Наши мероприятия

II МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ОБРАЗОВАНИЕ И ГОРОД: ПРАКТИКИ СОУЧАСТВУЮЩЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

«Центр гигиенического образования населения»  Роспотребнадзора принял участие в работе   II Международного симпозиума «Образование и город: практики соучаствующего проектирования», 16 - 18 мая 2019 г. на  базе

   

Московского городского университета (МГПУ)


Соорганизаторами симпозиума выступили 
   

Дублинский городской университет (Ирландия)

       
    Тайбейский городской университет (Тайвань)

«Повседневная образовательная миграция детского населения как феномен современного мегаполиса»- тема, ставшая предметом дискуссии участников.

Принятое несколько лет назад решение о создании в г. Москве образовательных комплексов призвано было решить проблему непопулярных школ и обеспечить равные возможности семей на получение качественных образовательных услуг по месту проживания, минимизировать ажиотаж вокруг школ с высоким репутационным рейтингом и создать комфортные и безопасные условия для обучения и развития.В современных условиях интенсивного развития городской среды и образовательного пространства, разнообразия предлагаемых возможностей и тонкой настройки запросов семей на качественные уникальные образовательные услуги вопрос повседневной образовательной миграции детей дошкольного и школьного возраста вновь приобретает свою актуальность.

В формате  дискуссионной площадки прошло совместное обсуждение феномена повседневных образовательных перемещений детей в городе представителями педагогического сообщества, экспертной родительской общественности, управления и бизнеса.

Какова реальная инфраструктура доступности образовательных услуг сегодня в г.Москве? Как связаны пространственная структура города и образовательные услуги? Является ли фактор транспортного развития мегаполиса фактором роста повседневной образовательной миграции? Как можно классифицировать повседневные перемещения детей в городе с целью получения образовательных услуг, и когда они оправданы, а когда чрезмерны? Как можно использовать ресурсы города для социализации ребенка во время его повседневных передвижений? Эти и другие вопросы обсудили эксперты.


Модератором сессии выступила Заведующая лабораторией развития личности и здоровьесбережения МГПУ, кандидат педагогических наук Нехорошева Елена Владимировна (Россия)

Спикеры

Галузина Ольга Алексеевна (Россия)Заместитель председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при ДОНМ

Володин Эдуард Игоревич (Россия)Заместитель директора по УВР (содержание образования) ГБОУ «Школа № 64»

Панкова Ольга Борисовна (Россия)Заместитель директора по оценке качества образования ГБОУ «Школа Глория»

Бокова Екатерина Александровна (Россия)Заведующая организационно-методическим отделом ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора

Мартынова Елизавета Александровна (Россия)Управляющий партнер образовательной платформы «Школа девелопера», руководитель направления альтернативного развития объектов и территорий инвестиционной компании KEY CAPITAL

Демьяненко Ирина Витальевна (Россия)Тренер, соавтор-методолог развивающих программ для учебных заведений и специалистов работающих с подростками, Smart Course


Для мегаполиса характерен феномен повседневной образовательной миграции детей школьного возраста (внутри МРСД, внутри и между округами, Москва-Подмосковье). Время, проведенное ребенком в дороге, в полной мере не  используется ни в рекреационных, ни в образовательных целях, а также сопряжено с рисками для безопасности, здоровья, личностного развития, повышает напряженность и тревожные переживания родителей и временные затраты на дорогу.

В своем сообщении «Пассивный транспорт от дома до школы. Риски рутинной практики» Бокова Екатерина Александровна, руководитель организационно-методического отдела Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора тезисно осветила существующие проблемы и пути их преодоления с точки зрения рисков для здоровья и возможностей их профилактики:

Как и на что влияют эволюция искусственной среды городских и пригородных  пространств и  изменение родительских приоритетов при выборе образовательных услуг происходящие последние десятилетия?

В пространстве мегаполиса ежедневная практика индивидуальных и семейных пассивных передвижений стала нормой для большинства собственников личного автотранспорта.

