Как постились на Руси. Забытые традиции

Как соблюдали Великий пост наши благочестивые предки?

Соблюдение постов составляло неотъемлемую часть жизни православного человека. Пост – время усиленного обращения к Богу, покаянной молитвы. В этот особый период жизни полагалось вести себя благочинно: соблюдать порядок, спокойствие и послушание. Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говения, придающая ему нравственную ценность. В старину говорили: «Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их».

Николай Иванович Творожников. Нищие возле церкви. 1889 г.

В течение всего поста внешним видом, обстановкой и характером богослужения Церковь напоминает верующим, что в наших кающихся душах должно быть место не для веселья, а смирения и сокрушения в грехах. Люди говорили: «Не смотри на себя – соблазнишься, не смотри на людей – усомнишься. Смотри на Христа – укрепишься».

Милорадович С.Д. - У исповедника. 1915 г.

По церковному уставу во время поста следует воздерживаться от употребления скоромного. В те времена никому и в голову не могло прийти нарушить пост. Не соблюдавших постов не принимали в обществе.

В народе говорили: «Во время поста и пища проста», «Придет пост, притянет редьку за хвост», «Постись духом, а не брюхом», «Хлеб да вода – здоровая еда», «Никто с поста не умирает», «На масленицу блины со сметаной, а в Великий пост – и сухариком сыт». Не обходилось в русских пословицах и поговорках и без самоиронии: «Все посты постимся, а никуда не годимся».

В старинной русской кухне четко разделялись постные и скоромные блюда. В Великий пост обедали только в четверг, субботу и воскресенье, в остальные дни даже царь мог довольствоваться черным хлебом с солью, солеными грибами и огурцами, стаканом кваса. В богатых семьях в пост готовили до тридцати и более блюд к одной трапезе, в небогатых – по два, три. Говорили тогда: «Год хлебородный – пост неголодный».

Меню в Великий пост было следующим: борщи из свеклы, капустные щи, щи с грибами, гороховый суп без мяса, лапша из гороховой муки, солянка, зеленый горошек, заготовленный на зиму в бочках, рис с капустой, каша гороховая и бобовая, фаршированная репа, овсянка с черносливом и, конечно же хлеб. Вот какое, по свидетельству Владимира Даля, было меню Великого поста у северных крестьян: редька пластами с постным маслом, вареные волнухи, горох, пироги ни с чем, в прихлебку с суслом, пирог с заварной капустой или грибами, ломтевой картофель с уксусом, похлебка с груздями, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша; печеная картошка, соленые огурцы, грузди и капуста, сусло с вишней, черемухой , костяникой, бояркой, брусникой; пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле и кисели пшеничный, овсяный, гороховый; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою, блины постные, шанежки, брусника и клюква с медом, пирог из малины или морковник из меда. На закуску: орехи, пряники, изюм, травник.

Сергей и Алексей Ткачевы «В баню», 1986 г.

В первый день поста нужно было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души. Кроме того, в понедельник пищу обычно не готовили, ели оставшийся с воскресенья хлеб.

Народ с большой любовью нес подвиг поста. Такое строгое его соблюдение вытекало из внутренней потребности глубоко верующего русского сердца. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней жизни, стремления очистить себя от всякой нечистоты и единения с Богом. Поэтому и в рамках строгих церковных установлений русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто.