Плакаты санпросвета в борьбе с кишечными инфекциями

Исторический экскурс

Сегодня информация о коронавирусной инфекции распространяется едва ли не быстрее её самой. Люди получают её через соцсети, цифру, билборды на улице и плазму в вагонах метро.

А до эпохи цифровой технологии самым популярным инструментом коммуникации между официальными лицами и широкой общественностью были плакаты – мощный инструмент агитации, которые призывали людей обратить внимание на собственное здоровье, приучали их к гигиене и мобилизовали на борьбу с инфекциями. Вот как это было...

Гражданская война в Советской России породила экономическую и хозяйственную разруху, а также небывалую волну эпидемий конца 1910-х – начала 1930-х годов. Страну затронула холера, которая началась в Индии в конце XIX века и длилась до 1920-х годов.

Борьба с болезнью осложнялась не только нехваткой врачей и лекарств, но и неграмотностью населения России. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (Наркомздрав РСФСР) поручил отделам санитарного просвещения организовать совместно с агитбригадами по всей стране тематические лекции, митинги, беседы с использованием санитарно-просветительных плакатов, которые служили наглядными пособиями в этой противоэпидемической работе.

Известны некоторые имена художников, принявших участие в их создании: плакатист Виктор Дени, работавший в этом жанре со времен Первой мировой войны, художник по ткани Оскар Грюн, книжный иллюстратор и карикатурист Михаил Черемных и Владимир Маяковский, который не только иллюстрировал плакаты, но и в стихотворной форме раскрывал их содержание.

Первые советские плакаты в борьбе с эпидемиями строились по общей схеме: графическая иллюстрация, где в гротескной форме изображались ужасы болезни, либо её последствия и крупный заголовок, призывающий к борьбе с заразой. На некоторых плакатах стали появляться «врезки» текста, которые разъясняли суть болезни, а также способы её профилактики и лечения. Целые комиксы рассказывали о том, как можно защититься от холеры.

Плакат. «Что каждый должен знать и исполнять во время эпидемии холеры, дизентерии (кровавого поноса), брюшного тифа и других желудочно-кишечных заболеваний».

Борьбе с грязью в этом плакате посвящен рассказ о мучительной смерти нечистоплотного человека.

Плакаты, листовки, брошюры, посвященные борьбе с болезнями, печатались огромными тиражами. Только количество изданных Наркомздравом РСФСР листовок к концу 1920 года превысило 6,5 млн. экземпляров. О том, насколько серьезно была поставлена санитарно-просветительная работа, говорит надпись на одном из плакатов: «Каждый заклеивающий или срывающий этот плакат совершает контрреволюционное дело!». Таким образом, санитарно-просветительная работа по борьбе с инфекциями того времени приравнивалась к борьбе политической.

Но не только с холерой боролась молодая Советская республика. В её поле зрения находились и другие кишечные инфекции, которые также уносили жизни детей и взрослых (брюшной тиф, дизентерия).

Вот образцы плакатов на эти темы.

Большое внимание в профилактике кишечных инфекций уделялось вопросам личной гигиены, борьбе за чистоту жилища, борьбе с мухами.

В 1970-х годах в СССР, в Каспийском регионе, внезапно пробудилась холера. За одно лишь лето в Астрахани заболело 1270 человек, свыше тысячи оказались носителями этой заразы. Версий возникновения заболеваний было две: одни врачи считали, что болезнь пришла на территорию СССР из Ирана, другие были уверены, что зараза попала в организм человека из водоемов со стоячей водой.

С юга холера распространилась на многие города страны, её обнаружили в Москве, Ленинграде и в более чем 20 городах СССР. После выявления заболевания были закрыты на карантин Астрахань, Одесса, Керчь. Въезд и выезд из городов был запрещен. Власти даже привлекли военнослужащих, они помогали принудительно госпитализировать людей с подозрением на холеру. Эта вспышка заболевания в то время не получила широкого общественного резонанса из-за закрытости информации.

Однако, спустя много лет, этот исторический факт послужил основой для создания художественного фильма «Одесса», снятого режиссером Валерием Тодоровским в 2019 году. Исходными событиями фильма послужили эпидемия холеры и объявленный в связи с этим карантин, в условиях которых героям фильма суждено было по – своему выдержать карантин, «переболеть» им, пережить смерть близких людей, нежданную любовь и узнать непростые семейные тайны.

Афиша фильма Валерия Тодоровского «Одесса». 2019 год.

Таким образом, совершая небольшой экскурс в историю борьбы с опасными болезнями, вы смогли убедиться, что плакаты на протяжении многих лет выполняли важные функции в области охраны здоровья и профилактики массовых инфекционных заболеваний: информационную, пропагандистскую, образовательную, санитарно-просветительную и воспитательную. Именно они во многом помогли одержать убедительную победу над многими болезнями, являвшимися бичом ХХ века.

Санитарно-просветительный плакат не утратил своего значения и в настоящее время: изменились тематика, адресность, изобразительные приемы, но осталось главное – плакат по-прежнему информирует, заставляет задуматься и побуждает людей к активному участию в деле охраны их собственного здоровья. А лучшие образцы плакатов актуальны и поныне.