Тематическая информация

«Из истории санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»

 

«Из истории санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»


Согласно приказу Наркомздрава СССР от 12.11.1941 г. все органы и лечебно-санитарные учреждения, все медицинские работники обязаны были вести санитарное просвещение в соответствии с практическими задачами. В приказе сообщалось: агитационно-массовая работа представляет одну из важнейших задач советского здравоохранения в деле сохранения и укрепления обороноспособности и санитарного благополучия нашей страны.

В газете «Медицинский работник» в то время писала об ответственности, которая ложилась на медицинские ВУЗы и институты, помимо усовершенствования врачей по специальности проводить обучение по вопросам агитации и пропаганды.

Перед медицинскими работниками ставились конкретные задачи: в тяжелейших условиях войны дать миллионам людей санитарно-оборонные знания (первая само- и взаимопомощь при ранениях, ожогах, поражениях боевыми отравляющими веществами), знания о предупреждении инфекций, вспышки которых могли легко возникнуть в условиях скученности, недоедания на оккупированных территориях.

В решении этих задач ведущую роль сыграл Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения (директор Е.Г. Карманова), который с первых дней войны сосредоточил свое внимание на проблемах профилактики эпидемических заболеваний, санитарном благополучии тыла, на вопросах охраны здоровья рабочих, особенно предприятий, работающих на оборону, на проблемах охраны здоровья женщин, детей и подростков, на оздоровление условий жизни на селе, а также на подготовке к работе санитарного актива.

Несмотря на многочисленные трудности, включая недостаток кадров, институт выпускал плакаты-стенгазеты, иллюстрированные календари-памятки, сатирические статьи, специальные «библиотечки» («Библиотечка раненого бойца», «Библиотечка санпостовца» и др.), издавались лекторские папки, оформлялись лозунги-трафареты.

Институт издавал специальные сборники, посвященные методике и организации санитарного просвещения в условиях военного времени. Всё это помогало лечебным, санитарным учреждениям вести санитарную организацию среди различных групп населения.

Неотъемлемой частью истории достижений Великой Победы советским народом явилось донорское движение в годы Великой Отечественной войны. Тему донорства, говоря о призыве: «Всё для фронта!», «Всё для Победы!», нельзя обойти.

Хочется выделить три основных аспекта: массовость донорского движения, самоотверженность и патриотизм доноров, донорство как доступный путь внести свой персональный вклад в общую Победу. Сколько в стране было таких добровольных и самоотверженных людей, которые выбирали донорство как доступный путь сделать что-то реальное - отдать часть себя для достижения желанной Победы. Огромное количество людей в очереди в пунктах забора донорской крови - это типичное явление в годы Великой Отечественной войны, были и штатные доноры. Однако, за период Великой Отечественной войны их количество резко возросло. Деньги, полагающиеся за сдачу крови, большинство доноров вносили в фонд обороны страны.

В течение 1941-1945 годов Всероссийское общество Красного Креста и Красного Полумесяца вело активную агитационную работу среди потенциальных доноров, организовывались встречи выздоравливающих бойцов эвакогоспиталей с донорами, выступления по радио с докладами о значении переливания крови в медицине и , особенно, во время войны. На станциях переливания и пунктах забора крови врачи вели беседы с ожидающими очередь на сдачу крови о безвредности донорства, о том, что каждый донор обязательно спасет жизнь бойца, офицера, эвакуированного из прифронтовой полосы ребенка.

Доноры, передавшие причитающиеся им средства в Фонд обороны, без очереди пропускались на сдачу крови. Но вскоре их количество стало таким, что идея потеряла смысл.

Продажа продуктов донорам производилась чаще всего через торговую сеть Наркомторга по справкам, выдававшимся органами здравоохранения. Иногда функционировали специальные отделы в общих продовольственных магазинах. Человеку, сдавшему от 400 до 500 мл. крови, полагалось по полкилограмма сливочного масла, сахара, мяса и крупы.

За годы войны был накоплен огромный клинический и организационный опыт, проведены многочисленные научные наблюдения. Переливание крови вышло на качественно новый уровень по сравнению с довоенным временем и периодом начала Великой Отечественной войны; были подготовлены специальные кадры врачей, освоены новые технологии в процессе массовой заготовки крови и её транспортировки.

Всего за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в СССР число доноров крови возросло до 5,5 миллионов человек, а Советская Армия получила 7,3 миллионов литров крови.

Патриотическое движение доноров позволило сохранить тысячи жизней раненых бойцов, способствовало их возвращению в строй.

