Тематическая информация

Санитарно-просветительная работа в Москве в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годов)

    САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МОСКВЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГОДОВ)

Согласно приказу НКЗ СССР №58 от 12.11. 1941 г. все органы здравоохранения и лечебно-санитарные учреждения все медицинские работники обязаны были вести санитарное просвещение населения в соответствии с практическими задачами. В приказе сообщалось: АГИТАЦИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОДНУ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ДЕЛЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ И САНИТАРНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ.

Газета «Медицинский работник» в то время писала об ответственности, которая ложилась на медицинские ВУЗы и институты - помимо усовершенствования врачей по специальности они должны были проводить обучение по вопросам агитации и пропаганды.

Перед медицинскими работниками ставились конкретные задачи: в тяжелейших условиях войны ДАТЬ МИЛЛИОНАМ ЛЮДЕЙ САНИТАРНО-ОБОРОННЫЕ ЗНАНИЯ (первая само- и взаимопомощь при ранениях, ожогах, поражениях боевыми отравляющими веществами), ЗНАНИЯ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ИНФЕКЦИЙ, вспышки которых могли легко возникнуть в условиях скученности, недоедания, на оккупированных территориях; ОБЕСПЕЧИТЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ТЫЛА АРМИИ.

Санитарное просвещение и до начала войны занималось этими вопросами. Снижение числа инфекционных заболеваний по всей стране и по Москве, рост общей и санитарной культуры произошли не без влияния санитарного просвещения. Этот опыт и помог всей московской организации санитарного просвещения выполнить вставшие перед ней новые задачи.

В Москве санитарное просвещение проводилось Бюро санитарного просвещения Мосгорздравотдела и руководимыми им домами санитарного просвещения. Большую методическую помощь им оказывал Институт санитарного просвещения.

С самого начала войны работа была осложнена тем обстоятельством, что большинство врачей – высококвалифицированные руководители санитарного просвещения – были мобилизованы на фронт. Из довоенного состава остались на месте только два руководителя ДСП. В руководство делом санитарного просвещения включились новые кадры, не имевшие соответствующего опыта. Поэтому МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ стала одной из основных задач.

До войны в Москве было 24 дома санитарного просвещения. В 1945 году был открыт 25-й (в Кировском районе). Большинство из них были хорошо оснащены (звуковые и немые киноаппараты, алоскопы, микроскопы, проекционные фонари, эпидиаскопы, наглядные пособия, выставки и др.). Дома санитарного просвещения имели постоянные кадры лекторов, которые проводили свою работу в красных уголках, домоуправлениях, в клубах, на заводах и фабриках и т.п. В дело санитарного просвещения были вовлечены врачи поликлиник и амбулаторий; работа проводилась по участковому принципу.

Каждый Дом санитарного просвещения имел крепкий актив здравоохранения, прошедший за последние годы хорошую подготовку и являвшийся прекрасным помощником врачей при проведении всех санитарных мероприятий в районе.

Война и начавшиеся вскоре беспорядочные бомбардировки города в эту стройную организацию внесли свои «коррективы». 22 Дома санитарного просвещения в связи с бомбардировками и требованиями момента переселялись (иногда неоднократно) из одного помещения в другое, не всегда достаточно приспособленное. Часто портились при этом помещения и оснащение домов санитарного просвещения.

К октябрю 1941 года в Бюро санитарного просвещения Московского городского отдела здравоохранения из 18 штатных работников в наличии имелся только один.

Это положение удалось поправить лишь к концу 1941 года. Большинство были люди новые, впервые включившиеся в руководящую работу по санитарному просвещению.

В целях методической подготовки кадров Бюро санитарного просвещения Мосгорздрава еженедельно проводили районные методические совещания работников домов санитарного просвещения и санкульторганизаторов поликлиник. Одновременно для них читались лекции по борьбе с инфекционными заболеваниями, по промышленной санитарии и др. Но подобный метод повышения квалификации со временем перестал удовлетворять потребности санитарного просвещения. В течение 1943 года в Центральном институте санитарного просвещения и ЦИУ врачей были организованы специальные курсы усовершенствования для заведующих Домами санитарного просвещения, методистов, лекторов районных домов санитарного просвещения. В этом году курс обучения прошли 111 человек.

