному элитарному искусству. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и ясности детского или народного сознания. Эти веяния коснулись многих художников Европы, Америки и России.

В России были свои группы приверженцев стиля наивного искусства. Среди них участники творческих сообществ «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков), «Ослиный хвост» (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, М.З. Шагал) и другие.

Одним из гениев примитивизма считается Нико Пиросмани. Этот художник – самоучка из маленькой грузинской деревни торговал молоком. Свои картины он часто дарил покупателям или отдавал перекупщикам в надежде выручить немного денег. Веселые застолья, сцены из крестьянской жизни , природа – вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Все пикники и праздники на его картинах обладают характерными национальными особенностями. Его полотна - философские раздумья о месте человека в мире, а его пиры и застолья говорят о мгновениях радости земного бытия.

 «НАИВНО СЧИТАТЬ ЭТИ КАРТИНЫ НАИВНЫМИ!», - Луи Арагон.