Санитарное просвещение в годы ВОВ

    САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ

«ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА!», «ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!» - эти лозунги в полной мере применимы и к санитарному просвещению того периода.

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ

За годы сталинских пятилеток работа по санитарному просвещению значительно усилилась.

Сеть домов санитарного просвещения значительно выросла:

в 1920 г. – 1, 1925 г. – 63, 1928 г. – 53, 1935 г. – 78, 1940 г. – 98 (по данным МЗ РСФСР).

Накануне войны перед санитарным просвещением были поставлены задачи дальнейшего подъема санитарной культуры населения. Наличие развернутой сети домов санитарного просвещения, подготовленных кадров, рост методической и издательской деятельности позволяли думать, что поставленные задачи с успехом будут выполнены.

УЧРЕЖДЕНИЯ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, КАДРЫ И БЮДЖЕТ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Война, навязанная нашей Родине фашистами, резко изменила все направления санитарно-просветительной работы. Прежде всего война внесла значительные изменения в численный состав сети учреждений санитарного просвещения. Фашистская оккупация нанесла огромный ущерб этой сети на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, в Карело-Финской ССР и в районах РСФСР, подвергшихся временной оккупации. Из 62 домов санитарного просвещения, существовавших на Украине до войны, в 1944 году действовало лишь 19, причем большей частью они помещались не в своих прежних благоустроенных помещениях, а в маленьких, неприспособленных. В БССР сеть учреждений санитарного просвещения пострадала ещё больше.

Уменьшилась сеть и в тылу. В ряде мест в первые месяцы войны некоторые руководители здравоохранения, недооценивая значение санитарного просвещения в условиях войны, допустили закрытие домов санитарного просвещения. В Рязанской области, например, были закрыты областной дом санитарного просвещения и 5 пунктов санитарного просвещения. Полностью или частично лишились своих помещений санитарно-просветительные учреждения в Ярославле, Куйбышеве, Томске, Молотове, Кирове, Калинине и ряде других мест. В 1943 году эти учреждения хотя и были восстановлены, но в большинстве случаев потеряли прежние помещения и имущество.

Процесс восстановления разрушенной в годы оккупации сети учреждений санитарного просвещения начался вслед за освобождением территорий от врага. В ряде республик (особенно в Белоруссии) количество учреждений санитарного просвещения к 1945 году в сравнении с 1941 годом увеличилось за счет пунктов санитарного просвещения. Однако, эти пункты не могли в полной мере заменить дома санитарного просвещения.

Ассигнования на санитарно-просветительные учреждения по Союзу в 1943 году уменьшились больше чем вдвое по сравнению с 1940 годом, но с 1944 года наметился их рост. Бюджет в 1946 году достиг почти довоенного уровня (24,1 млн. руб. против 24,8 млн. руб.), но материальная база домов санитарного просвещения (помещения, оборудование и оснащение) находились еще на более низком уровне.

За годы войны кадры специалистов-санпросветработников были замещены врачами в среднеазиатских республиках в связи с притоком туда эвакуированных врачей. Персональный состав работников учреждений санитарного просвещения пополнился молодыми врачами и лицами без медицинского образования (педагоги, биологи). Значительная их часть ещё не получила специальной подготовки и не имела опыта практической работы в вопросах санитарного просвещения.

С началом войны перед учреждениями санитарного просвещения встала срочная задача – изменить содержание, формы, методы и организацию работы, приспособить санитарное просвещение к условиям и требованиям военного времени.

Нельзя сказать, что в мирное, предвоенное время в содержании санитарного просвещения отсутствовала или была слабо представлена санитарно-оборонная тематика. Огромная работа проводилась по подготовке населения по программе ГСО, по пропаганде донорства и т.д. Но в первые же дни войны стало ясно, что нужно дифференцировать и конкретизировать содержание этой работы, необходимы были и её новые формы.

Изменение условий труда и быта населения в обстановке воздушных тревог и воздушных налетов; необходимость в кратчайшие сроки обучить широкие массы населения и особенно санитарный актив практическим приемам оказания первой помощи и самопомощи, новые проблемы охраны здоровья, возникшие в связи с массовой эвакуацией населения, как в пути , так и на пунктах поселения после эвакуации (непривычный климат, скученность, ухудшение питания и т.д.); значительно увеличившаяся по сравнению с довоенным временем трудовая нагрузка населения; массовое вовлечение в производство новых контингентов; значительное сужение материальной и производственной базы для санитарного просвещения – всё это потребовало полной перестройки санитарно-просветительной работы.

Важную роль в перестройке дела санитарного просвещения сыграл приказ Наркомздрава СССР от 12. Х1.1941 года №58.В нем была дана характеристика новой обстановки и были даны указания, как организовать санпросветработу в условиях войны – «В связи с переживаемым военным периодом … агитационно-массовая работа должна быть обязательной составной частью работы всех органов здравоохранения».

Перед организациями санитарного просвещения встала прежде всего задача ПЕРЕВЕСТИ САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА РЕЛЬСЫ ДЕЙСТВЕННОЙ, ПОЛИТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОЙ САНИТАРНОЙ АГИТАЦИИ. «Санитарная агитация должна быть действенной, боевой, наступательной». «От санитарного просвещения, в узком смысле слова, надо было перейти к санитарной агитации и пропаганде», то есть к «действенной форме её»… «Надо не только «просвещать», но и звать к действию».

