Информация для населения

Правила личной гигиены дошкольника и младшего школьника

Овладение навыками личной гигиены не только содействует профилактике различных инфекционных заболеваний, но и служит воспитанию элементарной культуры. О том, какие правила надо обязательно соблюдать и каких неприятностей можно избежать, если не пренебрегать элементарными правилами гигиены, рассказывает Наталия Борисовна Мирская, доктор медицинских наук, врач по гигиеническому воспитанию Центра гигиенического образования населения Росптребнадзора

Какое значение имеет гигиеническое воспитание детей?

Гигиеническое воспитание способствует развитию эстетических чувств, и нужно суметь доказать детям, что то что полезно, с точки зрения гигиены и соответственно здоровья, то и эстетично (чистые руки, волосы, носовой платок, расчёска, зубная щётка, одежда, обувь, здоровые белые зубы и т.д.).

Дети должны быть убеждены, что неряшливый человек, не соблюдающий правила гигиены, неприятен для окружающих, а также опасен как распространитель многих инфекционных заболеваний. У дошкольников и младших школьников в процессе гигиенического обучения необходимо формировать навыки личной гигиены, сознательное отношение к сохранению своего здоровья и здоровья своих близких, товарищей и окружающих людей.

Для того чтобы дети лучше понимали и усваивали учебный материал, важным моментом обучения должны быть хорошо подобранные иллюстрации, рисунки, таблицы, кроме того, в гигиеническом воспитании детей всегда помогут сказки, пословицы, поговорки, загадки и литературные тексты.

С раннего детства необходимо приучать ребёнка пользоваться носовым платком. Ребёнку нужно объяснить, что при кашле и чихании, даже если человек здоров, из его носоглотки выделяется большое количество болезнетворных микробов и если не пользоваться носовым платком, то с брызгами происходит заражение окружающих.

Кроме того, отсутствие носового платка является основной причиной несформированного, особенно у дошкольников и младших школьников такого очень важного для здоровья навыка как правильно сморкаться. В этом случае ребёнок втягивает в себя и проглатывает отделяемое из носа, что очень вредно. В последнее время, к сожалению, это становится распространённым явлением.

Как правильно использовать носовой платок при сморкании?

Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Далее платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать его, но и не складывать.

Если использованный, например, для носа платок сложить, то можно забыть, что он был уже использован, и через некоторое время воспользоваться им как чистым. Это опасно, т.к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т.д. вызывая такие заболевания как конъюнктивит, ячмень, герпес, стоматит и др.

Отсутствие у ребёнка носового платка способствует развитию у него таких

вредных для здоровья привычек как:

- вытирать пальцами, ладонью, кулаком, рукавом одежды: нос, рот, слёзы из глаз, пот со лба и других частей лица, а также шеи;

- сморкаться «в два пальца» на улице, а мотом вытирать руки об одежду или окружающие предметы, распространяя инфекцию;

- тереть руками глаза;

- Вынимать пальцами попавшую в глаз ресницу, соринку и др.

Поэтому необходимо чтобы у каждого ребёнка был отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.

Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если ими не пользовались. Вытирать глаза, рот, лоб, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.

В последнее время стали отдавать предпочтение бумажным салфеткам или платкам. Насколько это правильно?

Что касается использования бумажных разовых носовых платков в повседневной жизни, то полная замена ими носовых платков из ткани не рекомендуется.

Бумажные разовые носовые платки можно сравнить с разовыми бумажными полотенцами, скатертями, посудой, которые следует использовать в общественных местах, в дороге лишь иногда.

В отличие от носовых платков из ткани разовые бумажные носовые платки имеют ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать их в качестве защиты от заболеваний:

- бумажный разовый носовой платок не позволяет сформировать навык правильного сморкания;

- высокая способность бумажного платка впитывать влагу и его маленький размер делают его быстро абсолютно мокрым (даже от одного сморкания), что не позволяет высморкаться в него несколько раз – столько сколько необходимо;

- даже мягкая бумага, из которой сделаны разовые платки, может оказать раздражающее действие на кожу, так использование для сморкания нескольких бумажных платков подряд (особенно при насморке) может вызвать сильное раздражение кожи под носом и вокруг него (покраснение, боль).

Разовый бумажный носовой платок не предохраняет от распространения инфекции:

в силу высокой впитывающей влагу способности бумажного платка и его маленького размера даже после одного сморкания на руки, особенно при насморке, попадает много болезнетворных микробов.

Другим фактором риска распространения инфекционных заболеваний нередко является отсутствие места безопасного временного хранения и утилизации использованных разовых носовых платков: у детей, как правило, отсутствует свой специальный, пакет для временного хранения использованных разовых носовых платков.

Во время учебных занятий в школе, даже при наличии у учащихся индивидуальных пакетов для временного хранения использованных носовых платков и мусорной корзины в классе, во время урока, как правило, нет возможности выбросить использованные разовые носовые платки, и школьники вынуждены класть их рядом с собой на рабочий стол. Довольно много таких платков накапливается за урок, но особенно много их бывает, если у детей насморк.

В связи с тем, что разовые платки сделаны из бумаги они не могут быть использованы: когда из глаз текут слёзы во время плача, сильного смеха, при резком изменении внешней температуры воздуха (тепло-холод, холод-тепло), при потреблении горячей пищи, при реакции на яркий свет, едкие вещества, при попадании в глаз инородного тела и т.д.; при повышенном выделении пота на лбу и других частях лица, а также шеи.

Таким образом, современный ребёнок, постоянно нуждается в наличии и активном использовании носовых платков, причём не только, непосредственно для носа. Платков должно быть несколько, а предпочтение следует отдавать платкам из ткани.

Известно, что при отсутствии навыков дети имеют риск получить различные заболевания. Какие наиболее типичные заболевания развиваются в ситуации пренебрежения гигиеническими правилами?

В результате проведённого анкетирования родителей и анализа результатов медицинских осмотров ряда общеобразовательных учреждений Москвы выявлена высокая распространённость нарушений и заболеваний органа зрения, которая составила 46,1% (43,9% среди мальчиков и 48,8% среди девочек). На первом месте оказались воспалительные заболевания придаточного аппарата глаза в виде конъюнктивита (22,2%) и ячменя (5,1%), что в сумме составило более 27% от всех выявленных нарушений и заболеваний органа зрения.

Какими симптомами характеризуется конъюнктивит?

Конъюнктивит - это воспаление слизистой оболочки век и глазного яблока (конъюнктивы). Является одним из наиболее распространённых заболеваний глаз, что связано с доступностью конъюнктивы воздействию различных факторов окружающей среды: болезнетворных бактерий и вирусов (инфекций), а также механических и термических раздражителей. Чаще конъюнктивит имеет инфекционную природу.

Различают острый и хронический конъюнктивит. Острый конъюнктивит начинается сразу, без предвестников, и почти всегда на обоих глазах одновременно. Возникают слёзотечение, чувство жжения и рези в глазах. Веки припухают. Конъюнктива отекает и резко краснеет. Появляются обильные слизистые, чаще гнойные выделения.

В некоторых случаях конъюнктивит может сопровождаться насморком и общими расстройствами: головной болью, бессонницей, повышением температуры тела.

При появлении первых признаков острого конъюнктивита прежде всего необходимо устранить причинный фактор и провести лечение способствующего конъюнктивиту заболевания.

Как бороться с этим состоянием?

При остром инфекционном конъюнктивите эффективны противобактериальные, противовирусные и другие (в зависимости от вида возбудителя инфекции) лекарственные средства. Использовать лекарства можно лишь по назначению врача и под его контролем. Заметное облегчение приносят различные вяжущие и обезболивающие средства в виде капель.

Нельзя накладывать на глаза повязку, так как это создаёт благоприятные условия для развития микробов, а также способствует вовлечению в процесс роговицы. По мере накопления гноя глаза необходимо обильно промывать с помощью кусочка ваты, смоченного свежекипячёной остуженной водой, в направлении от наружного угла глаза к внутреннему углу (к носу). Нельзя прекращать лечение без разрешения врача, даже если исчезли видимые признаки конъюнктивита. В таких случаях болезнь может принять затяжное, хроническое течение.

Как происходит заражение?

При остром инфекционном конъюнктивите возбудители инфекции обычно передаются через предметы обихода (постельные принадлежности, полотенца, носовые платки и др.). Нередко возбудитель заносят в здоровые глаза грязными руками. Поэтому в профилактике заболевания главную роль играет соблюдение правил личной гигиены.