Если в первую мировую войну 65% умерших от ран погибали от потери крови, то в годы Великой Отечественной войны смертность по этой причине составила менее 10%.

Подводя итоги, можно с гордостью сказать, что Великую Отечественную войну прошли солдаты и офицеры – на полях сражений, военные врачи – в госпиталях, а врачи станций переливания крови и доноры – в тылу. Все они-равноправные участники борьбы с фашизмом.

Важнейшей задачей санитарного просвещения в годы войны являлась агитация, связанная с охраной здоровья матери и ребенка. Ослабленные тяжелыми условиями военного времени, дети особенно подвергались опасности инфекционных и других заболеваний. Это отмечалось в специальных методических указаниях Наркомздрава СССР. Для матерей предлагалось обучение на заочных курсах, чтение специально подготовленных памяток, выпускались санитарные бюллетени и плакаты.

В годы войны развернулась широкая агитация за развитие донорства грудного молока, что было новым, непривычным явлением для кормящих матерей. Убедить их в возможности помочь другим было сложной задачей. Одновременно ставилась задача гигиенической подготовки персонала яслей и детских садов, где находились ослабленные дети.

Большое значение придавалось работе в школе. С 1942 года в младших классах преподавались основы гигиены, а для студентов училищ вводилась дисциплина - «Военно-санитарные знания», включавшая знания по оказанию первой помощи раненым, уходу за больными, по организации работы санитарных дружин, транспортировке раненых, профилактике инфекций.

Несмотря на трудности в печатании санитарно-просветительной литературы, в годы войны выходило большое количество листовок и памяток по разным разделам, адресованных политработникам, санитарному активу и различным группам населения. Использовались такие массовые издания, как «Спутник агитатора», «Наука и жизнь», «Гигиена и санитария», «Гигиена и здоровье».

По радио передавалась короткая информация и лозунги, появились киноплакаты, вопросы охраны здоровья детей освещались в детских мультипликационных фильмах, киножурналах. Некоторые Дома санитарного просвещения изготавливали мастичные штемпели, с помощью которых делались оттиски санитарных лозунгов на обложках тетрадей, брошюр, на телеграфных бланках.

В годы Великой Отечественной войны большое внимание уделялось профилактике инфекционных заболеваний. В этот период миграция населения в сочетании с резкой перенаселенностью, нехваткой жилья, катастрофическим ухудшением условий жизни, голодом, способствовали росту инфекционных заболеваний. Поэтому главной задачей медицинских работников в этот период было донести до широких масс населения популярную информацию о профилактике наиболее распространенных заболеваний и не допустить возникновения массовых инфекционных заболеваний как на фронте, так и в тылу.

Фото. Плакаты по профилактике инфекционных заболеваний.

В 1941 году институтом санитарного просвещения Наркомздрава СССР была выпущена экспериментальная серия грампластинок на эту тему.

Авторами текстов уникальной серии пластинок были известные деятели отечественной медицинской науки, здравоохранения, опытные врачи-популяризаторы гигиенических знаний среди населения.

Уникальную серию пластинок озвучил известный диктор радио

Ю.Б. Левитан. Именно его голос, ассоциировавшийся советским народом со сводками СОВИНФОРМБЮРО о положении на фронтах Великой Отечественной войны, побуждал население к обязательному выполнению простых гигиенических мероприятий, проведению профилактических прививок, охране здоровья детей, что в итоге давало положительный эффект.

Интересен тот факт, что Адольф Гитлер считал своим врагом не Сталина, а Ю.Б. Левитана. За его голову была объявлена награда – 250 тысяч немецких марок.

 

Ю.Б. Левитан.

Если на протяжении всей войны Советские Вооруженные Силы были надежно защищены от возникновения массовых инфекционных заболеваний, благодаря системам санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения, то победа в тылу была обеспечена четкой организацией помощи раненым и больным воинам, медицинским обслуживанием тружеников тыла, охраной здоровья детей, противоэпидемическими мероприятиями и эффективным санитарным просвещением населения.

В приказе Наркомздрава СССР от 12 ноября 1941 года, определившем задачи санитарного просвещения во время войны, был отмечен наступательный характер санитарной агитации и пропаганды. В связи с этим были пересмотрены методы и формы санитарного просвещения. Так, например, по приказу народного комиссара здравоохранения Союза СССР Г.А. Митерева был создан театр малых форм, в задачу которого входила широкая пропаганда и агитация в художественной форме санитарно-оборонных, общегигиенических знаний и вопросов охраны здоровья детей, а также для освещения героического труда медицинских работников на фронте и в тылу.