Таковы были установки, на которых строилось санитарное просвещение в годы войны.

СОДЕРЖАНИЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Перед медицинскими работниками ставились конкретные задачи: в тяжелейших условиях войны ДАТЬ МИЛЛИОНАМ ЛЮДЕЙ САНИТАРНО - ОБОРОННЫЕ ЗНАНИЯ (первая само- и взаимопомощь при ранениях, ожогах, поражениях боевыми отравляющими веществами), ЗНАНИЯ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ИНФЕКЦИЙ, вспышки которых могли легко возникнуть в обстановке скученности, недоедания на оккупированных территориях.

В системе общего военного обучения надо было оказать ПОМОЩЬ В ДЕЛЕ САНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ миллионов бойцов по специальной программе.

Возникла необходимость резко РАСШИРИТЬ ПРОПАГАНДУ ДОНОРСТВА.

Специальные меры по охране жизни и здоровья населения во время воздушных налетов, устройство убежищ и пользование ими – требовали санитарно-просветительной агитации и инструктажа.

Важное место в санитарном просвещении того времени занимали ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭПИДЕМИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, особенно паразитарных тифов, кишечных и детских инфекций.

Ухудшившиеся условия питания потребовали развертывания широкой пропаганды использования для питания ДИКОРАСТУЩИХ ЗАМЕНИТЕЛЕЙ ПОЛНОЦЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.

Большой раздел санитарно-просветительной работы, на котором было заострено внимание, представлен ВОПРОСАМИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА. Санитарно-просветительная работа в этом направлении особенно усилилась в связи с выходом Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8.07.1944 г.

Перечисленные задачи были первоочередными. Наряду с этим не упускались из виду такие вопросы, как борьба с туберкулезом, венерическими болезнями, профессиональными заболеваниями и т.д.

Таким образом, содержание санитарного просвещения должно было отразить все актуальные задачи здравоохранения, характерные для военного периода.

ПОСТАНОВКА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТАХ

Постановка санитарного просвещения на различных объектах во время войны отличалась от его постановки в мирное время.

На предприятиях в связи с удлиненным рабочим днем и занятием клубов для других целей, санитарная пропаганда проводилась главным образом через массовую санитарно-просветительную литературу, плакаты, стенные газеты и радио.

Санитарно-просветительные мероприятия были органически увязаны со всеми лечебными и санитарно-противоэпидемическими мероприятиями.

В школах, наряду с широкой подготовкой учащихся в кружках ГСО И БГСО, много внимания уделялось противоэпидемическим вопросам по причине переуплотнения школ.

В летнее время старшие школьники привлекались к сельскохозяйственным работам. Это потребовало более четкой организации санитарно-просветительной работы, направленной на защиту здоровья школьников, в первую очередь, от сезонных заболеваний (кишечных инфекций, малярии и др.) и на профилактику сельскохозяйственного травматизма. С педагогами, которые направлялись вместе со школьниками на сельскохозяйственные работы, проводились инструктивные занятия. Для самих школьников перед отправкой на село проводились занятия, читались лекции, выдавалась литература по охране здоровья.

В этот период около трех миллионов школьников стали членами общества Красного Креста и Красного Полумесяца. В 41 000 школ первичные организации общества Красного Креста создали 60 000 санитарных постов. В школах было подготовлено 5,5 миллионов значкистов ГСО.

Утвержденные СНК РСФСР в 1943 году «Правила для учащихся», из которых она четверть имела отношение к гигиеническому поведению, послужили стимулом для усиления гигиенической воспитательной работы среди учащихся. Были изданы методические материалы и наглядные пособия, разработаны диктанты, издана серия книг под названием «Библиотечка школьника», где в занимательной форме ребятам рассказывалось о сыпном тифе, о комарах, о витаминах и др.

Во время войны получило широкое развитие строительство оборонительных сооружений, путей сообщения и различных объектов военного характера с привлечением к строительству больших контингентов сельского и городского гражданского населения. Большое количество рабочих, служащих, детского населения привлекалось к лесозаготовкам и торфоразработкам. Санитарное просвещение всех этих работников носило регулярный характер. Кроме противоэпидемических вопросов, широко освещались и вопросы профилактики обморожений, солнечных ударов, травматизма и др.

РАБОТА В ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ОККУПАЦИИ РАЙОНАХ

В областях, городах и районах, освобожденных от немецких оккупантов, санитарное просвещение приобретало исключительное значение. Оно начиналось со вступлением на эти территории наших воинских частей. Однако, широкое санитарное просвещение было затруднено из-за недостатка подготовленных кадров и полного отсутствия необходимых материалов.

Как только представлялась возможность, отделы санитарного просвещения Наркомздравов СССР и РСФСР совместно с Институтом санитарного просвещения стали предпринимать необходимые меры для налаживания санитарного просвещения в освобожденных районах. Туда направлялись литература, плакаты, выставки, методические пособия, а также командировались специалисты. Оказывалась шефская помощь освобожденным территориям. Так, например, ряд московских домов санитарного просвещения (Советский, Бауманский и др.) направляли своих ведущих работников и выделяли из своих фондов материалы для санпросветработы. Это несомненно способствовало восстановлению санитарного просвещения на освобожденных территориях. Такой опыт был использован в дальнейшем некоторыми учреждениями санитарного просвещения и после окончания войны.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Методы и формы санитарного просвещения в соответствии с задачами и условиями военного времени претерпели своеобразные изменения.

