Владимир Маяковский – поэт на все времена

В последние десятилетия все мы открываем для себя новые грани таланта и поэзии Владимира Маяковского, под другим углом смотрим на всё его творчество. Маяковский в своих произведениях предстает перед нами то как художник, рекламщик, а вот Маяковский - в театре и кинематографе, Маяковский - «первый рэпер», Маяковский – «икона стиля». Масштаб творческой личности поэта таков, что и сегодня не дает нам право утверждать: «Теперь мы точно знаем, кто такой Владимир Маяковский».

В далеком прошлом осталось однобокое представление о Маяковском только как о «поэте революции». Творчество Маяковского остается востребованным в наши дни и пользуется спросом не только у молодежи, но и у старшего поколения, которые хотят углубить свои знания и расширить свое представление о творчестве любимого поэта.

Произведения Маяковского будоражат, и по сей день читатели пытаются и находят в его поэтических строчках и между строк всё новые и новые зашифрованные послания поэта своим потомкам в их светлое будущее.

 Гений и гигиена

Во вступлении к поэме «Во весь голос» Маяковский, рассказывая своим потомкам «о времени и о себе», пишет:

«Я, ассенизатор

                и водовоз,

революцией

               мобилизованный и призванный» …

И дальше, уже в конце своего разговора с потомками, с новым поколением советских людей, живущих в светлом коммунистическом обществе, он добавляет:

«Для вас,

           которые

                    здоровы и ловки,

поэт

             вылизывал

                                  чахоткины плевки…».

Этими строками Маяковский охарактеризовал свою поэтическую и гражданскую позиции того времени – борьба с эпидемиями, санитарное просвещение населения, проведение санитарно - оздоровительных мероприятий в стране, борьба за здоровье нынешних и будущих поколений.

Санитарно-просветительной деятельностью Маяковский начал заниматься в 1919 году, призывая бороться с тифозной вошью, дизентерией, брюшным тифом и холерой. «Певец кипяченой и ярый враг воды сырой», Маяковский выпускал плакаты и публиковал соответствующие стихи. Причем сам поэт очень гордился своей работой, считал, что его поэзия приносит людям реальную пользу.

Маяковский по заказу Государственного издательства медицинской литературы написал 35 текстов гигиенического содержания для создания лозунгов и рекламных плакатов. Художниками – оформителями плакатов на тексты Маяковского в то время стали И.М. Лебедев, Н.Ф. Денисовский и А.В. Ложкин. 12 из них, оформленные художником И.М. Лебедевым, были выпущены в 1929 году отдельной серией под названием: «Личная гигиена».

Владимир Маяковский не только сам отличался невероятной чистоплотностью, но и активно пропагандировал её. Поэт не только постоянно мыл руки, но и носил с собой по возможности мыло в маленькой мыльнице, полотенце, одеколон и йод, чтобы обеззараживать всё, к чему он прикасался. В поездках с ним всегда была складная каучуковая ванна (тазик), которой он постоянно пользовался. Маяковский приобрел её во Франции. В сложенном виде ванна хранилась в чехле из брезентовой ткани цвета хаки.

Мыльница Маяковского

  Ванна Маяковского

Такая болезненная склонность к чистоте развилась в нем из-за того, что его отец умер от заражения крови, уколовшись простой иголкой, сшивая бумаги. Эти страшные воспоминания остались у Маяковского на всю жизнь. Страх Маяковского заразиться (т.н. «мизофобия») был настолько велик, что из-за него у поэта случались судороги. Любая царапина на своих или чужих руках приводила Маяковского в ужас. Он был очень мнителен, боялся простудиться, а если температура у него хотя бы немного повышалась, сразу же назначал себе постельный режим.

Маяковский принимал изощренные меры, чтобы не подхватить какую-нибудь «заразу», никогда не брался за дверные ручки голыми пальцами – он подкладывал платок или бумажку, всячески избегал поездок в общественном транспорте.

Мнительность поэта была настолько сильной, что он пытался избегать рукопожатий. Очевидцы рассказывают такой забавный случай: «Молодого Шостаковича привели познакомиться с Маяковским. Тот протянул ему три пальца и представился – «Маяковский»». Нисколько не смутившись, Дмитрий Дмитриевич протянул в ответ один палец и отрекомендовался – «Шостакович». На что Маяковский рассмеялся и ответил: «Далеко пойдешь, Шостакович!».

Эта привычка нашла свой отражение и в творчестве поэта. Например, в плакатах, выпущенных на его стихи:

«Долой рукопожатия!

                       Без рукопожатий

встречайте друг друга

                      и провожайте!».

«Здорово!

А здоров ли ты?».

В гостях Маяковский старался не есть и не пить, чтобы не прикасаться к чужой посуде. Стаканы обычно долго рассматривал и протирал их. Пиво из кружки придумал пить, взявшись за ручку кружки левой рукой, уверяя, что так никто не пьет, и потому ничьи губы не прикасались к тому месту кружки, к которому подносит ко рту он. Свой бокал он ставил на шкаф, чтобы никто не мог до него дотянуться и отхлебнуть. В поездки брал свой столовый прибор в кожаном футляре.

Дорожный прибор: стакан, складные вилка и ложка в футляре

 

«Болезни и грязь

             проникают всюду.

Держи в чистоте

           свою посуду».

 «То, что брали

         чужие рты,

в свой рот,

        не бери ты!».

«Мой способ, дешевый

         и простой:

руки в карманы заложи

        и стой!».

 

Маяковский писал:

«Надо

         голос

                подымать

                         за чистоплотность».

Отсюда берет начало серия его плакатов на эту тему «Гигиена жилища»:

«Убирайте комнату,

                        чтоб она блестела,

в чистой комнате –

                       чистое тело».

           

        ***

«Держите чище

своё жилище».

         ***

«Хозяйка,

          помни о правиле важном:

мети жилище

         способом влажным».

«Хоть раз в неделю,

          придя домой,

горячей водой

         полы помой».

«Мойте окна,

        запомните это,

окна – источник

        жизни и света».

«Проветрите комнаты,

       форточки открывайте

перед тем

      как лечь

в свои кровати».

Особенно серьезное внимание поэт уделял гигиене рук. Он не только сам тщательно мыл руки, но и настоятельно рекомендовал всем обязательно проводить эту процедуру. Вот как это звучало в плакатах, изданных на его стихи:

«Товарищи,

           мылом и водой

               мойте руки

                        перед едой».

«Грязные руки

           грозят бедой.

Чтоб хворь

          тебя не сломила,

- будь культурен:

          перед едой

мой руки мылом!».

Время рождает своих героев. Таким героем для многих поколений и стал один из крупнейших русских поэтов ХХ века – Владимир Владимирович Маяковский. Сложно себе представить, как бы он отреагировал на сегодняшнюю эпидемическую обстановку в стране, связанную с пандемией COVID-19, но обращаясь к давно написанным поэтом строчкам, мы обнаруживаем удивительное созвучие настоящему историческому моменту. Вот его обращение к литераторам того времени:

«Литературная шатия,

               успокойте ваши нервы,

отойдите,

              вы мешаете

мобилизациям и маневрам».

А вот его обращение к людям: «Шагай, многомиллионная масса, в ста миллионах масок» или констатация момента «Толпа - пестрошерстая быстрая кошка - плыла, изгибаясь, дверями влекома…».

Вспоминая строчки Маяковского - «Разве жар такой термометром меряется!? Разве пульс такой секундами гудит!?», - как не подумать об обязательной термометрии, ежедневно проводящейся в настоящее время в образовательных учреждениях, на предприятиях?

Ну и, конечно же мытьё рук:

«Кому

        болеть не хочется,

купите мыла фунт

       и воде под струйки

       подставляйте руки».

Не забыта и гигиена жилища:

«Затхлым воздухом –

        жизнь режем.

Товарищи,

         отдыхайте

на воздухе свежем».

О нарушении режима изоляции нам напоминают следующие строчки Маяковского:

«Не выдержал дома

Анненский, Тютчев, Фет.

Опять,

тоскою к людям ведомый,

иду

в кинематографы, трактиры, в кафе».

Удивительно, но Маяковский имел в своей жизни опыт самоизоляции. Ровно два месяца, с 28 декабря 1922 года по 28 февраля 1923 года, по настоянию Лили Брик, предложившей сделать паузу в их отношениях и пожить пару месяцев в разных местах, Маяковский находился в маленькой комнате на Лубянском проезде в Москве и писал стихи, никуда не выходя из дома, кроме как в редакцию. Это были тяжелые два месяца, во время которых Маяковский описал свои чувства к возлюбленной в поэме «Про это». За это время он ни разу не позвонил своей возлюбленной, хотя и передавал ей цветы, птиц и другие знаки внимания.

Недавно в Париже состоялась, пожалуй, необычная презентация новой коллекции знаменитого русского кутюрье Валентина Юдашкина, посвященной Владимиру Маяковскому. Без малого столетие назад великий поэт написал: «Готов твердить раз сто: изящество – это стопроцентная польза, удобство одежд и жилья простор». В истории Модного дома Валентина Юдашкина – это самый необычный показ, потому что показа в привычном его виде не было.

Закрытые границы, санитарные ограничения строго ограничили светскую жизнь, но не творческую. Голос Маяковского слышен за кадром: «Пойдем, поэт, взорим, воспоем…». В коллекции Юдашкина есть отсылки к его плакатам, Окнам РОСТа. Это не только яркие, жизнеутверждающие цвета и четкие графические формы, но и новые материалы и фактуры. Свою коллекцию Валентин Юдашкин считает гимном любви к женщине, которую воспел Маяковский, а сам виртуальный показ назвал «открыткой из Москвы». В этой новой коллекции удачно скрепились строчки портновские и поэтические.    

 

Красные косынки и «рабочая куртка»

Советская поэзия и новая реальность

Маяковский в своем творчестве был искренен и прям, работал с максимальной самоотдачей, «сердцем наружу», и требовал бескомпромиссного отношения к своей поэзии не только от читателей, но прежде всего от себя самого. Такая поэзия не может не волновать читателей и не быть востребованной, даже спустя столетия. Владимир Маяковский – поэт вне времени, его строки всегда актуальны, несмотря на меняющиеся политические парадигмы и настроения общества. В чем секрет? Маяковский всегда был честен и говорил правду.