История

Театр санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны

ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ

В приказе Наркомздрава СССР от 12ноября 1941 года, определившем задачи санитарного просвещения во время войны, была отмечена необходимость наступательного характера санитарной агитации и пропаганды. В связи с этим были пересмотрены методы и формы санитарного просвещения. Так, например, по приказу народного комиссара здравоохранения Союза СССР Г.А.Митерева в мае 1942 года был создан театр малых форм, в задачу которого входила широкая пропаганда и агитация в художественной форме санитарно-оборонных, общегигиенических знаний, вопросов охраны здоровья детей, а также освещение героического труда медицинских работников на фронте и в тылу.

Традиции использования театральных форм в санитарно-просветительной работе среди населения ведутся с 1929 года, когда первый основатель и директор Московского областного института санитарной культуры Волконская Софья Николаевна организовала театр санитарной культуры. Театр имел квалифицированную профессиональную труппу, использовал опыт постановки классических и современных пьес на темы, связанные со здравоохранением, заказывал авторам ряд специальных санитарно-просветительных пьес. Театр просуществовал  около 10 лет, в его репертуаре насчитывалось много постановок.

В 1937 году Институт санитарного просвещения возглавила Екатерина Гордеевна Карманова, которая продолжила традиции своей предшественницы.


Особое значение театр санитарного просвещения приобретает в условиях военного времени, когда необходимость в более доходчивых и более эмоциональных формах массовой санитарной агитации и пропаганды резко возросла.

 Театр состоял из двух бригад. Одна из них обслуживала взрослое население страны: фронт, прифронтовую полосу, районы, освобожденные от немецких захватчиков, госпитали. Она состояла из профессиональных актеров. Другая – детская – была рассчитана на аудиторию юных зрителей и артистами её являлась дети в возрасте от 8 до 14 лет. Эта бригада давала спектакли на детских площадках, в парках культуры и отдыха, в Центральном лектории для школьников при Наркомпросе РСФСР и в госпиталях столицы.

Репертуар театра санитарного просвещения: пьесы, комедии, скетчи, музыкальные сценки. Ставились пьесы по произведениям М. Горького, О. Вишни, Ю. Германа и других авторов.

Формирование детского санитарно-просветительного репертуара осуществлял Институт санитарного просвещения: одноактные пьесы, скетчи, комедии. Пьесы для ребят отличались занимательностью и сценичностью. Они были посвящены вопросам личной гигиены, прививкам, физической культуре, профилактике сыпного тифа и желудочно-кишечных заболеваний. Кроме того группа выступала с эстрадными номерами. Детская группа театра работала под руководством квалифицированных режиссеров.


Коллектив детской группы театра санитарного просвещения.


Концерт в эвакогоспитале

Повышение санитарной грамотности населения во время войны приобретает особо важное значение и поэтому задачей санитарного просвещения было способствовать созданию новых театральных детских коллективов для исполнения санитарно-просветительного репертуара. Институт санитарного просвещения обеспечивал репертуаром для выступлений новых детских театральных коллективов. С этой целью институтом санитарного просвещения выпускались сборники санитарно-просветительного  репертуара с приложением методических указаний по использованию театральных форм в целях санитарной агитации и пропаганды.

Театр внес большой вклад в развитие театральной деятельности кружков, созданных им. Он оставил после себя много самодеятельных коллективов, которые, получив накопленный опыт и знания в театральном искусстве, еще долго  продолжали свою работу.

Только за 1942-1945 годы театр показал свыше 400 спектаклей, которые посмотрели более 150 тысяч человек: воины, раненые, дети.

Работа, проведенная детьми театра за всё время существования (1942-1947 гг.) неоценима. Помимо учебы их обязанностью было трудиться в театре, участвовать в концертах, активно помогать новым театральным коллективам. Они работали наравне со взрослыми и понимали насколько сейчас, в условиях военного времени, это важно. Это был их вклад в общественно полезную деятельность высокого патриотического значения, вклад в общую Победу над врагом.

В апреле 1945 года супруга Уинстона Черчилля Клементина Хозьер во время своего визита в Москву посетила спектакль театра Института санитарного просвещения, который ей очень понравился. В связи с тем, что она себя плохо чувствовала и была вынуждена по рекомендации врача уйти с представления раньше времени, она написала письмо-обращение к детям, в котором поблагодарила их за спектакль и врученные ей подарки, которые она обещала бережно хранить.


Кстати, супруга Уинстона Черчилля встречалась со Сталиным, вручила ему подарок – золотую ручку. В ответ Сталин подарил ей золотое кольцо, украшенное бриллиантом, которое впоследствии было похищено у внучки Клементины. Судьба похищенного кольца неизвестна.

С начала Второй мировой войны Клементина Черчилль возглавила созданный ею «Фонд Красного Креста помощи России», чем оказала неоценимую помощь нашей стране. Благодаря её усилиям было собрано восемь тысяч фунтов стерлингов, использованных для закупки и отправки в Москву продовольствия, медикаментов, одежды и инвалидных протезов.

За свою деятельность по оказанию помощи нашей стране Клементина Хозьер была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. День победы в Великой Отечественной войне Клементина Хозьер встретила в Москве, зачитала по радио обращение своего мужа Уинстона Черчилля к нашему народу. Она посетила также Ленинград, Одессу, Сталинград, Ростов-на-Дону и Ялту. Впоследствии Уинстон Черчилль написал и опубликовал шеститомный труд об истории войны, куда вошли личные  впечатления Клементины Хозьер, полученные ею при посещении нашей страны.

В 1947 году в связи с отсутствием необходимого в тот период времени репертуара театр санитарного просвещения был ликвидирован.