Задача ликвидации и предупреждения эпидемических заболеваний в годы войны требовала активного участия в этой работе самого населения и широких кругов общественности.

Одной из основных организационных форм санитарного просвещения в годы войны явилась его ОРГАНИЗАЦИЯ ПО УЧАСТКОВОМУ ПРИНЦИПУ как обязательная составная часть противоэпидемических и санитарных мероприятий.

Поэтому в лекционной работе на первом месте были конкретные агитационные беседы и доклады участковых медицинских работников, направленные на привлечение населения к практическому участию в проведении оздоровительных мероприятий.

В массовой санитарно-просветительной литературе для населения доминирующее положение заняли ЛИСТОВКИ и ПАМЯТКИ, а в пропаганде по радио – КОРОТКИЕ ИНФОРМАЦИИ И РАДИОЛОЗУНГИ. Были созданы короткометражные – на 5-10 минут – КИНОПЛАКАТЫ. Значительное развитие получил также метод ГРОМКОЙ ЧИТКИ листовок с привлечением общественных санитарных инспекторов и активистов-школьников. Таким образом, в санитарном просвещении ведущее место заняли простые, не требующие значительного времени, формы агитации и пропаганды.

В ряде городов и областей получила развитие практика ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОТОВЫХ АУДИТОРИЙ, например, фойе кинотеатров, различного рода курсов, конференций, совещаний, организуемых местными организациями и учреждениями.

Работники санитарного просвещения проявляли изобретательность в изыскании новых форм и методов работы, направленных на оживление санитарного просвещения и преодоление связанных с войной трудностей с изданием материалов для санитарно-просветительной работы. На предприятиях выпускались САТИРИЧЕСКИЕ СТЕНГАЗЕТЫ о санитарных неполадках на производстве и в быту, в школах выпускались газеты «Школьный крокодил», устраивались конкурсы «Азбука санитарной культуры» и др.

Новой формой работы было издание ПЛАКАТОВ-СТЕНГАЗЕТ, в которых изобразительная часть играла вспомогательную роль для текста, имевшего основу содержания. Их появление было вызвано дефицитом бумаги и необходимостью сочетать в большом издании свойства плаката, стенгазеты и листовки.

Для большего эмоционального воздействия санитарно-просветительных изданий появились необычные формы санитарно-просветительного плаката - плакаты с рифмованным текстом, плакат – иллюстрированный сценами житейской драмы. Таков, например, плакат «Моя большая вина», который рассказывает об ошибках матери, потерявшей ребенка от дифтерии.

За время работы получили широкое распространение ВЫСТАВКИ, выполненные домами санитарного просвещения путем монтажа из плакатов, фотографий и текстов. Таким образом можно было увеличить срок использования плакатов, а также использовать архивы плакатов и фотографий домов санитарного просвещения.

Известны случаи устройства на площадях и рынках ЩИТОВ-ПЛАКАТОВ из фанеры.

Был возобновлен способ воспроизведения печатных текстов при помощи ТРАФАРЕТОВ. Центральный институт санитарного просвещения издал серию трафаретов с текстами противоэпидемического характера (лозунги).

Большое распространение получил метод КОРОТКИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ БЕСЕД. Подобные беседы велись в семье, в общежитиях, на заводах. Такой метод в значительной мере помогал своевременно выявлять и госпитализировать заболевших. С помощью этого метода облегчалось наблюдение за здоровьем детей и матерей, осуществлялась пропаганда правил ухода и вскармливания детей и т.д.

Особенностью санитарного просвещения того периода являлся тот факт, что оно не только давало знания и способствовало выработке личных гигиенических навыков огромному количеству людей, но и вовлекло миллионы трудящихся в активное участие в дело охраны здоровья населения.

Санитарная агитация и пропаганда того времени не были бы настолько эффективными, если бы они не опирались на ОБЩЕСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ АКТИВ.

Приказ Уполномоченного Государственного Комитета Обороны в феврале 1942 года обязал органы здравоохранения создать ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ САНИТАРНЫХ ИНСПЕКТОРОВ (ОСИ), основной задачей которых являлась помощь органам здравоохранения в борьбе за санитарно-эпидемиологическое благополучие тыла и фронта. В школах был организован общественный санитарный актив, проделавший большую оздоровительную работу. ТИМУРОВСКИЕ КОМАНДЫ в школах проводили разнообразные и содержательные санитарно-культурные мероприятия (Например, дом санитарного просвещения Бауманского района города Москвы).

Во время войны вновь возродились массовые кампании: «профилактические дни», «декадники», «месячники чистоты», «воскресники», «санитарные походы».

Санитарное просвещение, широко развернутое во время этих кампаний, в ряде мест переходило в систематическую работу, которая проводилась до тех пор, пока не удавалось достигнуть санитарного благополучия в конкретном районе или городе.

Иллюстрацией этого положения служит опыт города Москвы, где сначала эпизодически, а затем в соответствии с решением Мосгорисполкома об очистке города, более регулярно стали проводиться «профилактические дни» в ряде районов (Кировском, Сокольническом, Бауманском и др.).

О практических результатах этой работы говорит тот факт, что процент неблагополучных в санитарном отношении домовых территорий после таких «профилактических дней» снизился более чем в 20 раз, уменьшилось количество инфекционных заболеваний, большая часть населения стала своевременно обращаться за медицинской помощью.

Благодаря близости к населению общественному санитарному активу часто удавалось с успехом проводить такие мероприятия, которые было чрезвычайно сложно осуществлять медицинским работникам: выявление педикулезных больных среди населения и привлечение их для санитарной обработки, помощь в проведении прививок, особенно в условиях деревни, выявление заболевших и их своевременная госпитализация, обработка очага и наблюдение за ним, контроль за соблюдением чистоты в общежитиях, школах, яслях и т.д.

В Кировском районе Москвы дом санитарного просвещения получал от районного эпидемиолога перечень адресов, где имелись случаи какого-либо инфекционного заболевания. По этим адресам по заданию дома санитарного просвещения уже в день установления диагноза медицинскими работниками проводились лекции или беседы.

В результате противоэпидемических мероприятий, проведенных в районе, заболеваемость дизентерией, например, в 1945 году снизилась по сравнению с 1940 годом почти в 3 раза, дифтерией – в 4 раза, малярией – в 2 раза.

Эти успехи противоэпидемической борьбы в районе прежде всего объясняются четким осуществлением принципа участковости и выполнением комплексного плана, что, как известно, дало прочную базу и для осуществления санитарно-просветительных мероприятий, входящих в этот план.

Бесспорно, что значительная часть успехов этого района приходилась на долю целенаправленного и систематического санитарного просвещения.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ РАЗМАХ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Полных данных о проведенных в годы Великой Отечественной войны санитарно-просветительных мероприятиях не представляется возможным воспроизвести. Но даже приведенные частичные сведения говорят о большом размахе лекционной пропаганды, издательской работы и др.

Всего за время войны (1941-1945 гг.) издано в СССР научно-популярной литературы 1348 наименований общим тиражом - 29 819 000 экземпляров, плакатов - 211 наименований общим тиражом - 3 901 000 экземпляров. ИТОГО: 1559 наименований общим тиражом - 33 720 000 экземпляров.

По тематике первое место заняли материалы по профилактике инфекционных заболеваний (493 наименования общим тиражом – 10 026 000 экземпляров), второе место – литература по санитарной обороне: первая помощь, уход за больным, донорство (241 название общим тиражом 4 618 000 экземпляров).

Изданная в годы войны популярная литература носила дифференцированный характер. Листовки, брошюры и другие материалы издавались с учетом особенностей различных групп населения (рабочие предприятий, матери, домохозяйки, школьники и т.д.).

Институт санитарного просвещения во время войны издал серийные библиотечки – «В помощь санитарному агитатору», «Библиотечка санпостовца», «Библиотечка раненого бойца» и другие.

Авторами популярной литературы были известные деятели медицинской науки: действительные члены Академии медицинских наук Н.А. Семашко, П.Г. Сергиев, Л.В. Громашевский и другие.

Наряду с изданием популярной литературы в центре (Медгиз, Институт санитарного просвещения и т.д.) значительное количество материалов по санитарному просвещению издавалось также в отдельных республиках (Азербайджанская, Таджикская, Армянская, Казахская и др.).

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Сохранение санитарного благополучия тыла и профилактика возможных вспышек инфекционных заболеваний являлись основной задачей во время войны.

В противоэпидемической пропаганде было уделено большое внимание значению раннего выявления заболевших и сигнализации о них , своевременной госпитализации больных, последующей тщательной обработке очагов, привлечению санитарного актива к практическому проведению необходимых мер борьбы с инфекциями.

Благодаря проведению комплекса противоэпидемических мероприятий, в частности, систематическому проведению подворных обходов санитарного актива, удавалось выявлять больных сыпным тифом на 1-3 день заболевания, что привело к резкому снижению заболеваемости им. Кроме того, было увеличено количество бань, дезинсекторов. Здесь санитарная агитация была одним из действенных элементов организационной работы.

В связи с необходимостью обезопасить тыл от возникновения и распространения кишечных инфекций исключительное значение в условиях войны приобрели ВОПРОСЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ. К этой работе местные партийные и советские органы привлекли в помощь медицинским работникам миллионы людей. Так, только в 117 городах РСФСР в 1943 году во время «месячников благоустройства» в работах по санитарной очистке приняло участие свыше 3 миллионов человек.

Такая работа являлась демонстрацией действенного санитарного просвещения, правильного сочетания санитарной пропаганды с организационной работой.*

Одной из форм массового привлечения населения к проведению санитарных мероприятий явились «профилактические дни», «профилактические недели», «месячники чистоты», «месячники благоустройства» и т.д.

Санитарное просвещение, широко развернутое во время этих кампаний, в ряде мест переходило в систематическую работу, которая проводилась до тех пор, пока не удавалось достигнуть санитарного благополучия в городе или районе.

