Чем бани на Руси удивляли иностранцев?

Представить себе Россию без бани трудно даже в наши дни, когда повсюду широко распространилась мода на сауны. Тем не менее, почти в каждом деревенском дворе или на дачном участке есть русская баня, где всегда можно поддать крепкого пару и от души отхлестать себя ароматным веником.

Банные традиции существуют во всех странах мира. В Японии – это офуро, в Финляндии – сауна, в Турции – хаммам. Но именно русская баня казалась иностранцам самой страшной. Даже те, кто никогда не бывал в парной, говорили о ней с содроганием – «мол, в ней температура 100°С, а люди бьют друг друга веником».

И было чего пугаться – «в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем прыгают в снег или бросаются в водоем». Со стороны это казалось изощренным самоистязанием. Как тут не вспомнить слова Ф.М. Достоевского о загадочной русской душе и её потребности в страдании везде и во всём.

У кого-то этот ритуал вызывал неподдельный ужас, для кого-то это был способ понять русскую душу, для которой баня всегда оставалась чем-то особенным.

Иностранцев всегда поражало, что русские часто приглашают их в баню, считая её обязательным атрибутом дружеского общения. Русские считают невозможным завязать дружбу с человеком, не пригласив его в баню и не откушав затем с ним за одним столом.

«Я испытал шок. Я боялся, но понял, что выбора нет». «О май гад!». «Они бьют друг друга!». Звучит как начало рассказа о смертельной битве с трехглавым чудовищем или, по меньшей мере, как драка стенка на стенку, но нет – это всего лишь впечатление иностранца о русской бане. Впрочем, если верить отзывам гостей из-за рубежа, в русскую баню могут ходить только сумасшедшие или супергерои. 

История русской бани уходит в глубокую древность. О ней упоминает в своих работах ещё летописец Нестор. 

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что на Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, бани, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины, и женщины, но только родственники. Попасть туда незнакомым людям было нельзя, так как бани, в основном, строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли всей семьей. Совсем по-другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что было особенно странным явлением для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани, выдала Екатерина II. 

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также по большим праздникам. Первыми шли мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это «могло привести к появлению лишнего веса».

 Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал источать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Если при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась «по-белому, если же дым шел в парную, её проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились «по-черному».

Одним из оригинальнейших способов помыться был вариант – мытьё в печи. Мылись следующим образом: после приготовления пищи в печь стелили солому, для того, чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода для получения пара.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из разных помещений: мыльная, раздевальные, парные. В таких банях было принято париться вместе (мужчины, женщины и дети).

Этот факт очень удивлял иностранцев, которые даже специально приезжали, чтобы увидеть подобное зрелище. По словам путешественников: «Там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да ещё и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила, на улицу и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так, уже в 1743 году мужчинам и женщинам Сенат установил запрет на совместное парение. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями.

Удивлением для иностранцев стал и тот факт, что русские супружеские обряды были очень тесно связаны с мытьём в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было своеобразным продолжением «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи новобрачные шли в баню уже вместе. Перед свадьбой в древние века существовала традиция совместного мытья в бане невесты и матери жениха, которая смотрела, насколько здорова и девственна ли будущая невеста. 

Этому обычаю следовали и российские монархи. Если в обычные дни «царю было угодно ночевать вместе с царицей», то утром они шли вместе в баню, где мылись совместно или раздельно со своими приближенными. Возможно, что даже по этому признаку бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», так как «в баню-то совместно не ходят». Исторический факт!

Русские парились в бане издревле - для гигиены, для здоровья и для удовольствия. А вот иностранцы не могли понять, что за радость такая выйти на снег из стоградусной парилки, а потому баню боялись, а русских уважали.

Испанский врач Антониу Нунес Риберо Санчес (1699 – 1783 гг.), который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу: «Уважительное сочинение о русских банях».

Французский писатель и путешественник Теофиль Готье (1811 - 1872 гг.) в своей книге «Путешествие по России» рассказал о разных банях, отмечая, что «под своей рубашкой русский мужик чист телом».

Арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахалла Бекри так описал русскую баню: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева. В одном из углов дома устанавливают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившиеся камни, от которых вверх поднимается горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах радость и улыбка».

Ганс Айрман, немецкий путешественник и мемуарист, посетивший Россию, оставил своё описание русской бани: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с их тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев берёзы, которым размахивают». 

«Летом, пока ветки ещё зелёные, их на бесчисленных телегах привозят для продажи в города. Каждый хозяин закупает веники в больших количествах и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят себя по всему телу вверх и вниз, пока вся нечистота не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом, московиты имеют в бане очень здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Чешский путешественник Бернгард Таннер был поражен традицией мытья, посетив общественную баню. Вот что он писал об этом: «По принятому у нас обыкновению, мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются также, как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу: дверь отворена, окна не закрыты, но в бане было всё-таки очень жарко. Как пришли покрытыми, а они безо всякого стыда были совершенно голыми и разразились хохотом. Прислуги здесь нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спуститься к реке. Мы побыли немного и ушли сухими, как и пришли, поглядев на их способ мытья, как они бегают взад и вперед голыми, не стесняясь».

Почему же банные традиции России так удивляли европейцев?

В Европе похожих традиций в те времена не существовало. Имеются проверенные исторические данные о том, что во многих странах, считавшихся цивилизованными, грязь с тела удаляли с помощью скребков, а неприятный запах немытого тела маскировали духами. 

Знаменитый путешественник Марко Поло так писал о богатых итальянках: «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязная или её не было вовсе».

Ошеломленные экстримом банных процедур, иностранцы писали в своих письмах и дневниках:

«После нескольких сеансов в бане я чувствовал себя одновременно уставшим и совершенно обновленным. Я понял, что некоторые проблемы, которые волновали меня на прошедшей неделе, более не беспокоят меня, что баня смыла их. Я почувствовал себя укрепленным, практически удовлетворенным». Вероятно, в этом и заключается смысл мытья в бане. 

Примечательно, что многие иностранцы, задержавшиеся в России, вскоре начинали посещать бани с не меньшим воодушевлением, чем русские. В связи с этим в крупных городах страны стали появляться «элитные» заведения, некоторые из них напоминали европейские клубы. Помимо мытья в традиционной русской бане, здесь можно было посетить буфет и пообщаться с самыми известными представителями дворянства. В Москве такой баней являлись знаменитые на весь мир Сандуновские бани, посещение которых стало традицией как для русской, так и для иностранной аристократии.

Со временем аналоги русской бани появились и в других странах. Самыми активными почитателями парных в Европе стали немцы. Что примечательно, западные соседи старались не упоминать о том, что традиция мыться в банях пришла к ним из России. Но при этом они не отрицали того, что подобный опыт стал для них новой ступенью культурного развития. 

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но, как правило, забывают упомянуть и о том, что элементарному мытью в бане, гигиене просвещенную Европу тоже научила Россия. 

 


Материал подготовлен на основе информации из открытых источников