Иногда симптомы конъюнктивита могут быть выражены слабо – имеются лишь небольшое покраснение конъюнктивы и скудное отделяемое, которое скапливается по утрам в виде гнойного комочка у внутреннего угла глаза.

Однако следует помнить, что конъюнктивит, вызываемый бактериями и вирусами, т.е. инфекционный, независимо от остроты проявления является очень заразным.

Какие ещё воспалительные заболевания глаз встречаются у детей?

Ячмень – острое гнойное воспаление волосяного мешочка ресницы и сальной железы, находящейся у края века. В начале заболевания у края века образуется ограниченная болезненная красноватая припухлость, возникает отёк кожи и слизистой оболочки века. Через 2-3 дня на верхушке припухлости появляется гнойная головка, при вскрытии которой выделяется гной.

Чаще всего ячмень развивается вследствие нарушения гигиенических правил - вытирания глаз грязным полотенцем, платком или руками.

Возможно возникновение сразу нескольких ячменей, которые могут сливаться в один, что сопровождается ухудшением общего состояния, повышением температуры тела. Нередко процесс носит повторяющийся характер.

Какие методы лечения существуют и чего делать нельзя при этом заболевании?

В начале заболевания область болезненной точки на веке можно смачивать 3-5 раз в день 70% спиртом или 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени, что нередко позволяет приостановить дальнейшее развитие процесса. При развившемся ячмене врач назначает сульфаниламиды, антибиотики, чаще в виде капель или мазей, сухое тепло, УВЧ-терапию на область поражения.

Не следует применять компрессы и влажные примочки, так как они могут способствовать распространению инфекции. Весьма опасно выдавливать из ячменя гной, так как при этом инфекция может распространиться по кровеносным сосудам и привести к серьёзным осложнениям: менингиту, сепсису, флегмоне глазницы и др.

Каковы профилактические меры?

Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний является контроль за чистотой рук.

Профилактика ячменя заключается в тщательном соблюдении правил личной гигиены, своевременном лечении заболеваний, которые могут ослабить защитные силы организма.

На грязных руках содержится большое количество болезнетворных микробов, которые попадая на кожу и слизистую глаз, могут вызвать заболевание, поэтому руки должны быть всегда чистыми, а детей, имеющих вредную привычку постоянно тереть лицо и глаза руками, нужно от этой привычки срочно отучать.

Обычно процесс мытья рук проходит автоматически, и никто об этом не задумывается…. Есть ли правила для этой повседневной гигиенической процедуры?

Приучать ребёнка мыть руки нужно с раннего детства. Этот навык должен быть полностью сформирован к концу дошкольного возраста. Однако дети нерегулярно моют руки, придя с улицы, перед едой, после игр, посещения туалета, общения с животными. Родители и педагоги, к сожалению, часто ограничиваются лишь формальным контролем за тем, вымыл ли ребёнок руки или нет, не обращая внимания на то, как он это сделал.

Между тем детям необходимо знать, когда, как и зачем они должны мыть руки. Руки нужно мыть несколько раз в день: перед едой, придя с улицы, после посещения туалета, после общения с животными и т.д., т.е. после любого загрязнения.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребёнка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.

Как правильно мыть руки?

1.      Бумажное полотенце целесообразнее использовать в общественных местах.

2.      Мыть руки нужно с мылом под струёй воды из под крана, кувшина, ковшика, но не в тазу.

3.      При наличии в трубах горячей воды её необходимо немного смешать с холодной, сделав сильно тёплой. Чем вода горячее, тем она лучше смывает грязь.

4.      Использование мыла при мытье рук обязательно, особенно если нет горячей воды. Руки, вымытые холодной водой без мыла, чистыми считать нельзя.

5.      Руки следует намыливать1-2 раза.

6.      Мыло тщательно смыть водой.

7.      После мытья рук их следует вытереть насухо чистым сухим полотенцем. Полотенце у каждого ребёнка должно быть своё.

8.      Если полотенце после того, как ребёнок им вытер руки, осталось чистым, означает, что руки вымыты хорошо.

9.      Для того чтобы определить насухо ли вытерты руки, надо приложить руки тыльной стороной ладони к лицу и тем самым определить их сухость.

Продолжительность всей процедуры занимает 40-60 секунд.