Хорошей иллюстрацией этого положения является опыт города Москвы. Сначала эпизодически, а затем в связи с решением Мосгорисполкома об очистке города, более регулярно стали проводиться «профилактические дни» или «походы» в ряде районов (Кировском, Сокольническом, Бауманском и др.).

О практических результатах говорит тот факт, что процент неблагополучных в санитарном отношении домовых дворов за время походов снизилось более чем в 20 раз, резко уменьшилось также количество инфекционных заболеваний, так как 80% населения стало рано обращаться за медицинской помощью.

В Ленинграде, в самые тяжелые дни блокады санитарное просвещение сделалось неотъемлемым звеном общеполитической агитации и пропаганды. Во время блокады работали только два театра, кинотеатры не функционировали, дома не освещались. Город был заполнен нечистотами, местами не работали канализация и водопровод. Улицы были покрыты льдом и снегом в 1,5 метра толщиной, и казалось, что город невозможно привести в сколько-нибудь удовлетворительное состояние.

Ленинградские большевики подняли трудящихся на санитарный поход. Председатель исполкома Ленинградского городского Совета тов. Попков на общегородском собрании председателей санитарно-бытовых комиссий при жилых домах заявил: «Сегодня лопата и лом ленинградца должны быть приравнены к винтовке бойца».

Во время этого похода санитарная агитация и санитарная пропаганда заняли видное место и вошли неотъемлемым элементом в общую политико-массовую работу.

За пропагандой вопросов санитарного благоустройства последовала пропаганда витаминов, использование в качестве витаминоносителей хвои и дикорастущих растений, что сохранило здоровье тысячам людей.

Немаловажным условием успеха санитарно-агитационной работы в Ленинграде явилось и то обстоятельство, что медицинские работники опирались на актив общества Красного Креста.

В результате широкой санитарной самодеятельности , организованной методами санитарного просвещения, ленинградцы отстояли свой город, не допустив в нем развития эпидемий даже в условиях тяжелейшей блокады.

Заслуживает внимания опыт проведения санитарного похода в Свердловске. Массовый поход за санитарную культуру начался здесь в декабре 1942 года под лозунгом: «Поднимем санитарную культуру города на уровень столицы нашей родины!».

Принципиально новым в организации этого похода явилось то, что в борьбу за санитарную культуру, за образцовое содержание, включились специальные комиссии в составе представителей партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, городского отдела здравоохранения, областного дома санитарного просвещения.

В инструктаже комиссий активное участвовали государственная санитарная инспекция и областной дом санитарного просвещения. Был укреплен состав комендантов и технических работников бараков и общежитий. Дом санитарного просвещения и медико-санитарные части заводов организовали для них семинары по санитарному минимуму.В итоге удалось добиться чистоты и уюта в бараках и общежитиях.

Особое внимание было обращено на цехи питания. Совместно с медико-санитарной частью заводов дом санитарного просвещения организовал семинары по санитарно-техническому минимуму для директоров столовых, заведующих производством, для поваров, официанток и раздатчиц, для рабочих кухни и транспорта. В качестве лекторов были привлечены наиболее квалифицированные врачи, работники областного гигиенического института, медико-санитарных частей заводов и врачи-пищевики Свердловска. Более 1500 человек окончили семинары и сдали санитарно-технический минимум. Для проверки квалификации и санитарно-технических знаний руководящих работников общественного питания приказом директора завода была создана специальная квалификационная комиссия.

В Легостаевском районе Новосибирской области в борьбу за чистоту включилось все население. В результате санитарных походов в октябре 1943 года в 56 населенных пунктах были подвергнуты санитарной обработке 4 469 дворов, в 227 дворах были построены уборные, в 1 132 домах была произведена побелка, отремонтированы 67 общественных колодцев; построены 9 общественных бань, при 4 из них организованы дезинфекционные камеры; детям в возрасте от 3 до 8 лет пыли проведены прививки против дифтерии, в колхозах созданы 162 санитарных поста. В результате во втором полугодии 1943 года здесь не было случаев сыпного и брюшного тифа. А ведь в этом районе в то время было лишь 4 врача и 26 средних медицинских работников.

В Челябинске работниками санитарного просвещения совместно с партийными органами Кировского района были организованы выезды санитарно-агитационной автомашины, оформленной красочными плакатами и лозунгами. Эта автомашина в значительной мере помогла мобилизации населения на работу по очистке города во время месячника чистоты, в котором приняли участие около 120 000 человек. Санитарно-агитационная автомашина объезжала домоуправления, разбрасывала листовки и лозунги. Были изданы индивидуальные обращения: «Убери грязь на своем дворе и перед домом!». Пионеры раздавали эти обращения уклонявшимся от работы по очистке дворов, что давало положительные результаты.

Во время месячника издавались боевые листки, в которые помещались фотографии домоуправлений и актива, как показавших положительные примеры работы, так и отстающих.

В Саратове был организован массовый университет санитарного просвещения, в котором для отдельных групп населения проводились цикловые лекции. Как только появилась угроза эпидемий, был организован соответствующий цикл лекций для врачей. За явку врачей отвечали заведующие отделами здравоохранения и директора поликлиник. Каждому из врачей в дальнейшем был определен участок, где он обязан был организовать санитарный актив в 20-30 человек. Из них врач должен был подготовить инструкторов санитарного просвещения, которые в дальнейшем строили свою работу под контролем врача. Такая система работы помогла ознакомить почти все население с мероприятиями по борьбе с эпидемиями.