Одновременно Бюро санитарного просвещения Мосгорздрава организовало курсы киномехаников для работы на аппаратах УП-2.

Однако полностью решить вопрос подготовки кадров не удалось. Большая текучесть руководящих кадров и лекторов домов санитарного просвещения мешали этому процессу. На базе Киевского дома санитарного просвещения был организован методический кабинет, работники домов санитарного просвещения участвовали в методических совещаниях и конференциях Института санитарного просвещения.

Все эти мероприятия позволили Московской городской организации санитарного просвещения перестроить свою работу, найти новые формы и методы её для решения основного вопроса – всеми силами и средствами содействовать победе над врагом.

Большую роль сыграло также то обстоятельство, что ДСП, реализуя приказ НКЗ СССР 1941 г. №58, старались привлечь к практической работе медицинских работников лечебных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ работы должно было подчинено текущим задачам здравоохранения.

Профилактика инфекционных заболеваний, донорство, само- и взаимопомощь, ГСО, уход за ранеными и т.п. – вот ТЕМАТИКА ВСЕХ ВИДОВ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ тех лет.

Появились и новые ОБЪЕКТЫ для санитарно-просветительной работы – бомбоубежища, эвакогоспитали, призывные пункты. Изменились СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ на обычных объектах, а также

РАБОТА С САНИТАРНЫМ АКТИВОМ.

РАБОТА В БОМБОУБЕЖИЩАХ. Налеты вражеской авиации привлекали в бомбоубежища огромные массы людей (женщин, детей, стариков). Основным бомбоубежищем городского масштаба было метро. Туда собирались сотни тысяч москвичей, которые нередко проводили там целые ночи. Именно здесь работники ДСП проводили лекции, беседы. Здесь развертывались небольшие передвижные выставки. Основные темы бесед – профилактика инфекционных болезней и оказание первой помощи при ранениях и поражениях ОВ. Работники Дзержинского, Советского и Таганского ДСП даже в этих условиях использовали передвижные киноустановки.

В укрытиях и бомбоубежищах лечебных учреждений, например, консультации №34 Дзержинского района, поликлиники №27 Фрунзенского района лекции и беседы проводили врачи этих лечебных учреждений.

РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ. В связи с мобилизацией основной массы работавших мужчин на фронт, на промышленные предприятия пришли женщины. Изменились и условия их работы. Приходилось использовать любые возможности: обеденный перерыв, заводское радио, медосмотры, заводскую печать, врачебные приемы на здравпунктах.

Основным содержанием санпросветработы были в то время личная гигиена, профилактика инфекционных, гнойничковых заболеваний и травм. На крупных заводах были организованы комнаты гигиены женщины. Через врачей здравпунктов в этих комнатах систематически проводились лекции и беседы не только по специфическим вопросам женской гигиены, но и по общим вопросам борьбы с профессиональными и инфекционными болезнями.

В комнатах гигиены женщины были развернуты выставки, демонстрировались плакаты, лозунги, в некоторых из них были сформированы библиотечки санитарно-просветительной литературы.

Врачи и медицинские сестры медсанчастей и здравпунктов совместно с общественными санитарными инспекторами и активом работниц предприятий приводили его в надлежащее санитарное состояние, обеспечивая лучшие условия труда, оберегая рабочих от инфекций, тем самым сохраняя каждый рабочий день для фронта, для победы.

РАБОТА В ШКОЛАХ И РЕМЕСЛЕННЫХ УЧИЛИЩАХ.