Независимая мобильность детей и подростков при этом стремится к нулю.

Однако, вопрос отдаленных последствий сложившейся ситуации  все еще  остается недостаточно изученным.


ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛЕГКОВОГО ТРАНСПОРТА

  • Воздействие факторов внутреннего пространства автомобиля.

Регулярное пребывание в экологически неблагоприятном пространстве внутренней среды автомобиля  делает в отдаленной перспективе иммунную систему ребенка более уязвимой, поскольку нарушает выработку иммуноглобулина. Риски дебюта либо усугубления  аллергических реакций и вероятность развития  астмы увеличивается.

Проблемы

- Высокая концентрация загрязняющих веществ выхлопных газов микроокружающей транспортной среды. Диоксид азота и угарный газ: последствия-снижение концентрации, скорости реакции.

- ЗИМНИЙ ПЕРИОД  - токсическое воздействие летучих соединений стеклоомывающей жидкости.

- ЛЕТНИЙ ПЕРИОД  - воздействие  бактериальных биопленок системы кондиционирования и паров неочищенной воды, используемой  в системе стеклоомывания.

- Режим рециркуляции увеличивает   концентрацию потенциальных аллергенов в внутреннем пространстве (пыльца, пылевые клещи, слюна и перхоть животных).

- Повышенная вероятность реализации перекрестного  инфицирования пассажиров за счет роста вирусной  нагрузки.

Решения

Максимальные требования к техническим  характеристикам  личного транспорта.

Соблюдение режимов очищения поверхностей салона и оборудования.

  • Последствия активностей, осуществляемых во время передвижения.

- Еда (до двух основных приемов пищи реализуются в пространстве автомобиля). Отсутствие условий для полноценного приема пищи приводит к более вероятному выбору энергоёмких, продуктов, снеков.

Отсутствие условий для соблюдения  должной гигиены рук перед приемом пищи увеличивает риски развития  ОКИ.

- Использование гаджетов:

Неконтролируемая зрительная нагрузка- спазм аккомодации.

Излишняя звуковая нагрузка ( при движении повышают звук в наушниках до максимума) – нарушения слуха.

Ремни безопасности- часты случаи не использования,  тяжелые повреждения в случае аварии.

  • Сокращение времени ежедневной двигательной активности.

Отсутствие вклада пешей нагрузки маршрута дом-школа-дом в гигиенический  минимум ежедневной физической активности.


ОДНАКО, ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПАССИВНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ

1. Риск травмирования среди учащихся начальной школы в обычные часы передвижения между домом и школой выше при ходьбе и езде на велосипеде, чем при поездке на автомобиле, и велосипедисты подвергаются большему риску травмы, чем пешеходы. 

Chronic Dis Inj Can. 2014 Nov;34(4):195-202.Active and safe transportation of elementary-school students: comparative analysis of the risks of injury associated with children travelling by car, walking and cycling between home and school.

2. Пассажиры общественного транспорта, пешеходы и велосипедисты  часто подвергаются большему риску воздействия загрязнённого воздуха и шума, чем пользователи частных автомобилей. 

Environ Res. 2017 Apr;154:181-189. Particulates and noise exposure during bicycle, bus and car commuting: A study in three European cities.

3. Общественный транспорт (автобус и рельсовый транспорт) подвергает пассажиров в четыре раза большему воздействию летучих загрязняющих веществ  по сравнению с пассажирами автомобилей , передвигающихся с закрытыми окнами. 

Published online 2017 Nov 9. Personal exposure to fine particulate air pollution while commuting: An examination of six transport modes on an urban arterial roadway

Городской дизайн, характеризующийся чрезмерной зависимостью от автомобильного транспорта, и существующие предпочтения родителей в выборе транспортных решений напрямую связаны с неблагоприятными последствиями для здоровья. Необходимы дальнейшие исследования и поиски решений.

21.05.2019