Были инструктированы и педагоги, которые проводили санитарно-просветительную работу совместно с активом школьников. На каждого педагога была заведена индивидуальная карточка, в которой отмечалось, что именно было им сделано в школе в целом и в классе.

В результате массового движения за санитарное благоустройство многие города в военное время стали содержаться даже в лучшем состоянии, чем до войны. Произошло это потому, что при помощи партийных и общественных организаций медицинские работники сумели привлечь внимание населения к вопросам санитарии и гигиены, стать во главе борьбы за чистоту. Для характеристики размаха этого движения следует сказать, что , например, весной 1944 года в Казани в санитарной очистке города принимало участие 160 000 человек.

Санитарная агитация и пропаганда сыграла большую роль в подготовке населения к санитарной обороне. В связи с возможностью налетов вражеской авиации медицинские работники должны были за короткое время подготовить широкие слои населения к оказанию самопомощи и взаимопомощи. Эта работа имеет значение не только для военного, но и для мирного времени, в частности, для профилактики травматизма и заболеваний рабочих промышленных предприятий.

За 3 года войны подготовлено по нормам ГСО около 13 миллионов взрослых и 5,5 миллионов школьников. Привлечение населения к сдаче норм ГСО потребовали широкой санитарной агитации и пропаганды. Органы здравоохранения совместно с организациями Красного Креста и Красного Полумесяца успешно справились с этой задачей.

Развитие донорского движения в стране также связано с проведением массовой разъяснительной работы.

Положительным явлением следует считать установившийся более тесный контакт санитарно-просветительных организаций с райкомами и с активом обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, которые создавали в период сельскохозяйственных кампаний посты первой помощи на полевых станах, содействовали развертыванию сезонных колхозных яслей, помогали организовать массовые предохранительные прививки и проводить другие лечебно-профилактические мероприятия.

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА ПРОМЫШЛЕНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В годы Великой Отечественной войны в связи с массовой мобилизацией мужского населения на фронт задачей санитарного просвещения было научить вновь пришедших работников правилам техники безопасности при различных технологических процессах. Вместе с тем санитарное просвещение являлось важнейшим орудием мобилизации самодеятельности рабочих в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий на заводе.

Снижение заболеваемости и травматизма на промышленных предприятиях не могло быть успешно разрешено без санитарной агитации и пропаганды. Промышленный травматизм, грипп, гнойничковые и острые желудочно-кишечные заболевания – вот основные причины временной   утраты трудоспособности.

Динамика снижения заболеваемости на ряде предприятий показывает, насколько эффективны санитарная агитация и пропаганда, если они носят действенный характер и увязаны с профилактической и лечебной работой, проводимой медсанчастями и здравпунктами. Значительные успехи были достигнуты на тех предприятиях, где удалось привлечь санитарный актив к профилактике травматизма, гриппа, гнойничковых и желудочно-кишечных заболеваний.

С каждым днем увеличивается количество предприятий, где медицинским работникам удается снизить заболеваемость лечебно- и санитарно-профилактическими мероприятиями в сочетании с проведением массовой разъяснительной работы.

Ежемесячно врачи анализировали случаи травматизма в каждом цехе и по каждой профессии. Их выводы и предложения регулярно ставились на обсуждение цеховых производственных совещаний. Постановления совещаний оформлялись приказом начальника цеха. Цеховые газеты регулярно освещали мероприятия по борьбе с травматизмом. Партком и цехком регулярно проверяли выполнение приказов и решений. Самым ценным в этой системе было то, что к проведению мероприятий по предупреждению травматизма привлекались начальники цехов и бригадиры. Командиры производства потребовали, чтобы каждый работник цеха сдал санитарно-технический минимум. Быстро и хорошо был налажен инструктаж по технике безопасности новых рабочих. При сдаче смены (бригадиром, мастером, сменным инженером) в журналах обязательно отмечалось санитарное состояние цеха.

План работы каждого врача предусматривал не менее трех бесед или лекций в месяц в каждом цехе. Тематика санитарно-просветительной работы не ограничивалось только вопросами профилактики инфекционных заболеваний, - она зависела от характера заболеваемости данного цеха. Если в цехе преобладали кожные заболевания, врач, назначая в целях профилактики применение мазей, мыла, душа с горячей водой, проводил беседы о значении этих мероприятий; если же в цехе появлялись заболевания инфекционной эритемой, в нем проводились беседы на тему: «Что такое инфекционная эритема и как её предупредить». Пользуясь заводской типографией, санитарная часть завода выпускала санитарно-просветительную литературу. За короткий промежуток времени было отпечатано 50 различных лозунгов, плакатов, памяток тиражом 100 000 экземпляров. Лозунги и плакаты расклеивались в цехах на видном месте; памятки распространялись санитарным активом; актив также проводил громкую читку их. Вместе с отделом техники безопасности выпускалась газета «Санитарный крокодил», где освещались санитарные вопросы и вопросы техники безопасности и помещались заметки о нарушителях санитарных правил, «невзирая на лица».