В первые годы войны (1942-1943 годы) значительная часть школ была закрыта. Некоторая часть школьников оставалась в Москве, и они инстинктивно группировались вокруг школы. Не эвакуировалась и часть педагогов, которые также не теряли связь со своими школами. В результате в некоторых районах продолжали существовать школьные коллективы. Работники домов санитарного просвещения совместно с комитетами РОКК готовили из школьников значкистов ГСО; были организованы школьные санитарные дружины, проходившие практику в лечебных учреждениях; шефские бригады для работы в госпиталях. Школьников также привлекали для проведения санпросветработы среди населения. Так, бригада школы №28 Фрунзенского района провела в домоуправлениях 400 бесед; она же организовала 525 лекций , прочитанных врачами. Большое внимание уделялось работе учащихся в госпиталях. Бригады посещали госпитали в определенные для этого дни и часы. В самих госпиталях они имели «свои» палаты, а некоторые школьники и «своих» раненых. Благодаря влиянию медицинского состава госпиталя дети приобрели целый ряд санитарных навыков, которые они переносили и в школу, и в семью.

Каждый ДСП, приспосабливаясь к нелегким условиям военного времени, сумел провести через школу большую работу.

Так, ДСП Сталинского района из-за крайнего недостатка листовок раздал 170 листовок учащимся, чтобы они в домоуправлениях, красных уголках прочли их взрослым. На листовках затем указывалось число прослушавших чтение, место чтения и дата. Данные заверялись подписью ответственного лица. Через месяц число прослушавших текст листовки составил 1235 человек.

ДСП Бауманского района организовал тимуровские команды: в 1942 г. – 3 команды (39 человек), 1943 г. – 6 команд (73 человека), 1944 г. – 9 команд (172 человека), 1945 г. – 9 команд (116 человек). Они привели в полный санитарный порядок 39 дворов, провели 1695 читок листовок, распространили 48 260 листовок; для ДСП было изготовлено 3 315 лозунгов с рисунками. За два года (1943-1944) организовано 109 выступлений детской художественной самодеятельности на санитарно-просветительные темы.

Подобные примеры можно было бы привести и по другим районам. В большинстве школ были созданы санитарные активы. Результатом было вовлечение педагогического персонала школ в санитарно-просветительную работу, поднятие санитарной культуры самих школ, повышение санитарной культуры школьников (на уроках биологии ученики делали доклады на санитарные темы).

Не были забыты и родители. Врачи, медицинские сестры и частично педагоги проводили лекции и беседы с родителями о личной гигиене, борьбе с инфекциями, о физкультуре и спорте, гигиене девушек и т.д.

Цифровые данные в определенной мере характеризует эту работу. Приводим данные в качестве примера за сентябрь 1944 года:

1. Уроков по охране здоровья – 130 (5011 детей).

2. Диктантов – 74 (2913 детей).

3. Бесед с учащимися – 395 (19 204 слушателей).

4. Бесед с родителями – 19 (891 слушатель).

5. Лекций и бесед с педагогами – 6 (163 слушателя).

Как ни высоки цифры, отражающие работу ДСП в школах, все же общий охват школ санитарным просвещением был недостаточен. Этот факт был отмечен в отчете Бюро санитарного просвещения Мосгорздравотдела за 1945 год.

РАБОТА В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ДСП рассматривали лечебно-профилактические учреждения как объект санитарной культуры и санитарного просвещения населения.

Во многих поликлинических учреждениях коридоры ожидания были украшены художественными, яркими, образными плакатами-рисунками, к оформлению которых привлекались все работники поликлиники. Во всех поликлиниках ежедневно в часы массового скопления больных в поликлинике проводились лекции и беседы врачей, используя вывешенные рисунки и плакаты как наглядные пособия.

Во время лекций и бесед проводилась раздача памяток и листовок. Беседы часто чередовались с громкими читками санитарно-просветительной литературы, которые проводили медицинские сестры.

В некоторых поликлиниках были организованы киоски, где посетитель мог получить для прочтения популярную медицинскую литературу на интересующую его тему (без права выноса её за пределы поликлиники).

Распространение получили индивидуальные беседы врача с больным во время приема, групповые приемы однородных больных, письменные советы врача по лечению, уходу, режиму (так называемый «совет-рецепт») и т.д.

В основу работы на участке поликлиники была положена самодеятельность не только организованного населения (школы, промышленные предприятия), но и неорганизованного населения (домохозяйки) в целях создания здорового дома, квартиры, улицы, квартала, района. Эта самодеятельность вырастала из глубокого патриотизма советских людей, из их активного желания победить и разбить ненавистного врага.

В больницах формы работы по санитарному просвещению были несколько отличными от аналогичной работы в поликлинике. Основной формой работы являлась беседа палатного врача или медицинской сестры, иногда использовались громкие читки санитарно-просветительных материалов. Содержанием бесед и читок служили причины возникновения и распространения тех заболеваний, с которыми лежали больные в данном лечебном учреждении.

ДСП через санпросветорганизаторов лечебных учреждений предпринимали все меры, чтобы врачи и медицинские сестры были подготовлены для работы по санитарному просвещению населения в условиях военного времени.

РАБОТА В ЭВАКОГОСПИТАЛЯХ, НА ПРИЕМНЫХ И ПРИПИСНЫХ ПУНКТАХ.

Санитарно-просветительная работа в госпиталях проводилась их медицинскими работниками и охватывала как бойцов, так и младший персонал. Так, в Красногвардейском районе выздоравливающих в эвакогоспиталях обучали методам оказания первой помощи. Занятия с бойцами проводились с использованием алоскопических лент.

В госпитале были установлены электрифицированные выставки со сменной тематикой. ДСП предоставил в один из госпиталей узкопленочный киноаппарат, и таким образом можно было демонстрировать по палатам художественные, санитарно-оборонные и санитарно-просветительные фильмы.

По палатам проводилась читка санитарно-просветительной литературы, бойцам раздавались листовки, лозунги, брошюры по санитарно-оборонным и противоэпидемическим вопросам. Проводились беседы через местный радиоузел.

В Таганском районе с самого начала войны основным элементом в обслуживании больных были киносеансы, которые проводились в палатах для лежачих бойцов.

Таких сеансов художественных и медицинских фильмов было проведено 337 и один спектакль театра Института санитарного просвещения. За время обслуживания госпиталей проведено 223 лекции с охватом 137 816 человек и 1864 беседы с охватом 28 251 человек. Кроме того, при Домах санитарного просвещения были организованы специальные курсы для медицинских сестер по 12-часовой программе, которые окончили 28 сестер. В самом госпитале проведено 47 семинаров для сестер с охватом 521 человек. Проводились также семинары с выздоравливающими бойцами.

В госпиталях организовывались вечера вопросов и ответов, выпускались листовки и санитарные бюллетени по профилактике инфекционных заболеваний и режиму выздоравливающих бойцов.

Было организовано в госпиталях 5 выставок и 4 санитарных уголка.

Следует отметить проведение ДСП Таганского района 8-часового семинара с женами командиров. Все выпущенные 27 человек были направлены для работы в госпитали.

Активную работу проводили ДСП на призывных пунктах. ДСП Таганского района организовал 5 выставок, 4 санитарных уголка, проведено 55 лекций и 148 бесед.

ДСП Советского района уже в ночь на 23 июня 1941 года организовал выставки на всех призывных и отправочных пунктах райвоенкоматов. У выставок лекторы проводили беседы и обучали мобилизованных оказанию первой, доврачебной помощи.

В Киевском районе на призывных пунктах и в медико-санитарных формированиях практиковался показ правил и приемов оказания само - и взаимопомощи в боевой обстановке. В госпиталях иногда велись беседы непосредственно с ранеными на темы, связанные с уходом за раной, о пользовании протезом и др.

Так в процессе самой работы возникали и складывались формы и методы санитарно - агитационной работы на призывных пунктах и в госпиталях.

РАБОТА В АПТЕКАХ.

Несколько изменилась по сравнению с предвоенным временем санитарно-просветительная работа через аптеки. Сталинский ДСП в 5 аптеках провел с их работниками семинары по борьбе с желудочно-кишечными заболеваниями. Семинары имели своей целью не только сообщить работникам аптек определенную сумму знаний, но и сделать их способными к активному внедрению в население определенных знаний.

В ряде аптек других районов были организованы выставки, витрины, «доски вопросов и ответов», устные консультации.

Основными темами были темы по борьбе с инфекциями. Существенное место заняла тема о сборе лекарственных растений.

В Первомайском районе, кроме всего вышеуказанного, при выдаче лекарств и в ручной продаже раздавались листовки. Куйбышевский ДСП за один год провел в аптеках 730 лекций. Таганский ДСП в течение 1944 года провел только в двух аптеках 36 консультаций с охватом 456 человек.

РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННЫМ АКТИВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ в годы войны неоднократно менялась, как и сам актив (мобилизация, эвакуация). Менялись формы и методы работы, а также руководство им со стороны ДСП.

В первый год войны активисты дежурили в убежищах, эвакопунктах, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными. Через них же ДСП распространяли и санитарно-просветительную литературу.

В 1942 году в связи с приказом о создании института общественных санитарных инспекторов (ОСИ) изменились коренным образом и задачи актива и работа с ним. Основной задачей ОСИ стало сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия тыла и фронта. На ДСП была возложена задача санитарной подготовки ОСИ с расчетом сделать их вполне способными решать возложенные на них задачи. Одновременно ДСП должны были найти соответствующие формы их использования. За годы войны был выработан ряд форм этой работы. Каждый районный ДСП, учитывая особенности своего района, по-своему решал эту задачу.

Кировский ДСП впервые начал проводить так называемые «профилактические дни», в которых участвовали медицинские работники, актив РОКК, доноры и актив здравоохранения (впоследствии санитарные инспекторы). Первый «профилактический день» был проведен 10 февраля 1942 года. Задачей этих «профилактических дней» являлось привлечение внимания населения к наиболее актуальным вопросам данного периода. Так, например, в период, когда не работали канализация и водопровод, и дворы были загрязнены отбросами, а транспорта для вывоза мусора не было, необходимо было мобилизовать население на очистку дворов, закапывание отходов, сжигание мусора и т.д.

Организация этой работы и проведение среди населения соответствующей агитации возлагались на медицинского работника, прикрепленного к данному объекту.

Такое организационное построение оказалось возможным и вполне доступным, благодаря тому, что в Кировском районе все жилые дома были распределены среди медицинских работников района. К каждому объекту для санитарно-профилактического обслуживания был прикреплен врач или медицинская сестра. Этот медицинский работник отвечал за проведение на своем объекте всех санитарных мероприятий, в том числе и санитарно-просветительной работы.

Только за один «профилактический день» было проведено 652 лекции   беседы с охватом 10 548 человек.

В дальнейшем эти «профилактические дни» превратились в профилактические декадники и месячники. Эти мероприятия вполне оправдывали себя.

К каждому врачу было прикреплено определенное количество ОСИ, за обучение которых он отвечал. По мере роста актива возникла необходимость создания единой системы руководства этим активом. Так возник «день актива» (проводился ежемесячно). В Киевском районе он был единым для всего актива района, проводился регулярно и в обязательном порядке.

Такие «дни» обычно проводились накануне массового районного мероприятия – санитарного похода – и служили подготовкой каждого активиста е предстоящему выполнению конкретной работы во время очередного похода.

Таким образом, актив заранее знал дату, место проведения и тематику очередного похода.

Санитарные походы в Киевском районе проводились активно и эффективно. За 1944 год в походах участвовало 5 200 активистов, которыми были обследованы 32 133 объекта, дано было более 3000 предложений, очищено 1800 объектов, подвергнуты санитарной обработке 231 комната и 309 человек.

Интересен опыт ДСП Киевского района по привлечению партийного актива к участию в санитарной агитации. В парткабинете была развернута выставка «В помощь санитарному агитатору» по вопросам профилактики сыпного тифа и личной гигиены. Имелась тематическая литература для агитатора, материалы для громких читок.

Сокольнический ДСП (1943) организовал квартальные комитеты. В состав комитета входили: участковый врач, его помощник, управдом (комендант), участковый инспектор милиции и ОСИ. Всего в районе было создано 120 комитетов, в которых работали 525 ОСИ.