Только за 1942-1943 годы театр показал свыше 400 спектаклей, которые просмотрели более 150 тысяч человек: воины, раненые, дети.

В репертуаре театра – произведения М. Горького, О. Вишни, Ю. Германа и других известных писателей.

о . О.

Свою первую роль в спектакле театра сыграл и М. Булгаков.

Он же был и автором некоторых пьес. Художественным руководителем театра в 1945-1946 годах был Юрий Александрович Завадский.

Театр состоял из двух бригад. Одна из них обслуживала взрослое население страны: фронт, прифронтовую полосу, районы, освобожденные от немецких захватчиков, госпитали. Она состояла из профессиональных актеров. Другая – детская- была рассчитана на аудиторию юных зрителей и артистами её являлись дети в возрасте от 8 до 14 лет. Эта бригада давала спектакли на детских площадках, в парках культуры и отдыха, в Центральном лектории для школьников при Наркомпросе РСФСР и в госпиталях столицы.

Репертуар театра санитарного просвещения: пьесы, комедии, скетчи, музыкальные сценки.

Театр внес большой вклад в развитие театральной деятельности кружков, созданных им. Он оставил после себя много самодеятельных коллективов, которые, получив накопленный опыт и знания в театральном искусстве, ещё долго продолжали свою работу.

В апреле 1945 года супруга Уинстона Черчилля Клементина Хозьер во время своего визита в Москву посетила Институт санитарного просвещения и присутствовала на одном из представлений детской группы театра санитарного просвещения, которое ей очень понравилось. В связи с тем, что она себя плохо чувствовала и была вынуждена по рекомендации врача уйти с представления раньше времени, она написала письмо-обращение к детям, в котором поблагодарила их за спектакль и врученные ей подарки, которые она обещала бережно хранить.

Кстати, супруга Уинстона Черчилля встречалась со Сталиным, вручила ему подарок – золотую ручку. В ответ Сталин подарил ей золотое кольцо, украшенное крупным бриллиантом, которое впоследствии было похищено у внучки Клементины. Судьба похищенного кольца неизвестна.

С начала Второй мировой войны Клементина Черчилль возглавила созданный ею «Фонд Красного Креста помощи России», чем оказала неоценимую помощь нашей стране. Благодаря ей было собрано восемь тысяч фунтов стерлингов, использованных для закупки и отправки в Москву продовольствия, медикаментов, одежды и инвалидных протезов.

За свою деятельность по оказанию помощи нашей стране Клементина Хозьер была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. День Победы в Великой Отечественной войне Клементина Хозьер встретила в Москве, зачитала по радио обращение своего мужа Уинстона Черчилля к нашему народу. Она посетила также Ленинград, Одессу, Сталинград, Ростов-на-Дону и Ялту.

В СССР Клементина Черчилль в тот год провела полтора месяца. Очень вероятно, что кроме личного интереса к стране, которой она оказывала помощь, причиной столь длительного путешествия было поручение мужа увидеть как можно больше и по возвращении пересказать ему свои впечатления. Уинстон Черчилль впоследствии написал и опубликовал шеститомный труд об истории войны, и вполне вероятно, что, во избежание ошибок, он поручил жене лично увидеть и описать ему последствия мировой бойни там, где они были более ощутимы.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) деятельность службы санитарного просвещения была направлена на подготовку населения к санитарной обороне, профилактику эпидемических заболеваний, борьбу с инфекциями, пропаганду донорства, знаний по санитарно-химической защите.



Институтом санитарного просвещения велась работа в эвакогоспиталях и в частях Красной Армии, гигиеническое обучение рабочих оборонных заводов и строек, также приоритетом была забота о здоровье детей и женщин-тружениц.

Лекции, беседы, памятки, плакаты были направлены на санитарную оборону и благополучие тыла.

Поскольку не хватало бумаги, то лозунги выпускали на обрезках и демонстрировали на киноэкранах, из-за закрытия типографий создавались трафареты и штампы.

Таким образом, санитарное просвещение внесло свой существенный вклад в дело победы советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обеспечив подготовку населения к санитарной обороне, профилактику эпидемий, массовых инфекционных заболеваний, пропаганду донорства, сохранив здоровье детей, тружеников тыла и скорейшее выздоровление и возвращение раненых воинов на поля сражений.