В результате комплексной санитарно-профилактической и санитарно-пропагандистской работы, проводимой медицинскими работниками совместно с партийными и профсоюзными организациями, с помощью широкого санитарного актива, в контакте с дирекцией завода, заболеваемость на заводе в течение полутора лет стала на 15-20% ниже обычной. Производственный травматизм на заводе по сравнению с 1942 годом снизился на 41%. Случаи глазного травматизма и профессиональных кожных заболеваний стали крайне редки. В 1943 году вследствие снижения заболеваемости завод сэкономил 1,5 миллиона рабочих часов. По социальному страхованию экономия, вследствие снижения заболеваемости, составила 1 612 000 рублей.

В Москве на заводах санитарная агитация велась при инструктаже новых рабочих, во время медицинских осмотров и в обеденные перерывы (пятиминутки). Кроме того, широко использовались стенгазеты, многотиражки и местные радиоузлы. Большая агитационная работа проводилась с работницами в комнатах гигиены.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ РАБОТА ЦЕНТРАЛЬНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Перед Центральным институтом санитарного просвещения, реорганизованном в 1938 году из московского областного во всесоюзный научно-методический центр по санитарному просвещению ещё в годы мирного строительства, стоял ряд важнейших задач, главнейшей из которых была РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ и вооружение ею медицинских работников лечебно-профилактических учреждений. Разработанные институтом санитарного просвещения методические сборники, инструктивно-методические письма и другие материалы по санитарно-просветительной работе широко использовались как домами санитарного просвещения, так и лечебно-профилактическими учреждениями на местах.

Накопленный опыт позволил коллективу Института санитарного просвещения после вероломного нападения на нашу Родину фашистской Германии быстро перестроить свою работу на военный лад, направить её на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия тыла и принять участие в санитарно-просветительной работе в Советской Армии.

Вот образцы памяток, подготовленных специалистами Института санитарного просвещения, которые были тиражированы в период Великой Отечественной войны в Казани. 1942-1943 гг.:


ИЗДАНЫ ИНСТИТУТОМ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Для организационно-методической помощи, инструктажа и проведения в отдельных регионах Союза семинаров по методике санитарного просвещения научные сотрудники Института выезжали в различные населенные пункты (Ленинград, Калинин, Тула, Сталино, Ростов-на-Дону, Архангельск, Рязань, Горьковская и Кировская области, Молдавская, Казахская и Узбекская республики и другие).

Среди материалов, созданных Институтом по вопросам охраны здоровья населения в условиях военного времени, некоторые сыграли особую роль в санитарной пропаганде. К таким материалам можно отнести СБОРНИК «Санитарное просвещение в условиях военного времени», который сыграл важную роль в перестройке санитарной пропаганды в нужном направлении; АЛЬБОМ «Первая помощь и уход за больным», который явился ценным пособием для массовых занятий в кружках ГСО; АЛЬБОМ «Мы победим», который рассказывал о роли советской женщины в обороне Родины, в частности, об её участии в санитарной обороне.

Выпущенная Институтом СЕРИЯ «Библиотечка раненого бойца» в доступной и занимательной форме помогала медицинскому персоналу эвакогоспиталей проводить санитарно-просветительную работу с ранеными и больными.

В помощь санитарной службе Советской Армии Институтом были разработаны и изданы КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ с солдатами и санитарами и СЕРИИ УЧЕБНЫХ ТАБЛИЦ - ПЛАКАТОВ по вопросам оказания первой помощи и самопомощи, профилактики заразных заболеваний, гигиены питания.

Уделено было много внимания КИНО как эффективной форме санитарной пропаганды. В годы войны Институтом было выпущено в свет 38 санитарно-просветительных кинофильмов, в том числе, 6 - на санитарно-оборонные темы, 13 – на темы борьбы с заразными болезнями, 7 – на темы охраны здоровья детей, 4 – на темы пропаганды витаминов и сбора лекарственных растений и другие.

С июня 1944 года Институт начал пропагандировать новую форму работы – КИНОЛЕКТОРИЙ. В клубах и других рабочих аудиториях крупнейших предприятий Москвы проведено свыше 60 киносеансов с охватом около 25 000 зрителей. К чтению лекций в кинолекториях были привлечены высококвалифицированные специалисты.

За годы войны Институтом был разработаны и экспонированы ВЫСТАВКИ:

1. «25 лет советского здравоохранения».

2. Выставки к трем пленумам Госпитального совета НКЗ СССР и РСФСР.

3. Выставки к Всесоюзному совещанию лечебно-профилактической помощи детям НКЗ СССР.

4. Выставка а пленуму Санитарно-эпидемиологического совета НКЗ СССР.

5. Выставка к пленуму Совета лечебно-профилактической помощи детям НКЗ СССР.

6. Выставка к объединенному пленуму Советов по санитарному просвещению НКЗ СССР и РСФСР.

7. Выставка к Всесоюзной конференции по выполнению Указа от 6.УП.1944 г.

8. Выставка к Всесоюзному совещанию здравотдела РСФСР.

9. Выставка к Международному совещанию работников Красного Креста и Красного Полумесяца (отчетная выставка по работе СОКК и КП).

10. Советское здравоохранение в Великой Отечественной войне.