Квартальные комитеты организовывали воскресники, проводили месячники чистоты, стимулировали население к повышению санитарного уровня. За три года было 17 слетов комитетов, в которых приняли участие 1760 ОСИ.

Таганский ДСП практическую работу по поднятию санитарного состояния района проводил в форме воскресников по очистке района.

В них участвовало: в 1942 году – 10 000 человек, в 1943 году – 12 000 человек, в 1944 году – 10 000 человек, в 1945 году – 13 000 человек.

Перед воскресниками и во время их проведения было проведено:

лекций – 207 ( 1323 слушателя);

бесед – 3 459 ( 21 994 слушателя);

Роздано листовок и брошюр – 28 700 экземпляров.

Со временем воскресники сменили месячники.

Подобные мероприятия проводились и другими ДСП Москвы.

Эта работа вовлекла в санитарный актив десятки тысяч людей. В процессе практической работы эти люди стали грамотными в санитарном отношениии могли помочь в привитии полученных знаний и навыков в своей семье, в быту и на производстве. ОСИ сыграли свою благотворную роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия города, а ДСП создали из них хорошо обученный актив, на который они могли опираться в своей повседневной работе.

РАБОТА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДОНОРОВ.

Патриотический подъем, появившийся во всех слоях нашего общества с началом войны, привлек в ряды доноров многие и многие тысячи москвичей. Этот порыв облегчил в определенной степени работу ДСП по привлечению новых доноров. Помимо агитации за вовлечение в донорство, ДСП разъясняли безопасность для здоровья сдачи крови, наличие противопоказаний и т.д. Вся работа ДСП в этом направлении проводилась в тесном сотрудничестве с организацией Красного Креста. Формы работы – лекции, беседы, передвижные выставки, санитарные уголки и т.д.

За годы войны, например, ДСП Октябрьского района провел 11 813 лекций и бесед с охватом 52 656 слушателей, ДСП Таганского района организовал 12 953 лекции и беседы. Охват слушателей составил 58 530 человек.

РАБОТА ЧЕРЕЗ ЗАГС.

В 1943 году Киевский ДСП решил использовать ЗАГС как объект санитарно-просветительной работы. ДСП создал «Подарок молодой матери» - небольшой набор популярной литературы из серии «Библиотечка молодой матери». После регистрации брака ДСП вручал поздравление и подарок. В «Подарок» было вложено письмо с гигиеническими рекомендациями по воспитанию здорового ребенка, о прививках. К сожалению, эта инициатива не получила дальнейшего развития.

ШЕФСКАЯ РАБОТА.

По мере того, как под ударами Советской Армии фашистские захватчики откатывались назад, перед органами здравоохранения встала задача восстановления временно оккупированных районов.

Работники ДСП Москвы (Бауманский, Первомайский, Советский)включились в эту работу, взяв на себя шефство над освобожденными районами. Шефство выражалось в различных формах. Была организована бригада в помощь Волоколамскому району (Московской области), которая проводила подворные обходы, выявляя заболевших, рассказывая о сущности заболевания и мерах его профилактики. Она организовывала «Дни профилактики», чтение лекций, проведение бесед, семинаров для ОСИ, организовывала просмотр фильма «Сыпной тиф», организовала 52 уголка, выпустила 4 санитарных бюллетеня, распространила 15 000 листовок.

ДСП Советского района взял шефство над лечебно-профилактическими учреждениями Солнечногорского района, снабдив их массовой литературой, наглядными пособиями, выставками и плакатами.

Аналогичную работу провел ДСП Первомайского района в Туле.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУМОЙ ДОМАМИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ В МОСКВЕ

Наиболее доступным и, следовательно, наиболее популярным методом санитарно-просветительной работы, являлся МЕТОД УСТНОЙ ПРОПАГАНДЫ - лекции и беседы.

Количественные представления об объеме проведенной работы дает таблица.

Под беседами здесь подразумеваются краткие – 5-10-15 - минутные сообщения, иногда с последующим обсуждением.

Эти цифры демонстрируют некоторые тенденции санитарно-просветительной работы за годы войны.