Несмотря на трудные условия, Институт санитарного просвещения, по мере возвращения научных сотрудников с фронтов Великой Отечественной войны, начиная с 1943 года включает в планы следующие темы научно-исследовательских работ: «Гигиеническая подготовка учителей начальной школы» (Л.Б. Нимен), «Эффективные формы санитарно-просветительной работы детских консультаций по борьбе с дифтерией» (В.Б. Кваша), «Методы и формы санитарного просвещения на промышленных предприятиях» (Е.Л. Штейн), «Выставки по вопросам здравоохранения и гигиены» (А.М. Немировский), «Дом санитарного просвещения и его методическая деятельность» (В.С. Ершов), «Гигиеническая квалификация воспитателей детских домов дошкольного типа» (Л.Б. Ауслендер). Работы ряда научных сотрудников были в дальнейшем успешно защищены как кандидатские диссертации.

На курсах, проведенных Институтом как самостоятельно, так и совместно с Центральным институтом усовершенствования врачей в 1942, 1943 и 1944 годах, был подготовлен 161 работник санитарного просвещения, семинарские занятия проведены для 60 человек, не считая ряда выездных семинаров. Кроме того, в 1944-1945гг. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ были проведены для 393 человек различных специализированных групп медицинских работников – курсантов ЦИУ, курсов центрального педиатрического института НКЗ РСФСР, для аптечных работников и др.

Для ВРАЧЕЙ-ЛЕКТОРОВ были организованы эпизодические занятия по темам – « Санитарно - химическая защита», «Профилактика паразитарных тифов», «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний», «Профилактика малярии», «Венерические заболевания и их профилактика», «Профилактика туберкулеза», «Профилактика рака» и др.

По мере освобождения от врага временно занятых советских территорий и нарастания на фронтах Великой Отечественной войны успехов Советской Армии начинают изменяться характер и тематика разрабатываемых Институтом материалов: на первый план выдвигаются вопросы охраны материнства и детства (в свете указа от 8.УП. 1944 г.), укрепления здоровья детей и подростков, борьбы со злокачественными опухолями, туберкулезом, малярией, неинфекционными болезнями и ряд других.

В связи с постановлением ЦК ВКП(б) о научно-просветительной пропаганде в 1944 году Институт санитарного просвещения приступил к разработке материалов «В помощь лектору» на медико-биологические темы.

ЗАДАЧИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННОЙ СТАЛИНСКОЙ ПЯТИЛЕТКЕ

Перед органами здравоохранения, учреждениями санитарного просвещения была поставлена ЗАДАЧА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО, УГЛУБЛЕННОГО ГИГЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Широко развернутая пропаганда основ гигиены труда, быта, отдыха, питания должна была содействовать дальнейшему снижению общей и детской заболеваемости, смертности и формированию здорового и физически крепкого поколения советских людей. Естественно, что в первую очередь эта работа должна была проводиться среди организованных групп населения путем цикловых и курсовых мероприятий.

Второй не менее важной задачей являлось ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШИРОКОГО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МАССОВОГО ХАРАКТЕРА ПРОПАГАНДЫ вопросов борьбы против туберкулеза, рака, венерических болезней, малярии, гриппа, борьбы за дальнейшее снижение детской смертности, заболеваемости и травматизма, вопросов, связанных с задачей полной ликвидации паразитарных тифов.

Привлечение к пропаганде этих вопросов всей нашей сети лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, научно-исследовательских учреждений и широкое участие общественности и актива Общества Красного Креста – непременные условия для массовости и широкого размаха санитарной пропаганды.

Третья актуальная задача – ПОВЫШЕНИЕ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО, НАУЧНО-МЕДИЦИНСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО УРОВНЯ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ путем квалифицированного и систематического руководства санитарно-просветительной работой и организации плановой проверки её качества.

К числу важнейших задач того периода относятся вопросы организации лекций с привлечением ведущих специалистов, широкого использования кинофильмов, радио, курсовой и кружковой работы. Эти формы санитарно-просветительной работы должны найти более активное применение, чем это было в условиях военного времени.

Особо актуальным является вопрос об обеспечении проработки в школах предусмотренных программами вопросов охраны здоровья и осуществлении всего комплекса мероприятий по гигиеническому образованию и воспитанию детей. Это требовало соответствующей подготовки учителей и оказания им практической методической помощи.

Объединенный Пленум советов по санитарному просвещению Наркомздрава СССР и РСФСР, проходивший июле 1944 года, подвел итоги работы по санитарному просвещению за годы войны. На обсуждение Пленума были выдвинуты следующие вопросы:

1. Задачи и содержание санитарного просвещения в годы войны.

2. Общественный актив и работа с ним.

3. Массовое движение за санитарную культуру.

4. Санитарное просвещение на промышленных предприятиях.

5. Санитарное просвещение на селе.

6. Санитарное просвещение в школе.

7. Санитарное просвещение в районах, освобожденных от оккупации.

8. Деятельность домов санитарного просвещения в годы войны.

Особенностью Пленума явилось то, что его участниками и докладчиками были не только работники санитарного просвещения, но и руководители органов здравоохранения (заместители народных комиссаров, заведующие отделами здравоохранения, начальники управлений наркоматов, руководители лечебно-профилактических учреждений, ученые и т.д.). Всего в работе Пленума приняли участие 150 человек.