Условия работы и быта москвичей не давали возможности проводить длительные и подготовленные лекции. Необходимо было использовать любую свободную минуту, любое скопление людей. Да и врачи предпочитали использовать для работы с населением беседы.

Бюро санитарного просвещения Мосгорздрава со второй половины 1942 года стало систематически проверять качество лекций, проводимых в районах. Следует отметить, что лекторов, не соответствующих своему назначению, выявлено было немного.

Как только фронт отдалился от Москвы, как только жизнь в столице стала возвращаться к более нормальным условиям, эвакуированное население, в том числе и врачи, начало понемногу возвращаться, стал восстанавливаться участковый принцип московской лечебно-профилактической организации. Если в 1943 году основная масса бесед и лекций поводилась на предприятиях, то в 1944 году их место занимают уже лечебно-профилактические учреждения, а в 1945 году – домоуправления и общежития; лечебно-профилактические учреждения – второе, предприятия – третье. Другими словами в 1945 году примерно восстановилось соотношение между объектами, которое существовало до 1941 года.

Несколько сложнее обстояло дело с наглядными пособиями. То, что осталось от мирного времени в области наглядной пропаганды, было почти полностью исчерпано. Необходимо было проявить инициативу, изобретательность, выдумку, чтобы найти выход из критического положения. Поиски шли по ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ.

Во-первых, разработка оригинальных выставок. В 1943 году были организованы выставки :

Киевским ДСП – «Витамины», «Сыпной тиф».

Свердловским ДСП – выставка для бомбоубежищ.

Фрунзенским ДСП – «Кишечные инфекции» и т.д.

В 1944 г. Бюро санпросвета Мосгорздрава имело уже в своём распоряжении некоторые материальные фонды. Всего на 1944 год было запланировано 1 400 выставок, выполнено 1478; в школах – 564; в яслях и детских садах – 410; в аптеках – 295; в общежитиях – 309.

Кроме того, выставки были организованы в госпиталях, на вокзалах, в столовых и в ряде других общественных мест.

Основными темами выставок были: борьба с инфекционными заболеваниями, детские инфекции их профилактика, охрана материнства и младенчества, оборонные темы, первая помощь при ранениях и при поражениях ОВ и др.

Во-вторых – монтаж из различных подручных материалов, старых плакатов, отдельных фото и пр. Много изобретательности вносили санпросветработники в это дело. Вот почему эти «примитивные» выставки этого периода имели большой успех у населения. Так, Сталинский ДСП смонтировал 35 выставок, которые экспонировались на 258 объектах. Таганский ДСП организовал выставку к сессии Московского Совета, которая отразила работу района по здравоохранению Она была отмечена как одна из лучших. Подобную же выставку организовал ДСП Москворецкого района под названием «Здравоохранение за четыре года Великой Отечественной войны».

Забегая несколько вперед, надо отметить, что Бюро санпросвета Мосгороздрава в 1946 году организовало выставку-конкурс на лучшие наглядные пособия, изготовленные местными силами. Показ вызвал большой интерес среди широкой публики. Особым вниманием у посетителей пользовались объемные макетные вертушки: «Витамины» (Сталинский ДСП), «Гигиена школьника» (Пролетарский ДСП), ребусы по профилактике сыпного и брюшного тифов (Пролетарский ДСП), бюллетень по желудочно-кишечным инфекциям (поликлиника КИМ. Таганский район).

Что касается печатного слова, то до середины 1943 года ДСП имели в своем распоряжении старые запасы листовок, брошюр, лозунгов и других материалов, частично пополнявшихся изданиями Центрального института санитарного просвещения, собственными изданиями ДСП, изданиями Государственного медицинского издательства и из других источников.

Но с этого времени, вследствие ограниченности бумажных фондов и уменьшения количества этих материалов, пришлось изменить методы использования их.

Сталинский ДСП, например, использовал библиотеки: в каждую выдаваемую книгу вкладывалась листовка с тем, чтобы она была возвращена вместе с книгой. Всего было прочитано таким образом 75 497 листовок. Ряд ДСП использовали метод «громких читок» в общежитиях, в квартирах.

Медицинские работники при посещении больных на дому не только оставляли листовку, но предварительно её прочитывали, разъясняли содержание и отвечали на возникавшие вопросы. При повторном посещении листовку в ряде случаев забирали и оставляли в другой квартире. Этот метод оказался более эффективным, нежели метод простого оставления листовки, и использовался всеми ДСП Москвы. Листовки стали сопровождать, дополнять и закреплять содержание беседы медицинского работника.

Важнейшей задачей санитарного просвещения в годы войны являлась АГИТАЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С ОХРАНОЙ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА. Ослабленные тяжелыми условиями военного времени, дети особенно подвергались опасности возникновения инфекционных и других заболеваний. Это отмечалось в специальных методических указаниях Наркомздрава СССР. Для матерей предлагалось ОБУЧЕНИЕ НА ЗАОЧНЫХ КУРСАХ, ЧТЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫХ ПАМЯТОК, ВЫПУСК САНИТАРНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ И ПЛАКАТОВ.

Вот некоторые образцы популярных материалов, выпущенных в годы Великой Отечественной войны:

Брошюра, подготовленная академиком Н.Ф. Гамалея «Грипп и борьба с ним». Издательство Академии наук СССР.1942 год.

Памятка профессора А.В. Рейслера «Личная гигиена работника общественного питания», подготовленная методической секцией санитарного просвещения Московского областного отдела здравоохранения. 1944 год.

Брошюра. В.С. Ершов «Уход за больным в домашних условиях», серия «Библиотечка санпостовца», выпущенная Центральным институтом санитарного просвещения Наркомздрава СССР. 1942 год.

Материал для громкого чтения «Из чего складывается и как возникает эпидемия?».

Авторами текстов уникальной серии грампластинок, выпущенной Институтом санитарного просвещения Наркомздрава СССР в 1941 году, были известные деятели отечественной медицинской науки, здравоохранения, опытные врачи – популяризаторы гигиенических знаний среди населения.


Берегитесь гриппа.pngБоритесь с брюшным тифом.pngМалярия.pngНе курите!.png


О стирке пеленок.pngОберегайте ребенка от заболевания поносом.pngПредохранительные прививки против дефтерии.pngПрививки против кори.png

Так, автором тематических материалов «Берегитесь гриппа» и «Не курите!» - профессор, заслуженный деятель науки М.П. Кончаловский.

Автором материала на тему: «Боритесь с брюшным тифом» стал известный инфекционист А.Ф. Билибин.

Текст пластинки на тему: «Малярия» был подготовлен начальником отдела по борьбе с малярией Наркомата здравоохранения СССР Сергиевым.

Автором материалов «О стирке пеленок» и «Оберегайте ребенка от заболевания поносом» стала врач Е.И. Гутина.

Материал «Прививки против кори» составлен проф. Ю.Ф. Домбровской.

Текст пластинки «Предохранительные прививки против дифтерии» подготовил заслуженный деятель науки В.И. Молчанов.

Уникальную серию пластинок озвучил известный диктор радио Ю.Б. Левитан. Именно его голос, ассоциировавшийся советским народом со сводками СОВИНФОРМБЮРО о положении на фронтах Великой Отечественной войны, побуждал население к обязательному выполнению простых гигиенических мероприятий, проведению профилактических прививок, что в итоге давало положительный эффект.

ТАКОВЫ БЫЛИ ФОРМЫ И МЕТОДЫ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В МОСКВЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ.



ЛИТЕРАТУРА:

1. «Санитарное просвещение». Институт санитарного просвещения МЗ СССР. 1948 год. Сборник, посвященный вопросам санитарного просвещения в годы Великой Отечественной войны. Ч. 1 и П.

2. «Санитарное просвещение». Институт санитарного просвещения МЗ СССР. 1948 год. «Санитарное просвещение и ликвидация медико-санитарных последствий войны».

3. Ж. «Советское здравоохранение». 1942. Наркомздрав СССР. Медгиз. «Пути и формы санитарной агитации в условиях войны».